Развитие многоукладной аграрной экономики в институциональной среде региона (07.09.2009)

Автор: Шарипов Шарип Исмаилович

периодов

I 2008 – 2012 гг. Формирование институциональных условий для структурной диверсификации сельской многоукладной экономики и перехода к устойчивому развитию сельских территорий 2008–2010 гг. Период преодоления кризиса и депрессивного развития сельских территорий

2011–2012 гг. Структурные преобразования многоукладной аграрной экономики, диверсификация экономики сельских территорий с учетом внутризональной дифференциации институциональной среды

2 2013–2020 гг. Формирование институциональной среды для инновационного развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий 2013–2016 гг. Изменение структуры многоукладной экономики в сельском хозяйстве, формирование производственной, рыночной, социальной инфраструктуры сельской местности по зонам с разным уровнем развития территорий

2017–2020 гг. Уменьшение зональной дифференциации в социально-экономическом развитии сельских территорий, формирование институциональных основ устойчивого, инновационного типа их развития

Второй этап (2013–2020 гг.) – формирование институциональной среды для инновационного развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, который также включает в себя два периода. В первом периоде (2013–2016 гг.) произойдет изменение структуры многоукладной экономики в сельском хозяйстве, формирование производственной, рыночной, социальной инфраструктуры сельской местности дифференцировано по зонам с разным уровнем развития территорий. Во втором периоде (2017–2020 гг.) происходит уменьшение зональной дифференциации в социально-экономическом развитии сельских территорий, формированием институциональных основ устойчивого, инновационного типа их развития.

Поскольку в аграрном секторе экономики Дагестана очень высок удельный вес хозяйств населения, на первом этапе для региона особо актуальной является разработка региональной программы повышения производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования. В такую программу необходимо включить весь инструментарий и направления поддержки малого агробизнеса, конкретные целевые показатели. В диссертации обоснованы задачи и конечные цели прогнозного сценария развития многоукладной экономики региона до 2020 г.

7. Организационно-экономические основы развития эффективной системы сельскохозяйственной кооперации с учетом институциональной среды региона

Специфика структуры хозяйственных укладов в регионе характеризуется тем, что она представлена большим числом разрозненных мелкотоварных фермерских и личных подсобных хозяйств, развитие которых наталкивается на ряд проблем, связанных с производством, сбытом, переработкой продукции, материально-техническим и финансовым обеспечением.

Решить вышеуказанные проблемы фермерские и личные подсобные хозяйства самостоятельно не в состоянии. В этой связи основным направлением адаптации АПК региона к новым условиям хозяйствования является кооперация, которая позволит обеспечить концентрацию материальных, финансовых и трудовых ресурсов в целях повышения эффективности деятельности АПК в целом.

Наиболее перспективное направление – это ускоренное формирование вертикальных сельскохозяйственных кооперативов, (фактически обслуживающих), называемых в соответствии с действующим законодательством также потребительскими. Однако, в Дагестане их развитие пока не получило широкого распространения. Активизации создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов) в регионе способствовало принятие нацпроекта «Развитие АПК» и Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2012 г. К примеру, если в 2005 г. в регионе был зарегистрирован всего один СПоК, то за 2006–2008 гг. в республике создано 80 таких кооперативов, учредителями которых, в основном, выступили личные подсобные хозяйства – 75,7% от общего числа членов (табл. 11).

Таблица 11 – Количество членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Дагестан (в отчет вошли 42 СПоКа)

2007 2008 Число членов в расчете на 1 кооператив, ед Количество членов кооператива, воспользовавшихся услугами кооператива в 2008 г.

2007 2008 Един. % от общего числа членов

Число членов кооператива, ед. всего 432 645 10,3 15,4 101 15,7

в том числе

ЛПХ 327 488 7,8 11,6 82 16,8

КФХ и индивидуальные предприниматели 42 79 1,0 1,9 8 10,1

Сельхозорганизации 21 33 0,5 0,8 0 0,0

Прочие 42 45 1,0 1,1 11 24,4

Несмотря на приведенные показатели роста, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в республике имеют крайне малые размеры – всего 15 членов на один кооператив. К тому же в 2008 г. услугами созданных кооперативов воспользовалось всего 15,7% членов от их общего числа.

Количественные параметры развития кооперации, приведенные в табл.11, явно не соответствуют нормативным критериям эффективности ее оптимизации и развития. В целом в республике фактически функционирует всего 23,2% от общего числа созданных СПоКов, тогда как этот параметр в среднем по стране превышает 65%. Непосредственно своей уставной деятельностью в регионе занимаются еще меньшее число СПоКов.

В этих условиях и в целях стимулирования дальнейшего развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо:

- усиление методической и информационно-консультационной поддержки специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе на базе «демонстрационных», пилотных кооперативов;

- использование форм стимулирования органов местного самоуправления, оказывающих активное содействие становлению сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- разработка и государственная поддержка экономически значимых программ, направленных на развитие региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Проведенное исследование тенденций и особенностей развития процессов кооперирования в сельском хозяйстве республики, а также изучение имеющихся научно-методических разработок дает основание рекомендовать следующие формы и механизмы кооперации хозяйств населения:

- кооперирование по использованию земли, предусматривающее объединение земельных участков владельцев ЛПХ (как правило, полевых наделов) в единый массив с целью механизированного возделывания сельскохозяйственных культур. При этом главы сельских семей выбирают представителя, который осуществляет функции координатора сельхозработ, заключает соглашения по оказанию услуг, ведет учет затрат и доходов;

- передача скота коллективных сельхозпредприятий в ЛПХ. Это целесообразно в том случае, если в сельскохозяйственном предприятии животноводство хронически убыточно, а в ЛПХ это принесет доход за счет лучшего ухода за скотом, снижения издержек или сокращения отчислений в бюджет, во внебюджетные фонды. Скот передается в ЛПХ: в собственность, в счет имущественных паев (долей участия, акций), задолженности по зарплате и т.д., в аренду, в том числе и с правом выкупа, или по договору подряда.

В качестве механизма дальнейшего развития сельскохозяйственной кооперации предлагается организационно-экономическая модель системы потребительской кооперации в аграрном секторе региона (рис. 4).

Система сельскохозяйственной потребительской кооперации предлагается формировать по принципу многоступенчатости. Базисными организациями в этом случае являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, создаваемые сельхозпроизводителями на районном уровне. В определенный период формирования системы первичные кооперативы могут объединяться в межрайонные кооперативы (кооперативы второго уровня).

На уровне субъекта Федерации могут создаваться региональные кооперативы (кооперативы третьего уровня).

Кооперация может обеспечить существенное повышение эффективности и сельскохозяйственных предприятий. Во-первых, за счет реального внедрения кооперативных отношений в формально зарегистрированных производственных кооперативах. Во-вторых, за счет внедрения рыночных и кооперативных принципов во внутрихозяйственные отношения в сельхозорганизациях всех форм хозяйствования. В-третьих, за счет развития кооперативов различных видов и уровней.

Проведенное исследование дает основание рекомендовать на первом и втором уровнях для реализации форм и механизмов развития кооперации в качестве примерной основы создание и совершенствование конкретных типов производственных и потребительских кооперативов. Внедрение всех типов кооперативов обеспечит персонифицификацию, спецификацию, документальное оформление имущественно-земельных паев, осуществляемых, во-первых, по индивидам, во-вторых, по внутрихозяйственным коллективам. Только на подобной коллективно-долевой основе формируются подлинно рыночные отношения в сельскохозяйственных кооперативах, что позволяет соединить интересы владельца, хозяина и работника в одном лице.

В качестве базового для региона предлагается тип кооперирования хозяйства на основе реорганизации неплатежеспособных хозяйств и кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей с частными инвесторами, с

передачей земли и других средств производства в аренду с последующим выкупом или присоединением их к более сильному в финансовом отношении предприятию. Такая кооперация осуществляется на основе, например, аренды имущества сельхозорганизации крупным предприятием АПК.

Например, ОАО «Махачкалинский хлебокомбинат №2» Дагестана в перспективе берет в аренду птицефабрику в Карабудахкентском, Буйнакском или Хасавюртовском районах и создает корпорацию-кластер. Это позволило бы решить проблему загруженности производственных мощностей комбината, увеличить объем производства продукции животноводства и повысить его эффективность за счет обеспечения своего производства высококачественными кормами, улучшить финансовое состояние всего объединения и социальные условия его работников.

Содействуя индивидуально-семейным хозяйствам и малым предприятиям в преодолении многочисленных экономических, социальных и других проблем, сельскохозяйственные потребительские кооперативы будут способствовать более полному раскрытию и эффективному использованию большого внутреннего потенциала малого агробизнеса.

8. Формирование организационно-экономической структуры, механизма регулирования и государственной поддержки институциональной среды и развития многоукладной аграрной экономики

На основе изучения опыта развитых государств и с учетом российских условий, предлагается включить в формируемый организационно-экономический механизм взаимосвязанную по вертикали и горизонтали сеть сервисных центров (агентств) сельского развития; финансово-расчетную и финансово-контрольную сеть в форме фонда устойчивого развития сельских территорий; сеть ассоциаций сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих «снизу» согласование, экспертизу и контроль за выполнением программ.


загрузка...