Инструментарно-технологическая  поддержка процесса управления экономическими системами: программно-проектный подход (07.09.2009)

Автор: Шевченко Инна Константиновна

2. Концептуально обосновать и методологически систематизировать применение программного, проектного и процессного подходов и их модификаций к инструментарному обеспечению стратегически ориентированного управления на основе:

- обоснования применения программ и проектов в качестве инструментов реализации стратегически ориентированного управления;

- структурно-функциональной оценки процесса реализации программ и проектов в процессе управления;

- определения пространственных особенностей реализации программ и проектов в процессе управления.

3. Разработать технологии и инструментарные средства поддержки процесса управления на основе программно-проектного и модульного подходов, включая следующие этапы:

- смоделировать и адаптировать к процессу управления технологии поддержки принятия и реализации решений на основе модульного подхода;

- сформировать программно-проектный инструментарий поддержки процесса принятия и реализации решений;

- разработать комплексное методическое обеспечение реализации программ и проектов как инструментария реализации стратегически ориентированного управления.

4. Разработать комплекс методик и технологий их реализации, направленных на совершенствование процесса управления на основе программно-проектного инструментария в рамках следующих компонент:

- методического обеспечения оценки потенциала и ресурсной емкости программ в процессе принятия решений;

- методик идентификации, мониторинга и снижения программных и проектных рисков;

- технологий информационного взаимодействия в рамках реализации программ и проектов, обеспечивающих процесс управления;

- механизмов финансового обеспечения на основе субсидирования ответственности и распределенного контроля в рамках применения программно-проектного инструментария поддержки процесса управления.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает процесс управления экономическими системами, теоретико-прикладное развитие форм, методов и технологий инструментарно-технологической поддержки принятия решений в условиях фазовой реализации проектов и программ развития.

Предметом исследования является организационно-функциональное обеспечение процесса управления экономическими системами, базирующееся на программно-проектном подходе и комплиментарно-адаптивном сочетании форм, способов и методов инструментарно-технологической поддержки принятия решений.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные концепции и гипотезы общей теории управления экономическими и социальными системами; работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления сложными системами; теоретические положения, посвященные разработке и внедрению инструментов и технологий поддержки и реализации управленческих решений, инструментарно-технологического, методического ресурсного обеспечения совершенствования процесса принятия решений в рамках стратегически ориентированного управления экономическими системами.

Диссертационное исследование базируется на диалектике системного, ситуационного, синергетического, процессного, программно-целевого, структурно-функционального подходов к формированию эффективной комплексной поддержки процесса управления экономическими системами, а также компаративистике и сопряженном использовании методов и инструментарных средств научного познания, таких как динамический, структурный и ситуационный анализ, концептуальное и экономико-математическое моделирование, сценарные расчеты, вариантная интерпретация эмпирико-фактологического материала. Сформированная теоретико-методологическая база, методический инструментарий и вовлеченный потенциал частных методов, объединенных общей концепцией и алгоритмом исследования обеспечило научную достоверность и надежность полученных результатов и сформулированных выводов.

Информационно-эмпирическая и институционально-нормативная база исследования сформирована на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата РФ, Министерства экономического развития РФ, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также данные, собранные и обработанные соискателем в ходе выполнения ряда научно-исследовательских работ. Нормативно-правовую базу исследования составили программно-прогнозные разработки, законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты субъектов РФ, определяющих формат процесса управления.

Концепция исследования базируется на теоретических положениях, принципах и моделях по формированию концептуальной, методологической, инструментарной и организационной основы поддержки процесса стратегически-ориентированного управления, направленной на совершенствование механизма принятия решений, состоит в системе теоретических положений автора, согласно которым разработка инструментарно-технологической поддержки основывается на применении программно-проектного подхода к обеспечению процесса управления, что обусловливает изменение его качественных и количественных характеристик при внедрении комплементарных методов, инструментов и технологий фазовой реализации программ и проектов. Комплеметарно-адаптивная системная поддержка процесса управления в рамках программно-проектного подхода в прикладном аспекте позволяет модернизировать вектор направленного развития экономических систем в рамках определенного стратегического контура в формате инноватизации, системной трансформации и посткризисной модернизации экономики.

Логика исследования состоит в движении от теории и методологии поддержки процесса управления экономическими системами к концептуальному развитию форм, методов и технологий программно-проектного обеспечения совершенствования принятия решений и теоретическому обоснованию непрерывности, полиерархичности и многовекторности процесса управления сложными системами, что требует формирования и адаптации современных подходов к комплементарно-адаптивному интенсивному использованию вариантных видов управленческих ресурсов. Выявленны сущностно-содержательные характеристики многомерности и динамического характера процесса управления на основе компаративистики инструментарно-технологического обеспечения принятия решений в формате теории управления по отклонениям, по изменениям, по целям и по результатам, что позволило разработать и адаптировать к пространственным особенностям реализации процесса управления программно-проектных инструментов, методов и технологий реализации стратегически ориентированного управления, функционально содержащих комплекс решений практико-прикладных задач по мониторированию потенциала и ресурной емкости программ и проектов, регулированию уровня программного риска, рационального использования информационного и финансового обеспечения программ и проектов.

Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта специальности 05.13.10 – управление в социальных и экономических системах (экономические науки) – п. 1. Разработка теоретических основ и методов теории управления и принятия управленческих решений в социальных и экономических системах, п. 4. Разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

Процесс управления экономическими системами представляет собой сложный комплекс параллельно-последовательных этапов, реализуемых на основе комплементарно-адаптивного сочетания ресурсов, инструментов и технологий, что позволяет формировать множество эффективных решений в формате «эффективность – качество – оптимизация»; структурно-функциональная многомерность и динамический характер процесса управления обеспечивается применением программно-проектного инструментария и предопределяет направленные трансформации развития экономической системы в целом и ее отдельных подсистем.

Разработка, принятие и реализация решений осуществляется на основе инструментарно-технологического обеспечения, теоретико-концептуальная модель которого включает комплементарное сочетание форм, способов и технологий организации и реализации программ и проектов, что в процессе управления позволяет достигать сопряженности этапов и функций управления, формировать инновационноориентированные вектора развития и увеличивать силу управляющих воздействий, направленных на генерирование и достижение целевых функций.

Конвергенция программно-целевого, проектного и процессного подходов и их модификаций к системной поддержке процесса управления позволяет сбалансировать достижение целевых функций по результатом, по ресурсам, по целям и по изменениям в рамках преемственности и непрерывности процесса принятия решений и их реализации на основе программ, проектов развития и ресурсно-результативной оптимизации основных процессов.

Программы и проекты развития представляют собой действенные инструменты поддержки стратегически ориентированного процесса управления, поскольку технологии их реализации позволяют формализовать и на комплементарно-адаптивной основе применять ресурсы, оптимизировать временные интервалы на последовательных этапах принятия решений в формате целевой ориентации на стратегические и тактические результаты управления.

Системная поддержка реализации программ и проектов как инструментов, обеспечивающих процесс управления, должна осуществляться на основе достижения сопряженности фаз жизненного цикла, взаимозаменяемости и интенсификации ресурсов в рамках многовекторной, интегрированной в соответствии со структурой системы, целевой функции, основные параметры которой определяются в рамках принятых концепций и стратегий развития.

Модульный подход к реализации процесса управления обеспечивает организацию и контроль над реализацией программ и проектов на основе комплементарно-адаптивного сочетания ресурсного, организационного, структурного и оценочно-идентифицирующего блок-схем и функциональных модулей, а также инфо-коммуникационных связей между ними, что позволяет достигать целевых функций управления на основе интегрирования локальных целевых функций по ресурсным, управляющим и результирующим параметрам.

Проектирование и реализация программ и проектов как инструментов управления базируется на комплексной оценке их потенциала и ресурсной емкости на всех этапах процесса управления, сопряженного с фазами жизненного цикла реализации программ, индикативная оценка которых позволяет повысить эффективность принятия решений за счет обеспечения сбалансированности ресурсов, управляющих воздействий и оптимизации целевых функций.

Интегрированные в процесс управления программы и проекты реализуются в условиях перманентных изменений во внутренней и внешней среде, что приводит к возникновению риска и неопределенности в процессе принятия решений. Специфика программных рисков в указанном контексте дифференцируется в разрезе источников возникновения, характере рисков, возможностей их формализации и предупреждения, что требует соответствующего комплекса адаптивных методик по оценке и минимизации рисков на всех этапах процесса принятия решений.

Коммуникативно-информационное взаимодействие субъектов и объектов управления в процессе реализации программ структурируется в разрезе уровней управления, характера и масштаба указанного взаимодействия, технологиями и инфраструктурными средствами, структурными особенностями системы, структурой взаимодействия модулей в процессе реализации целевых функций, что требует внедрения в процесс принятия решения современных технологий мониторинга, информационных технологий сбора, обработки и передачи информации на основе интегрированных платформ баз данных.

Системная поддержка процесса управления включает в себя комплексные механизмы финансового обеспечения эффективного выполнения программ и проектов на основе процедур субсидирования ответственности и распределенного контроля на непрерывных этапах принятия решений, сопряженных с фазами жизненного цикла проектирования и реализации программ в рамках создания резервных фондов, страховых пулов, единых гарантийных фондов содействия реализации программ и проектов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в авторском теоретико-методологическом обосновании и концептуальном моделировании инструментарно-технологической поддержки процесса управления экономическими системами, разработке программно-проектного инструментария и комплексных методов реализации стратегически ориентированного управления.

В процессе диссертационного исследования получены следующие результаты, содержащие элементы научной новизны:

1. Существенно дополнено теоретико-концептуальное представление процесса управления в части качественного воздействия на экономические системы программно-проектного подхода, обеспечивающего направленное обновление траектории развития системы посредством структурно-функциональной многомерности процесса управления и динамического характера трансформаций как системы в целом, так и ее отдельных подсистем.

2. Выдвинута и теоретически обоснована гипотеза об обусловленности функционального вектора развития и силы направленного управляющего воздействия спецификой, масштабом и включенностью в процесс управления программ и проектов, характером субъектно-объектного взаимодействия в процессе их реализации, составом и структурой ресурсов, комплементарно-адаптивным набором инструментов и технологий принятия решений, на этой основе предложена модель структурно-функциональной гармонизации процесса управления по совокупности функциональных, организационных и ресурсных ограничений и системы критериев «эффективность-качество-оптимизация».

3. Предложена теоретико-концептуальная модель совершенствования процесса управления, исходя из особенностей и специфики его реализации, базирующаяся на конвергенции программно-целевого, процессного, проектного подходов, а также их модификаций, сопряженности программ и проектов с целевыми функциями, соответствия ресурсов, результатов и управляющих воздействий по их достижению, что позволило сформулировать принципы и приемы формирования комплементарно-адаптивного комплекса инструментов и технологий принятия решений.

4. Содержательно расширено понимание экономических категорий «программа развития» и «проект развития» в части включения их в качестве инструментов в реализацию стратегически ориентированного управления и формирование качественно модернизированного вектора направленного развития системы, что позволило обосновать применение программно-проектного инструментария на этапах фазовой реализации процесса управления в рамках его стратегического контура.

5. Предложен и апробирован методический подход по формированию критериальной оценки, включающий совокупность показателей сопоставимости, реализуемости, содержательности, сопряженности и структурных характеристик комплексных программ социально-экономического развития как индикаторов, отражающих их применение в качестве инструментов стратегически ориентированного управления, позволивший осуществить подбор комплементарно-адаптивных инструментов и технологий реализации программы на всех этапах ее жизненного цикла в рамках стратегии развития и сформировать основные направления рационального применения методического, информационного и ресурсного обеспечения разработки и принятия решений в процессе развития экономических субъектов.

6. Разработан модульный подход к реализации программ развития, интегрированных в процесс управления, базирующийся на комплементарном сочетании методов, инструментов и алгоритмов принятия решений, включающий набор блок-схем: ресурсную, организационную и структурную, функциональные модули генерации и формализации целевых функций, контроля и коммуникативно-информационных связей, алгоритмы фазовой реализации процесса управления с учетом изменения внутренней и внешней среды, характера и уровня взаимодействия модулей и степени сопряженности программ и проектов, что позволило обеспечить решение практико-прикладных задач стратегически ориентированного управления.


загрузка...