Развитие теории воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров на основе методологии  институционально-эволюционного анализа (07.09.2009)

Автор: Родионова Екатерина Михайловна

10.2 за счет соискателей Чел. 18 0 тоже

11 Доходы НПШ за услуги по подготовке кадров Тыс. руб. 2800 0 получение доходов НПШ за услуги по подготовке кадров

Возможность выделения большего времени на одного аспиранта («штучная» подготовка).

Существенно более высокий процент защит диссертации в плановые сроки.

Снижение отсева аспирантов и докторантов.

Возможность доплат к стипендии аспирантов за счет НИР НПШ.

Возможность внедрения результатов исследований.

Возможность привлечения соискателей, проходящих подготовку на платной основе, как за счет фирм, так и за счет соискателей.

Возможность получения доходов НПШ за услуги по подготовке кадров.

В диссертации определены статус и роль научных школ как самостоятельных институтов, объединяющих ученых различных статусов, основанных на неформальной, интеллектуальной, эмоционально-ценностной открытости ученых, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу, которая одновременно реализует функции производства, распространения, защиты научных идей и обучения молодых ученых.

В соответствии с определением, основными характеристиками научной школы являются: известность; высокий уровень исследований, их оригинальность; научная репутация; научные традиции; преемственность поколений.

В диссертационном исследовании обосновано, что научная школа всегда выполняет следующие функции:

- исследовательскую – выполнение НИР;

- педагогическую – подготовка кадров;

- инновационную – внедрение результатов НИР;

- пропагандистскую – распространение научных знаний.

Исходя из приоритетов распределения функций предложена следующая классификация научных школ:

По стадиям научного творчества – фундаментальные, теоретические, прикладные научные школы;

По отраслям наук – в соответствии с номенклатурой научных работников;

По приоритетным функциям: научные школы, научно-педагогические школы, научно-инновационные школы и научно-технические школы.

Предложено оценивать инновационную активность научной школы по формуле:

Аин. = ---------- = руб./руб., (3),

где Аин. – инновационная активность научной школы,

VНИР - объем выполненных НИР.

VЧНШ – численность научной школы.

Считаем целесообразным при выделении бюджетных мест в аспирантуру и докторантуру учитывать: наличие научной школы, ее традиции и показатели деятельности. В научных школах лучше обеспечивается доступность и полнота информации, выше вероятность получения грантов для финансирования работ, необходимого материально-технического обеспечения экспериментов.

Осуществление перечисленных мер позволит реализовать стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где Россия имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

Таким образом, объективное выявление действительно научных школ и их целевая поддержка являются стратегическим направлением повышения эффективности научно-инновационной деятельности в России.

основные выводы и предложения

1. Стратегическая линия перехода России на инновационный путь развития требует кардинального пересмотра роли науки и инноватики в обеспечении экономического роста с кратным увеличением инвестиций в накопление инновационного потенциала страны.

2. Институционально-эволюционный анализ является адекватной методологией теоретического обоснования содержания и жизненных циклов формирования и накопления человеческого капитала научно-инновационных кадров.

3. Интеллектуальный капитал ученого-инноватора становится определяющей формой и источником развития человеческого капитала фирмы, расширенного воспроизводства ее нематериальных активов.

4. Оценку интеллектуального капитала научно-инновационных кадров необходимо сделать систематической с закреплением принципов и методов оценки в институциональной системе регулирования творческой деятельности.

5. Анализ системы социально-экономических институтов послевузовского профессионального образования показывает необходимость их модернизации в системе становления национальной инновационной инфраструктуры.

6. Определены источники и механизм отдачи социальных инвестиций в инвестиционных проектах в подготовке кандидатов и докторов наук.

7. Аргументирована необходимость сохранения отечественной системы послевузовского образования с активизацией и демократизацией форм и способов финансирования.

8. Дифференцирована структура показателей эффективности послевузовского образования для инноваторов, организаций и бизнеса.

9. Специфицирована модель показателей и методика оценки эффективности социальных инвестиций, показавшая нормы отдачи по кандидату наук – 17%, по доктору наук – 28%.

10. Апробирована факторно-балльная система оценки качества интеллектуального потенциала научно-инновационных кадров, необходимая для перехода к университетам исследовательского типа.

11. На основе модели качества экспертно-консультационных услуг разработан типовой план, сетевой график, стандарты и методика оценки качества диссертационных работ.


загрузка...