Методология стратегического управления качеством образования в научно-исследовательском инновационном университете (07.09.2009)

Автор: Бонюшко Наталья Анатольевна

БОНЮШКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИННОВАЦИОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Специальность 08.00.05 –

Экономика и управление народным хозяйством

(экономика и управление качеством; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный консультант – доктор экономических наук, профессор

Горбашко Елена Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Платонов Владимир Владимирович

доктор экономических наук, профессор

Салимова Татьяна Анатольевна

доктор экономических наук, профессор

Янченко Владимир Федорович

Ведущая организация – Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский

государственный университет информа-

ционных технологий, механики и оптики»

Защита состоится «___»____________2009 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд.7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан «_____» __________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Овчинникова С.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

На современном этапе в России принята стратегия реформирования системы высшего образования, предполагающая многоаспектную интеграцию сфер науки, образования и производства, что позволит обеспечить высококвалифицированными кадрами долгосрочные потребности инновационного развития экономики страны.

В экономически развитых странах интеграционные процессы реализуются в рамках исследовательских университетов с исторически сложившейся и объективно обоснованной структурой образовательной и исследовательской деятельности. В России одновременно с необходимостью развития этой формы интеграции, предполагается развитие различных форм организационного объединения научно-производственных корпораций, отраслевых научно-исследовательских институтов и учебных заведений.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов», в российской системе высшего образования появились новые категории вузов такие как: федеральный университет, реализующий инновационные программы высшего и послевузовского профобразования, интегрированные в мировое пространство, выполняющий фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук, обеспечивающий интеграцию науки, а также доводящий результат своей интеллектуальной деятельности до практического применения, и национальный исследовательский университет, который в равной степени эффективно занимается образовательной и научной деятельностью, и выполняет фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру наук.

Федеральным университетам отводится верхняя позиция в иерархии вузов как автономным учреждениям, т.е. имеющим право самостоятельно распоряжаться своими доходами, распределять средства, в их состав могут включаться не только вузы, но и научные организации, которые находятся в ведении федеральных органов власти, государственных академий наук. Федеральным и национальным университетам предоставлено право работать по собственным программам и стандартам, при условии соблюдения требований к их составу и качеству не ниже, предусмотренных федеральными стандартами.

Планируется, что в перспективе высшие учебные заведения России должны стать проводниками новых технологий, а выпускники будут обладателями современных знаний, которые необходимы современному производству. На сегодняшний день, когда мировое и национальное экономическое развитие, конкурентоспособность государств, областей деятельности отдельных предприятий и учреждений определяются возможностями быстрой адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка и соответствующего реагирования, то есть необходимостью инновационной деятельности на базе всестороннего использования научных достижений, встает проблема более эффективного использования располагаемого научного потенциала и, в первую очередь, его кадровой составляющей. Как в России, так и во всем мире значительная часть высококвалифицированных научных кадров используется в системе высшего профессионального образования в качестве преподавателей. Кроме того, развитая сеть аспирантуры и докторантуры в составе образовательных учреждений, возможность отбора наиболее талантливых студентов для участия в исследованиях также являются частью располагаемого научного потенциала.

В этой связи целесообразно сравнить структуру научных секторов России и других экономически развитых стран, как определяющую часть инновационного потенциала. Если в России основными исполнителями фундаментальных исследований являются учреждения академической принадлежности, то за рубежом это прерогатива университетской науки. Инновационная деятельность за рубежом в основном реализуется в рамках университетской науки, тогда как в России – в отраслевой (внутрифирменной).

Повышение эффективности использования вузовского научного потенциала (кадры, материально-технические и информационные ресурсы) для обеспечения инновационного развития национальной экономики может быть осуществлено путем интенсификации интеграционных процессов между академическим, университетским, внутрифирменным секторами науки. Таким образом, система высшего профессионального образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности национальных экономик на мировых рынках является одной из важнейших и необходимых составляющих комплекса объектов общегосударственного управления в части выработки стратегии и политики развития образования, координации различных уровней управления и необходимого ресурсного обеспечения для эффективного функционирования образовательных систем.

Если в экономически развитых странах интеграционные процессы осуществляются на базе исследовательских университетов с исторически сложившейся и объективно обоснованной структурой образовательной, исследовательской деятельности, то для России, одновременно с развитием этой формы интеграции, характерно организационное объединение научно-производственных корпораций и учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий.

Таким образом, вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы - создания интегрированных структур в виде научно-исследовательских инновационных университетов и методологии стратегического управления качеством образования в них. Принципиальный вопрос, составляющий научную проблему исследования, заключается в том, как обеспечить эффективность функционирования интегрированного учреждения на основе управления качеством.

Состояние разработанности научной проблемы. Проблемы обеспечения качества образовательных услуг и формирования компетенций выпускников, соответствующих современным требованиям (требованиям рынка труда), стратегического управления качеством в вузе, интеграционных процессов между вузами и научными предприятиями отраслевого профиля достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе.


загрузка...