Научное обоснование коррекции питания и пищевого статуса детей школьного возраста Красноярского края (07.09.2009)

Автор: Шевченко Ирина Юрьевна

Анализ школьного питания по показателям качества и безопасности показал, что за период с 2001 по 2005гг. не соответствовали раскладке по калорийности и полноте вложения 26,5±0,1% готовых блюд. Отсутствие витамина С выявлено в каждом четвертом блюде, подлежащем С-витаминизации. Отчетливо выражена негативная динамика роста количества некачественно витаминизированных школьных третьих блюд от 2001 года (20,7%) к 2005 году (57,8%) (р<0,05). Анализируя результаты исследования образцов йодированной соли, используемой для приготовления школьного питания, выявлено низкое качество 12,1% проб. Концентрации йода в «нестандартных» образцах (7,0-35,0 мг/кг) в 2-4 раза ниже норм, установленных ГОСТ (р<0,05). В период с 2001 по 2005гг. в готовых блюдах (8,3±0,1%) и смывах (9,2±0,03%) выявлялась повышенная микробная обсемененность.

Интегральным показателем, характеризующим санитарно-эпидемиологическую обстановку на пищеблоках общеобразовательных школ края, является уровень санитарно-эпидемиологического благополучия. Анализ динамики показателей санитарно-эпидемиологического благополучия показал, что доля пищеблоков школ, отнесенных в третьей группе, за период с 2001 года по 2005 год имела прирост уровней от 8,8±0,7% до 12,5±0,9% (р<0,05). Корреляционным анализом с высокой степенью достоверности установлена прямая зависимость уровней болезней костно-мышечной системы (rx/y=+0,46; р<0,05), неинфекционных колитов и энтеритов (rx/y =+0,62; р<0,05) от удельного веса школ, отнесенных к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия; и обратная зависимость распространенности гастритов (rx/y=+0,46; р<0,05) от степени охвата школьников организованным питанием (табл. 15).

Таблица 15 – Характер взаимосвязей уровней алиментарно-зависимой заболеваемости школьников и показателей санэпидблагополучия столовых

Зависимая переменная (у) –

уровень заболеваемости

школьников (‰) Независимая переменная (х) –

показатели

санэпид-

благополучия Уравнение

линейной

регрессии

у = а1 ? х + а0 Коэффи-циент детерми-нации

Первичный

неинфекционный

энтерит и колит Пищеблоки III группы СЭБ (%) у=+0,055?х-1,073 0,387 <0,05

Смывы на БГКП (%) у=+0,226?х-0,360 0,376 <0,05

Функциональные расстройства желудка

Обеспеченность обеденными залами и производственными цехами

у=-0,240?х+3,38

<0,05

Гастрит и

дуоденит Охват учащихся школьным питанием у=-0,17?х+25,74 0,210

<0,05

Оценивая воздействие факторов школьного питания на здоровье учащихся установлено, что уровни кишечных заболеваний у школьников возрастают с увеличением удельного веса смывов, загрязненных микробами группы кишечных палочек (БГКП); коэффициенты корреляции (rx/y=+0,61; р<0,05). Уровни функциональных расстройств желудка школьников снижаются с повышением обеспеченности столовых обеденными залами и производственными цехами (rx/y=-0,50; р<0,05). Таким образом, питание, организованное на современном этапе в общеобразовательных учреждениях, характеризуется пониженной энергетической и биологической ценностью, неудовлетворительным качеством, низким уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия пищеблоков.

В главе 7 изложены результаты внедрения настоящего исследования в практическую деятельность. Полученные результаты положены в основу краевых целевых программ, направленных на обеспечение рационального питания детей в общеобразовательных учреждениях. Согласно краевой целевой программы «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений на 2003-2007гг.» в крае введены 20 новых школьных столовых на 1,5 тысячи посадочных мест. Произведено увеличение площадей обеденных залов в 200 школьных столовых, что позволило увеличить число посадочных мест на 3 тысячи и создать условия для приема пищи во время перемен для 9 тысяч школьников.

В 2006 году принята краевая целевая программа «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений на 2007-2009гг.», в соответствии с которой будет произведена замена технологического и холодильного оборудования в пищеблоках 250 образовательных школ (18% от общего числа школ).

Законом Красноярского края от 06.07.2006г. № 19-5023 «Об установлении норм питания, обеспечения мягким инвентарем обучающихся, воспитанников в краевых государственных образовательных учреждениях» утверждены нормы питания для детей, обучающихся в коррекционных образовательных школах.

Законом Красноярского края от 05.07.05 № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях» с учетом выданных медико-профилактических рекомендаций утверждены нормы питания и расходы на питание детей школьного возраста – воспитанников детских домов.

Разработанные в 2003 году совместно с Управлением образования администрации и Центром медицинской профилактики в Красноярском крае методические рекомендации «Организация и проведение фитопрофилактики в образовательных учреждениях» позволили организовать в 95% школ города Красноярска и в 20% школ, расположенных в других муниципальных образованиях края, «каша-бары», «фито-бары», «витаминные столы», реализующие учащимся на переменах молочные и витаминизированные продукты, фрукты и соки. Исходя из изложенного следует, что современных социально-экономических условиях задачи профилактики и снижения уровня алиментарно-зависимых патологий у детей школьного возраста в Красноярском крае являются актуальными, и успешно решаются на законодательном, муниципальном и ведомственном уровнях при использовании выданных гигиенических рекомендаций по организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях, в чем заключается значимость работы.

1. Общая и алиментарно-зависимая заболеваемость детей школьного возраста Красноярского края характеризуется высокими уровнями, многолетней негативной динамикой, склонностью к переходу в хронические формы, увеличением распространенности со школьным стажем, что в комплексе с другими алиментарно-зависимыми патологиями свидетельствует о снижении неспецифической резистентности в популяции школьников.

2. Во всех возрастно-половых группах школьников преобладают пониженные и низкие показатели физического развития над повышенными и высокими, что является одним из признаков недостаточного пищевого статуса.

3. Клинические признаки микронутриентной недостаточности носят сочетанный характер, выявлены у 74% учащихся, в том числе увеличение щитовидной железы I-II степени, бледность и сухость кожного покрова, гиперкератоз, ксероз, ангулярный стоматит, «географический язык». Гиповитаминозы и гипоэлементозы являются ведущими признаками недостаточного пищевого статуса детей школьного возраста.

4. Пониженное содержание в биологических средах аскорбиновой кислоты, тиамина, йода, кальция, железа, цинка, селена, говорит о дефиците в организме учащихся витаминов и минеральных веществ.

5. Режим питания 75% школьников края не соответствует возрастным особенностям, имеет отклонения от физиологически обоснованных регламентов, такие как пониженная кратность питания, перерывы между приемами пищи продолжительностью 5-8 часов и более, что приводит к понижению частоты потребления основных продуктов и блюд и понижению пищевого статуса.

6. Пищевые рационы не компенсируют физиологические потребности школьников в калориях, белках, витаминах и минеральных веществах.

7. Использование методов биологического тестирования по показателям пищевого статуса, включение в систему социально-гигиенического мониторинга факторов питания обеспечивают выявление на ранней стадии признаков микронутриентной недостаточности, позволяют своевременно разрабатывать предложения по коррекции питания, объективно оценивать результативность проведенных мероприятий.

8. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия и материально-техническая база не позволяют организовать школьное питание гарантированного качества и безопасности; это приводит к возникновению алиментарно-зависимых патологий у учащихся, что подтверждается существенными корреляционными связями.

9. Научно обоснованные и внедренные в практическую деятельность нормативно-методические документы позволяют проводить комплексные мероприятия по оптимизации питания и пищевого статуса учащихся образовательных учреждений.

10. Научно обоснованные и внедренные на законодательном уровне медико-профилактические рекомендации, направленные на снижение уровня алиментарно-зависимых патологий у детей школьного возраста, позволяют объединить усилия организаций, ведомств и органов власти по проведению реорганизации школьного общественного питания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


загрузка...