Теоретические основы, модели, методы и средства автоматизации формирования систем целей рыбохозяйственных комплексов (07.09.2009)

Автор: Лукьянова Людмила Михайловна

Закономерность образования и формулирования целей отражает процесс ЦП в РХК с учетом объективных и субъективных факторов (рис. 6).

?? Развитие потребности ??

Надсистема интерес

Рыбохозяйственный комплекс Потребность ( Цель на ЕЯ

Окружающая среда ??Мотивационный поиск??

Рис. 6. Структура процесса целеполагания в РХК

В отличие от объективных потребностей цели субъективны, зависят от многих взаимосвязанных, недостаточно изученных и потому сложных для анализа факторов: от систем ценностей, интуиции, эмоций, особенностей психики ЛПР, его опыта, знаний о предметной области и языке целей, от степени владения данным языком. Поэтому результаты целеполагания могут оказаться ложными по отношению к обусловившим их потребностям. С другой стороны, из-за сложности и неопределенности цели по-разному истолковываются специалистами, осуществляющими ЦП и ЦД. Поэтому (психологически) правильное целеобразование и (лингвистически) правильное формулирование целей, а также правильное их восприятие и корректность результатов данных процессов могут быть достигнуты путем разработки формализованных средств описания целей, обеспечивающих однозначную их интерпретацию при требуемой семантической мощности соответствующего языка.

Такие средства, в частности, должны обеспечивать различение типов целей РХК (к которым отнесены (рис. 7): тип 1 – цель функционирования («тиражируемый предмет»); тип 2 – цель развития, имеющий два подтипа: 2.1. «новый предмет»; 2.2. «модифицированный предмет») и классов целей РХК (производственные, экономические, управленческие, экологические, научно-технические и социальные).

Закономерность контекста в формулировке цели выражает связь ЦП и ЦД и конкретизирует действующий в ЕЯ закон семантического согласования результатов данных процессов. Закономерность проявляется в наличии в формулировках целей частей, играющих роль «ближайшего контекста» целей, повышающих степень правильности их интерпретации, анализа, синтеза и являющихся ссылками: на результаты действий, в которых будут использоваться намеченные целями будущие средства («цели-средства»), или на средства осуществления намеченных целями будущих результатов действий («цели-результаты»).

Закономерность единства целей в процессах ЦП и ЦД основывается на системном представлении о данных процессах, устанавливает их взаимообусловленность и общность целей как результатов ЦП и ЦД, что проиллюстрировано на рис. 8.

Надсистема интерес средства

Окружающая среда ЦД

Рис. 8. Взаимообусловленность процессов и результатов ЦП и ЦД в РХК

Вторая группа закономерностей включает следующие закономерности анализа и синтеза целей: 1) базовых стратегий анализа целей; 2) правильности анализа целей; 3) полноты структур целей; 4) взаимообусловленности процессов анализа и синтеза целей; 5) совместимости СЦ и ССЦ как результатов анализа и синтеза целей в системе целей.

Закономерность базовых стратегий анализа целей основывается на системном представлении о целях и процессах их анализа, результатах анализа методов формирования структур типа «дерева целей», эмпирическом материале, полученном в процессе систематизации стратегий анализа целей в производственной сфере, а также на приведенных выше закономерностях ЦП и ЦД (рис. 9).

Рис. 9. Базовые стратегии анализа целей рыбохозяйственных комплексов

Закономерность «результат–средство» выражает каузальную связь цели, намечающей будущий результат действия, и цели, намечающей средство его осуществления (средство является частичной причиной осуществления результата).

Если после целеполагания не возникает проблемы средств достижения цели («цели-результата»), процесс анализа целей завершается. В противном случае необходимо осуществление указанных средств («целей-средств»):

представляющий ценность будущий предмет как результат действия РХК I(

представляющий ценность будущий предмет как средство осуществления

результата действия РХК.

В многоуровневых и многоцелевых РХК стратегия «результат–средство» является основной, отражает системность анализируемой цели и зависимость результатов деятельности данных систем от средств их осуществления. Данная закономерность устанавливает в СЦ семантику отношения подчинения целями подцелей, выражаемую именем «результат–средство».

В соответствии с данной закономерностью, будущие конечные результаты деятельности РХК, намечаемые целями РХК и определяемые целями их надсистем (и потребностями окружающей среды), рассматриваются как абсолютно ценные, а будущие средства, намечаемые для осуществления этих результатов, – как утилитарно ценные. Целям промежуточных уровней СЦ свойственна двойственность: в процессе их анализа намечаемые ими результат или средства оцениваются как абсолютно ценные, а в процессе целеполагания – как утилитарно ценные.

формируется отношениями подчинения (R п), с которыми сопоставлены имена: «результат–средство» (I1), «целое–часть» (I2), «род–вид» (I3), «система–аспект_системы» (I4), «ранг–субранг» (I5), а частичный порядок вершин (i+1)-го уровня в данных кустах целей – отношениями R сп, им соответствуют имена «сопоставленность средств» (I6), «сопоставленность частей» (I7), «сопоставленность видов» (I8), «сопоставленность аспектов» (I9), «сопоставленность субрангов» (I10). При этом на безальтернативных подцелях должны быть выполнены отношения R пл, которым соответствуют имена: «полнота средств» (I11), «полнота частей» (I12), «полнота видов» (I13), «полнота аспектов» (I14), «полнота субрангов» (I15).

Закономерность правильности анализа целей отражает логические связи целей в СЦ, условиями существования которых являются отношения подчинения целей R п и сопоставленности соподчиненных подцелей R сп, и устанавливает признаки правильных рассуждений о целях как результатах такого анализа: определенность значений понятий, использованных в формулировках целей, смысла суждений о целях в соответствии с принципом исключенного третьего; последовательность рассуждений, определяемых импликативными связями исходных суждений о целях (анализируемые или уже выведенные и, значит, истинные цели) с заключительными суждениями о целях (точнее, подцелях), или следствиями, и требующих ненарушения этапности рассуждений (отсутствия в них прерывности и несвязуемости); доказательность рассуждений о целях, состоящую в обосновании подцелей, в частности, посредством выявления отношений подчинения R п (между целями и подцелями) и сопоставленности R сп (подцелей), определяемых знаниями о предметной области.

Закономерность полноты СЦ отражает полноту совокупности подцелей в каждом кусте соответствующего графа целей, определяемую отношениями полноты R пл, для которых в имеется соответствие в знаниях о предметной области.

Закономерность взаимообусловленности анализа и синтеза целей отражает необходимость использования стратегий синтеза для обеспечения правильности данного процесса, выражаемой импликативными связями «целей-средств» и «цели-результата» (частями/видами/аспектами/субрангами результата как целого/рода/ системы/ранга), обратных стратегиям анализа, условиями существования которых являются отношения обратного подчинения целей.

В качестве основы принципов формирования и достижения систем целей использованы принципы системного анализа целей, логический аспект которых конкретизирован с помощью закономерностей формирования систем целей, к которым добавлены установки на автоматизацию данного процесса (принцип 3) и использование управляемости системы целей (принцип 4) и, как следствие, рыбохозяйственным комплексом как системы целедостижения (рис. 10).

В третьей главе приведены модели и средства описания целей, представления их структур, преобразования форм описания целей: лингвистическая ( логиче-ская ( графосемантическая, – и методы логико-лингвистического моделирования и анализа целей и формирования систем целей РХК.

В качестве средства рассуждений о целях для формирования логически корректных и полных систем целей в соответствии с принципами ситуационного управления выбрана семиотическая система (логико-лингвистическая модель) класса SW1, построенная на основе идеи возможных миров и теории частично упорядоченных алгебраических систем (Г. С. Осипов). Реализация семиотической системы осуществлена с помощью аксиом логики утилитарных оценок (А. А. Ивин) и закономерностей формирования систем целей, что позволило оценивать утилитарную ценность «целей-средств» (намечающих средства реализации операции) по отношению к абсолютной ценности «цели-результата» (намечающей результат операции),

Для обоснованного выбора моделей целей рыбохозяйственных комплексов осуществлен анализ системного представления о целях организационных систем производственной сферы и существующих средств формализованного описания целей, а также эмпирического материала, сформированного в результате анализа целей РХК. Результаты анализа послужили обоснованию разработки средств описания целей с более развитыми синтаксисом, семантикой, прагматикой по сравнению с существующими формализованными языками описания целей. Кроме того, неоднородность частей формулировок целей и обусловливаемые ею логические связи вызвали необходимость лингвистического и логического описания цели.

Принципы системного анализа целей Принципы формирования системы целей

Рис. 10. Соотношение принципов системного анализа целей и формирования системы целей

В качестве теоретических оснований лингвистической формы представления целей использованы концептуальные основания, такие как семантическое поле цели (Н. Д. Арутюнова) и категорийная триада «вещь (предмет)»–«свойство»–«отноше-ние» (А. И. Уемов), а в качестве модельных – фреймовое представление цели (цель с ближайшим контекстом) и фенотипическая модель цели (собственно цель). Семантико-синтаксические основания предложения-цели (фреймовое представление цели) – синтаксические схемы описания цели в русском языке и универсальный семантический код, кодирующий функциональную семантику языковых знаков, выражающую универсальные роли компонентов действий (В. В. Мартынов). Семантико-синтаксические основания фразы предложения-цели (слот фрейма, описывающего собственно цель): базовые и производные (определенные свойствами установленных видов (фенотип)) предметы.

(базовые понятия, из которых по правилам КС-грамматики строятся термы-1 (<роль><базовый предмет>) и термы-2 (<вид свойства><базовое свойство>[[<базовое свойство>]…]), образующие производные понятия – фразы предложения-цели).

(в частности, целевых, т.е. собственно целей) задается следующим образом:

 – множество ба-

 – множест-

Рис. 11. Основные классы базовых понятий языка описания целей

задается так:


загрузка...