Инструментарно-технологическая  поддержка процесса управления экономическими системами: программно-проектный подход (07.09.2009)

Автор: Шевченко Инна Константиновна

- мониторинг и оценка результатов взаимодействия программных модулей в процессе реализации, в том числе в части эффективности управленческого воздействия на субъекты реализации программы и субъекты ее финансирования;

- коррекция отдельных составляющих программных модулей в процессе реализации программы и достижения целевых индикаторов.

Разработан модульный подход к реализации программ развития, интегрированных в процесс управления, базирующийся на комплементарном сочетании методов, инструментов и алгоритмов принятия решений.

Модульный подход позволяет решать следующие управленческие задачи: структурирование процесса управления с целью выделения базовых, сервисных и промежуточных модулей как носителей системных свойств, совершенствование управления которыми в контексте заданного направления развития позволяет повысить эффективность принятия решений; анализ и алгоритмизация управленческих функций для системы в целом и отдельных модулей; разработка целевых функций, программ и проектов по их реализации на основе методов анализа иерархий; трансформация структуры принятия и реализации решений, в том числе формирования адаптивных структур управления; разработка инструментария анализа функционирования усовершенствованной структуры системы в контексте управления.

Рассматривая модульный подход как синтез управленческих подходов и методов, обеспечивающих процесс управления, можно представить использование данного подхода в компиляции с другими подходами, методами и технологиями управления в виде табл. 2.

Таблица 2

Концептуально-методический базис модульного подхода к инструментарно-технологическому обеспечению процесса управления экономическими системами

Функционал процесса управления Базовый подход/метод Область использования базового метода Спектр применения программно-модульного подхода

Целеполагание Программно-целевой, метод анализа иерархий Формализация целевых функций, их детализация и стратегическая ориентация Синтез целевых функций основных подсистем посредством установления корреляционных связей с результирующей целью управления

Организация Проектный, процессный Формирование и проектирование основных мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам, интегрированных в целевую функцию Комплиментарно-адаптивное проектирование основных процессов в модулях и системе в целом

Регламентация Структурно-функциональный Идентификация структуры процессов, оптимизация ресурсов Распределение ресурсов в зависимости от потенциала и емкости реализации целевых функций модулями и системой в целом

Регулирование Программно-целевой Формирование управляющих воздействие на основе использования различных ресурсов в зависимости от целевого назначения Моделирование управляющих воздействие, перераспределение и реинвест ресурсов и эффектов от их использования

Взаимодействие Синергетический Комплексное использование ресурсов, взаимосвязь этапов и объектов принятия решений Распределение ресурсов и эффектов от их использования с учетом потенциалов модулей и их синтезированием в процессе принятия решений

Реализация Проектно-процессный Сочетание процессных и проектных инструментов для обеспечения непрерывности и результативности процесса управления Сочетанием процессных и проектных инструментов реализации целевых функций модулей и агрегирования эффектов в комплексный результат процесса управления

Инноватизация Проектный Развитие перспективных решений посредством формирования относительно самостоятельных проектов и программ Разновекторная направленность проектов на основе гибкого сочетания ресурсов и модулей-исполнителей

Контроль Кибернетический Обеспечение обратной связи Обеспечение пошаговой обратной связи

Предлагаемый в настоящем исследовании подход позволяет: структурировать социально-экономическую систему как объект управления в качестве совокупности управляемых или в зависимости от типа системы регулируемых модулей; реструктурировать организационную структуру процесса управления; планировать основные индикаторы функционирования системы в целом посредством верификации вектора и целевой функции развития модулей, степени их взаимодействия в системе и участия в реализации функции управления в краткосрочном и долгосрочном периоде; формировать адаптивную, направленную на достижение определенной комплексной цели, структуру системы и посредством применения программных технологий, включая планирование административных, временных, информационных, финансовых и иных ресурсов.

Структуризация процесса управления на модули может происходить в нескольких аспектах: в разрезе долгосрочных целей, функций и плановых мероприятий по их реализации, базирующихся на исследовании степени взаимодействия модулей между собой при достижении цели – функционально-целевая структуризация; в разрезе ресурсного обеспечения, рассматривая модуль как объект вложения из нескольких источников – внутренних, внешних, посредством горизонтальных и вертикальных связей – ресурсная структуризация; в разрезе подсистем институционально-организационной структуры, где модуль представлен в виде относительно самостоятельной подсистемы, а ресурсы управления по большей части информационные и административные – организационная структуризация.

Основными этапами применения модульного подхода в качестве системной поддержки процесса управления социально-экономическими системами являются: определение и описание существующих модулей посредством структуризации; идентификация основных бизнес-процессов в процессе функционирования модулей, а также определение порядка взаимодействия модулей в рамках целевого функционала системы; определение целевых функций модулей и системы в целом; определение показателей эффективности функционирования модулей, методик планирования их деятельности; разработка регламентов, формализующих деятельность модулей; определение состава и структуры ресурсов, порядка их распределения в системе в соответствии с целевыми функциями работы системы и отдельных модулей.

Структурно модульный подход к реализации процесса управления социально-экономическими системами представлен на рис. 7.

В процессе управления экономической системой на основе модульного подхода важно определить также параметры взаимодействия модулей в процессе реализации целевых функций. Представим, что совокупность модулей М представляет собой m-мерный вектор, определяющий число внутренних переменных, вовлеченных в процесс реализации целевой функции. Множество N представляет собой n-мерный вектор значимых для системы факторов внешней среды.

Рисунок 7. Структурная схема модульного подхода к обеспечению управления экономическими системами

Ясно, что в общем случае M ? N. Возникает матрица взаимодействия, размерностью m*n, где изменения n-факторов во внешней среде влекут за собой изменения m-факторов внутренней среды, иными словами переменных в модуле. В рамках процесса управления происходит реакция системы, проявляющаяся в изменении информационных параметров структуры системы, ресурсном обеспечении и соответственно изменении целевых индикаторов.

Размерность матрицы на рис. 7 указывает на то, что в общем случае процесс управления каждым из m модулей требует адаптации к N факторам и требует перераспределения управленческих и производственно-хозяйственных ресурсов. Каждая строка матрицы К указывает, какая часть ресурсов должна быть выделена модулю для реализации целевой функции. Каждый столбец этой матрицы определяет необходимый объем ресурсов для реализации целевой функции при изменении одного из n факторов. Таким образом, матрица К может рассматриваться как необходимое множество ресурсов, которое обеспечивает процесс управления модулем и системой в целом при изменении ключевых факторов внешней среды. Из представленной структурной модели процесса управления ясно, что чем большее число модулей вовлекается в реализацию целевой функции, тем активнее система реагирует на изменение внешней среды.

Разработана система инструментарно-методического обеспечения поддержки принятия решений на стадии формирования, реализации и контроля исполнения комплексных программ социально-экономического развития на основе оценки целеориентированного потенциала и ресурсной емкости программ, включающая методику расчета и иснтурментарий ее использования на различных этапах процесса управления.

Под целеориентированным потенциалом программы будем понимать совокупность возможностей, источников, ресурсов и перспективных мероприятий, способных обеспечить социально-экономический эффект в условиях не изменения внешней среды. Под внешней средой в общем смысле следует понимать региональную политику на региональном и межрегиональном уровне, стратегию развития и общую экономическую ситуацию, в условиях которой происходит реализация программы. Каждая программа социально-экономического развития региона имеет в своем составе полный набор вышеперечисленных компонентов, при этом она в большей или меньшей степени интегрирована в общий концепт регионального управления, чем и объясняется различный функционально-содержательный уровень и эффект от их реализации в системе социально-экономического развития.

Поскольку потенциал программы представляется величиной интегральной, то его оценка в рамках фазовой реализации программы оценивается на основе системы критериев, включающих в себя совокупность показателей финансового, организационного, структурного, функционального характера. При проведении процедур оценивания не все критерии и показатели их характеризующие поддаются количественной оценке, описываются функциональными зависимостями, что предполагает использования качественной информации в процессе принятия решений. Указанные критерии, используемые в процессе принятия решений, являются противречивыми, поскольку проектируемый или управляемый объект не может быть описан однокритериальной зависимостью, или объединить отдельные критерии в единый критерий не представляется возможным. Объединение множества критериев, как правило, бывает формальным, искусственным, поэтому принятие решений должно базироваться на применении методов оптимизации, таких как метод Парето, метод решения задач оптимизации с использованием интегрального критерия, методы определения аддитивного и мультипликативного критерия.

Критериальная количественная оценка целевых функций программы как совокупность обобщающих критериев потенциала, агрегированная в соответствии с уровнем детализации, включает:

На федеральном уровне – индекс сбалансированного развития как расширенный показатель индекса экономического потенциала

= 1; М – количество структурно-функциональных составляющих потенциала.

Индекс сбалансированного развития включает в себя одновременно экономические, социальные и экологические аспекты развития системы на различных иерархических уровнях;

На межрегиональном уровне – индекс сбалансированного, территориально гомогенного развития федерального округа:

Следует отметить, что данный индекс на межрегиональном уровне носит ориентировочный характер, поскольку программ развития федеральных округов носят контурный, агрегированный характер, обусловленный с одной стороны – отсутствием бюджетных источников соответствующего уровня, а с другой – наличием интегрированных административных ресурсов, используемых для решения межрегиональных проблем.

На уровне регионов – индекс сбалансированного социально-экономического развития территории – объекта регионального программирования:

Критериальными показателями конечных результатов развития отдельных сфер является совокупность частных индексов, рассчитанных по совокупности однонаправленных мероприятий, модулей программы, или индексы влияния результатов программы на не предусмотренные в ней в качестве объектов регионального программирования сферы экономического и социального развития территорий.

Для количественной оценки включенности программных мероприятий и проектов в общую целевую функцию программы возможно использование интегрального показателя, рассчитываемого по следующей формуле:

где TDP – интегральный показатель потенциала программы, mi – величина потенцала i-го программного мероприятия, n – количество программных мероприятий, r – общероссийское значение по i-му программному мероприятию (или его приведенное значение по федеральному округу), ajz – планируемые показатели эффективности реализации программных проектов, k- количество показателей, l – количество программных проектов.

В процессе принятия решений следует руководствоваться определенным множеством соответствующих критериев на основе системного решения многокритериальных задач с использованием методов, указанных выше. При этом только какая-то определенная часть таких критериев может быть выражена достаточно четкими количественными параметрами. В качестве таковых могут быть предложены:

Критерий ПН остроты, настоятельности постановки цели, представленный зависимостью:

где Цн - нормативный уровень удовлетворения потребностей,


загрузка...