Методология стратегического управления качеством образования в научно-исследовательском инновационном университете (07.09.2009)

Автор: Бонюшко Наталья Анатольевна

Комплекс внешних

ресурсов

Исследовательская деятельность

Научные результаты

Потенциальные инновационные научные результаты

?????????p

Высококвалифици- рованные трудовые ресурсы для обеспечения исследовательской деятельности

Финансовые ресурсы

обеспечение

качества

образовательного

процесса

финансовые ресурсы

Инновационная деятельность

Инновационный

Перспективный трудовой потенциал (абитуриенты)

Комплекс внешних ресурсов

Высококвалифи-

цированные трудовые

ресурсы для обеспечения инновационной инфраструктуры

Рис.1. Взаимодействие основных процессов деятельности НИИУ

Процесс формирования НИИУ является длительным, характеризуемым следующими признаками:

интенсивное развитие исследовательской и инновационной деятельности за счет концентрации располагаемых высококвалифицированных кадров;

активное использование кадрового потенциала, результатов и процессов исследовательской и инновационной деятельности в учебном процессе (формирование образовательных программ, учебных планов и их реализации);

целенаправленная органическая идентификация направлений научной, инновационной и образовательной деятельности.

Границы интеграции образовательного учреждения и исследовательской организации зависят, прежде всего, от степени идентичности и перспективности направлений подготовки специалистов и направлений научных исследований, то есть возможностей формирования магистральных направлений деятельности, включая инновационную сферу.

Создание крупного интеллектуального центра, которым должен быть НИИУ, самым тесным образом связано с региональным развитием. Характер развития региона, его географическое положение, возрастная, профессиональная и социальная структура населения, направления экономики, состояние социальной инфраструктуры во многом оказывает объективное влияние на принятие первоначального решения об организации НИИУ.

Формирование многоцелевого комплекса НИИУ целесообразно осуществлять на базе действующего университета, вуза или высококвалифицированной научной организации академического или отраслевого профиля с последующим комплексным развитием путем организации дополнительных структурных подразделений, предприятия для образовательной, научной и инновационной деятельности.

С другой стороны, формирование и перспективы развития НИИУ также становятся фактором, оказывающим влияние на состояние региона (рынок труда, интеллектуальный потенциал, возможности развития инновационных производств, роста конкурентоспособности продукции).

По нашему мнению, формирование научно-исследовательского инновационного университета является сложным многоэлементным процессом и может осуществляться в следующей последовательности:

прогнозные оценки наличия и емкости рынка на работы, услуги и материальные продукты НИИУ;

анализ перспективных региональных социальных, экономических последствий создания НИИУ;

анализ возможностей интеграции базового образовательного учреждения с отраслевыми или академическими научными организациями;

оценка возможностей роста качества высшего профессионального образования на базе НИИУ;

выбор основных магистральных интегрируемых направлений, специальностей, специализаций;

выбор формы (уровень интеграции) и целей НИИУ;

определение перечня основных процессов, обеспечивающих реализацию целей по каждому из интегрируемых направлений деятельности;

комплексная оценка располагаемого совокупного потенциала интегрированной структуры по реализации целей с учетом инновационной деятельности;

привлечение к сотрудничеству партнеров, обеспечивающих деятельность и продукцию недостающих элементов потенциала;

оценка возможностей приведения в соответствие целей НИИУ и располагаемого потенциала;


загрузка...