Методология стратегического управления качеством образования в научно-исследовательском инновационном университете (07.09.2009)

Автор: Бонюшко Наталья Анатольевна

формирование структуры НИИУ;

прогнозные оценки, расчеты основных технико-экономических показателей НИИУ;

оценка конкурентоспособности и устойчивости функционирования;

принятие решения о формировании НИИУ и аккредитации его как научно-образовательной организации.

При формировании интегрированной структуры (научно-исследовательского инновационного университета, инновационного кластера), помимо объединения некоторых функций и организации соответствующих подразделений, их выполняющих, претерпевают изменения и внутренние организационные структуры. Так, для образовательного учреждения характерными могут быть процессы децентрализации и передачи части управленческих функций факультетам и, возможно, выпускающим кафедрам, тесно связанным с научными подразделениями, опытно-экспериментальным производством не только собственными, но и научно-исследовательской организации.

Кроме того, в рамках интегрированной структуры целесообразна организация службы, ориентированной на осуществление связей с традиционным промышленным производством. Эти связи могут носить прямой характер (предложения интегрированной структуры по освоению и производству инновационного продукта, аналитические исследования качества действующего производства и т.д.) и обратный характер (предложения промышленных предприятий по формированию инновационных проектов; формированию и корректировке вариативных частей образовательной программы, обеспечивающих подготовку инновационно-ориентированного специалиста и др.).

Стратегия развития, как образовательного учреждения, так и интегрированной структуры в целом, определяется не только государственной политикой, реализуемой посредством нормативно-правовой базы, критериями, формами и масштабом финансирования деятельности, разрешительными системами образовательной деятельности, включая аккредитацию и лицензирование, но также факторами рынка (количественная и качественная структура вакантных рабочих мест и спрос работодателей, в том числе региональный, анализ соответствия компетенций выпускников требованиям работодателей, их социальная значимость и т.д.). Кроме того, для интегрированной структуры существенную значимость имеют оценки уровня приоритетности магистральных направлений исследований, разработок.

По нашему мнению, научно-исследовательский инновационный университет – системно управляемая совокупность интегрированных учебно-научных и учебно-научно-инновационных комплексов, создаваемых на основе более эффективного использования высококвалифицированного персонала, включая ведущие научные и научно-педагогические школы, в целях интенсивного развития магистральных направлений подготовки высококвалифицированных кадров, науки, техники и технологий. Существенной особенностью такой модели организации университета должно быть обеспечение высокой устойчивости каждого из таких комплексов.

Одной из главных черт научно-исследовательского инновационного университета является инициация и деятельность в его составе инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура представляет собой динамичную, гибкую по составу, направлениям деятельности совокупность (с чертами комплекса) предприятий малого и среднего бизнеса, специализация которых ориентирована на использование результатов исследований деятельности университета, а также совместной реализации инновационных проектов.

Хозяйственные связи научно-исследовательского инновационного университета и предприятий, входящих в инновационную инфраструктуру, могут также иметь разнообразный характер:

трансфер результатов выполнения научно-исследовательским инновационным университетом проектов неполного цикла инновационным предприятиям для осуществления дальнейших этапов их коммерческой реализации;

совместная (на основе двусторонних хозяйственных договоров) реализация инновационных проектов полного и неполного циклов;

формирование университетом инновационных проектов на основе обоснованных предложений предприятий, идей коммерческой реализации ранее полученных результатов исследовательской деятельности;

получение работниками производственных предприятий дополнительного послевузовского образования с использованием в его программах результатов научных исследований.

Кроме прямых хозяйственных связей, между научно-исследовательским инновационным университетом и предприятиями инновационной инфраструктуры формируется целый комплекс неформальных отношений, дающих дополнительный интеллектуальный, творческий, деловой потенциал участвующим сторонам.

Оценка качества деятельности интегрированного образовательного учреждения является основой формирования целей развития, перспективных организационно-экономических, научно-технических и научно-педагогических мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности учреждения на российском и международном рынках образовательных услуг. Принципиально показано, что качество деятельности НИИУ характеризуется не только качеством каждого из ее видов, но и наличием, глубиной и устойчивостью их взаимосвязей, определяющих конечные результаты деятельности.

Основным звеном в системе обеспечения качества работы и на этой основе повышения конкурентоспособности, устойчивости интегрированной образовательной структуры является система стратегического планирования, особенностью которой по сравнению с аналогичной системой образовательного учреждения является выделение интегрированных приоритетных (магистральных) направлений, единых для каждого вида деятельности (исследовательской, образовательной, инновационной).

Стратегический план, сформированный по каждому из магистральных направлений, является составной частью общего стратегического плана развития НИИУ. Перечень основных процедур формирования плана и их функциональные связи при стратегическом планировании развития магистрального направления приведены на рис.2.

Для формирования и эффективного функционирования системы стратегического планирования качества НИИУ важное значение имеет определение ее временных параметров. Образовательная, научная, инновационная деятельность как основные процессы деятельности НИИУ, обладают значительной инерционностью, то есть постепенным изменением параметров, определяемым качественным и количественным ростом его составляющих, а также эмерджентных свойств – присущих системе в целом.

Основой формирования стратегического плана интегрированного образовательного учреждения являются следующие процессы:

Определение перечня магистральных направлений, проблем развития, а также видов деятельности.

Проведение комплексного анализа уровня достигнутого качества деятельности учреждения.

Прогнозирование состояния конкурентной среды, перспективной фоновой ситуации.

Формирование комплекса исследовательских и нормативных прогнозов развития магистральных направлений деятельности.

Согласование исследовательских и нормативных прогнозов и на этой основе определение основных научно-технических, социальных и хозяйственных целей развития.

Разработка мероприятий, обеспечивающих развитие социальной сферы.

Выполнение расчетов и оценки необходимого и располагаемого ресурсного обеспечения, его достаточности для реализации основных целей развития.

Разработка перечня научно-педагогических, производственных, организационных и хозяйственных мероприятий (работ), обеспечивающих достижение запланированных целей.

Оценка экономической деятельности, конкурентоспособности и устойчивости функционирования.

Стратегия развития перспективных партнеров

Стратегия развития перспективных потребителей

Организационные процессы реализации целей развития

Прогноз потребности в высококвалифицированных специалистах для исследовательской, инновационной и производственной деятельности

Рис.2. Основные процедуры формирования стратегического плана развития магистрального направления деятельности НИИУ

Этот перечень, упорядоченный по функциональным связям, временным и ресурсным параметрам (рис.3), является организационной основой формирования стратегического плана развития вуза.

Стратегический план является важнейшим компонентом в системе планирования НИИУ, он содержит формулировки основных стратегических целей, этапы их реализации, способы и средства необходимые для реализации, систему показателей, характеризующих процессы реализации. Исходя из изложенного выше очевидно, что формирование стратегического плана развития интегрированной структуры (научно-исследовательский инновационный университет) в условиях сохранения хозяйственной самостоятельности юридических лиц, образующих эту структуру, во многом аналогично процедурам стратегического планирования развития образовательного учреждения. Однако объектом стратегического планирования в данном случае будут являться не учреждения и предприятия, а только отдельные интегрированные функции (виды и направления деятельности, цели развития, совместные образовательные технологии, отдельные виды деятельности инфраструктуры, совместные инновационные проекты).

Таким образом, процесс формирования и функционирования НИИУ является многосторонним, связанным с целым комплексом интеграционных процессов в части определения интегрированных направлений деятельности, формирования системы стратегического планирования, системы качества, оценками конкурентоспособности и устойчивости, развития инновационной деятельности с учетом необходимости реализации системы эффективной взаимосвязи между научной, образовательной, инновационной деятельностью.

ВКЛАД АВТОРА В ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Теоретические положения, выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, и личный вклад в исследование проблемы состоит в следующем:

постановке и обосновании цели исследования, выборе объекта исследования, определении совокупности взаимосвязанных задач исследования и их решении;


загрузка...