Научное обоснование коррекции питания и пищевого статуса детей школьного возраста Красноярского края (07.09.2009)

Автор: Шевченко Ирина Юрьевна

элементов

в волосах Зависимая

переменная (у) –

распространенность

заболеваемости

(‰) Уравнение

линейной

регрессии типа

у = а1 х + а0 rx/y р

Кальций

(мкг/г) Первичная заболеваемость у=-0,497·х+2234 -0,48 <0,05

Болезни органов пищеварения у=-0,146·х+294,5 -0,46 <0,05

Болезни костно-мышечной системы у=-0,043·х+105,6 -0,45 <0,05

Пониженная острота зрения у=-0,072·х+95,7 -0,84 <0,01

Цинк (мкг/г) Общая заболеваемость у=-24,98·х+6308 -0,54 <0,01

Первичная заболеваемость у=-21,99·х+5481 -0,58 <0,05

Болезни костно-мышечной системы у=-1,201·х+268,6 -0,46 <0,05

????????-?”

??????Y

??????Y

+способны нарушать биоусвояемость, абсорбцию и обмен эссенциальных элементов. Кадмий, мышьяк, свинец обнаружены в волосах учащихся всех муниципальных образований, но концентрации выше условных биологически допустимых уровней обнаружены только свинца и кадмия. Повышенные концентрации кадмия выявлены только у городских учащихся – 35,9±3,4‰ у мальчиков и 25,8±2,4‰ – у девочек. Содержание свинца, превышающее допустимый уровень, выявлено в волосах городских и сельских учащихся (у 189,7±17,3‰ мальчиков и у 122,3±14,8‰ девочек). Распространенность повышенных концентраций свинца у городских детей в 1,6 раза выше, чем у сельских (р<0,05). Проведенными исследованиями установлено понижение уровня кальция в волосах школьников при увеличении концентраций свинца во всех муниципальных образованиях края. Наиболее существенные связи с большой степенью достоверности выявлены у школьников Березовского района (rx/y=-0,62; р<0,05), Шушенского района (rx/y=-0,55), города Ачинска (rx/y=-0,46; р<0,05), города Минусинска (rx/y=-0,48; р<0,05). Таким образом, в биологических средах более, чем половины учащихся общеобразовательных школ края выявлены пониженные концентрации микронутриентов, повышенные концентрации токсичных веществ, свидетельствующие о нарушении обменных процессов витаминов и минеральных веществ.

В структуре признаков нутритивного статуса особую значимость имеют биохимические и гематологические показатели крови, которым дана гигиеническая оценка. В ходе анализа полученных клинических данных выявлено, что показатели жирового, белкового и углеводного обменов находятся в пределах возрастных физиологических норм у всех учащихся. Следует отметить, что у 23,7% детей отмечена негативная динамика повышения уровня общего холестерина крови до верхней границы физиологической нормы при одновременном снижении уровня общего белка (у 46,2%), гемоглобина (у 84,1%) и сывороточного железа (у 37,3%) в крови.

В пятой главе дана оценка фактическому питанию учащихся. Анализ результатов анкетирования показал, что средняя кратность приемов пищи современного школьника составляет 3,5(0,1 раза в сутки. В общей структуре суточных рационов питания удельный вес четырехразовых приемов пищи составляет 38,8(1,5%, трехразовых – 41,6(1,5%. В каждом десятом суточном рационе прием пищи осуществлялся два раза в день (9,5(0,9%). В соответствии с анкетными данными трехразовое питание встречается у каждого школьника, двухразовое – у каждого четвертого, пять раз в день и чаще принимает пищу каждый десятый учащийся. Значительная группа детей с приемами пищи два-три раза в день формирует долю школьников, у которых перерывы между приемами пищи составляют 5-8 часов и более. Перерывы между едой, превышающие физиологически обоснованные регламенты, допускают 84,8% учащихся. Каждый десятый суточный рацион учащихся не содержит завтрака. Отсутствие завтраков выявлено у 37,5%, отсутствие обедов – 7,4% учащихся. Каждый третий прием пищи происходит всухомятку посредством бутербродов и выпечных изделий (табл. 7).

Таблица 7 – Сравнительный анализ различных нарушений режима питания у городских и сельских школьников Красноярского края (M±m)

Нарушения

режима питания Удельный вес детей (%)

с нарушениями

режима питания Удельный вес суточных рационов с нарушенными

режимами питания (%)

города села р

Трехразовые приемы пищи 74,7(1,3 45,7(1,8 37,6(2,6 <0,05

Двухразовые приемы пищи 24,9(1,3 7,9(0,97 10,9(1,7 >0,05

Перерывы между едой

5-8 часов и более 84,8(1,1 21,9(1,5 19,6(2,1 >0,05

Отсутствие завтраков 37,5(1,4 7,3(0,9 11,4(1,7 <0,05

Отсутствие обедов 7,4(0,8 3,2(0,6 2,9(0,9 >0,05

Приемы пищи всухомятку 63,6(1,4 34,9(1,7 28,3(2,4 <0,05

Детей, предпочитающих питание всухомятку, в городах 1,2 раза больше, чем в селах (р<0,05). Все выявленные нарушения режима питания способствуют возникновению и переходу в хронические формы болезней органов пищеварения. Так как пропущенные приемы пищи у детей в дальнейшем полностью не восполняются (В. Р. Кучма, Г. Г. Онищенко, 2007), у школьников края прогнозируется дальнейшее увеличение распространенности дефицита массы тела.

Оценивая режим питания учащихся, установлено, что пропуски отдельных приемов пищи в течение суток негативно сказываются на массе тела школьников. Достоверное понижение массы тела выявлено у школьников при отсутствии 30% завтраков (??=41,3; р<0,05); при наличии более 10% суточных рационов с 2-х разовыми приемами пищи (??=39,9; р<0,05); при наличии более 10% длительных перерывов между приемами пищи (??=36,8; р<0,05). Отрицательно сказывается на уровне массы тела и способствует ее снижению кратность приемов пищи менее, чем 3,5 раз в сутки (?? =26,5; р<0,05). Нарушения режима питания, пропуски отдельных приемов пищи приводят к снижению длины тела (??=43,3; р<0,05) и увеличению распространенности дисгармоничности физического развития (?? =16,7; р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют о достоверной сопряженности нарушений режима питания с показателями физического развития детей школьного возраста.

Особая роль в оценке пищевого статуса отводится частоте потребления отдельных продуктов. Анализ частотного вопросника показал, что средняя кратность потребления в пищу отдельных групп продуктов школьниками Красноярского края и России, в основном, аналогичная. В отличие от сверстников России красноярские школьники реже потребляют в пищу мясо – в 1,3 раза, первые блюда – в 1,4 раза, овощи – в 1,4 раза, фрукты – в 1,3 раза, яйца – в 1,2 раза (р<0,05). Результаты анкетирования свидетельствуют, что уровень кратности потребления пищевых продуктов формируется под воздействием нерационального пищевого поведения учащихся. При опросе наиболее предпочитаемыми продуктами у 77,9% школьников оказались батоны, булки, у 75,4% – мучные кулинарные изделия (пельмени, пицца, сосиски в тесте); у 71,8% – колбаса, ветчина, сосиски; у 68,9% – макаронные изделия, лапша по-флотски; у 63,3% – жареный и вареный картофель. Овощные блюда, салаты, мясные блюда сыр, йогурт, мороженое, молоко, первые блюда пользуются популярностью не более чем у половины школьников. Как следствие, пониженная кратность потребления ржаного хлеба выявлена у 100%, крупы – у 75,3±1,2%, картофеля – у 68,4±1,4%, овощей – у 92,7±0,8%, фруктов – у 86,9±1,1%, мяса – у 81,5±1,2%, молока – у 97,9±0,4%, рыбы – у 98,3±0,4% детей.


загрузка...