Формирование и развитие оптового рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия: теория, методология и практика (07.09.2009)

Автор: Абдуллаева Тамара Курбановна

4. Страны дальнего зарубежья 1,5 20 10 5

Региональные потребности Дагестана в продовольственных товарах могут быть удовлетворены следующей ожидаемой структурой поступления на региональный продовольственный рынок основной массы продукции (табл. 3):

Основные отличительные особенности функций потребительской и коммерческой экспертизы по отношению к качеству и конкурентоспособности товара, конкурентоспособности и имиджу фирмы представлены в таблице 4.

Таблица 4. Основные функции потребительской и коммерческой экспертизы

Функции по поводу объекта

Объект экспертизы потребительской экспертизы коммерческой экспертизы

Качество товаров Оценка, проверка качества товаров на соответствие нормам Выявление факторов формирования качества товаров

Конкурентоспособность товаров Противодействие недобросовестной конкуренции Разработка и реализация методов обеспечения конкурентоспособных товаров

Конкурентоспособность фирмы Антимонопольное регулирование Разработка и реализация методов обеспечения конкурентоспособности фирмы

Имидж фирмы Оценка соответствия товаров имиджу фирмы Создание положительного имиджа фирмы

В целом основная задача логистической экспертизы состоит в том, чтобы увязать в гармонизированную систему и сбалансировать интересы потребителя и производителя при приоритете интересов потребителя.

С учетом специфики объекта и предмета настоящего исследования, на основании общих принципов экспертизы, могут быть выделены следующие основные принципы логистической экспертизы:

1. Системность экспертизы: она как вид деятельности должна охватывать все стадии коммерческой и потребительской логистики и является элементом (подсистемой) логистической системы.

2. Обратная связь в экспертизе: контроль качества экспертных заключений путем сопоставления с эталонами и нормами.

3. Регулярность экспертизы и преемственность в ее проведении путем: принципа обратной связи, систематического учета экспертных заключений, формирования потенциальных кандидатов в эксперты и совершенствования системы экспертизы.

4. Гласность экспертизы посредством широкой публикации: перечня организаций, осуществляющих экспертизу; списков экспертов; руководителей и ответственных лиц государственных и местных органов, принимающих решения; документов, регламентирующих организацию и деятельность основных субъектов экспертизы; информацию о работе научно-методических центров экспертизы; перечня проводимых экспертиз; результатов и материалов экспертизы (за исключением конфиденциальной информации, специально оговоренной в законодательстве и нормативных актах).

5. Равенство стартовых условий для объектов экспертизы: принятие заказа на экспертизу независимо от масштабов, форм собственности и финансового состояния коммерческих предприятий.

6. Независимость экспертов и процедуры подготовки экспертных заключений от процедур его заказа и применения результата заказчиком.

7. Снятие «конфликта интересов» у субъектов экспертизы через противопоказания к участию конкретных субъектов экспертизы в выполнении тех или иных функций в процессе ее проведения: эксперты не должны принимать участия в экспертизе объектов, с представителями которых сложились отношения, позволяющие истолковать их как общность или конфликт интересов. Эксперты не должны оценивать проекты (фирмы, товары и т.д.) предприятий, в которых они работают, а также такие, авторы которых конкурируют с экспертом в рамках одного источника ресурсов. Эксперты не должны оценивать деятельность организаций, с которыми у них есть коммерческие связи.

8. Персонификация экспертов: эксперт в первую очередь является специалистом соответствующего уровня и профиля, а лишь затем представителем какой-либо конкретной организации.

9. Ответственность субъектов экспертизы: ответственность эксперта как за свои заключения, так и за использование конфиденциальной информации, полученной им при проведении экспертизы.

10. Развитость законодательной базы экспертизы путем: формирования и совершенствования законодательства о защите прав потребителей, сертификации продукции, антимонопольного законодательства и т.п.

11. Развитость инфраструктуры коммерческой и потребительской экспертизы.

12. Ориентация на устойчивое развитие общества.

В качестве объекта экспертизы выступают два интегрированных потока, первый из которых представляет собой процесс движения товаров от производителя к потребителю и является объектом управления потребительской логистики, а экспертиза потребительских свойств товара, осуществляемая на каждом этапе этого потока, является потребительской экспертизой товаров. Второй поток представляет собой процесс коммерческой деятельности (коммерческую логистику) от изучения, выявления потребностей, формулирования бизнес – идеи до создания или реструктуризации коммерческого предприятия, осуществляющий оценку возможностей и определение факторов повышения эффективности коммерческой деятельности, установление соответствия планируемой хозяйственной деятельности целям получения прибыли, а также экологическим и иным требованиям законодательства.

За основу формирования модели коммерческой экспертизы может быть принята логистическая петля конкурентоспособности коммерческого предприятия. Для целей настоящего исследования предлагается модифицированная нами модель в виде логистической петли коммерческой экспертизы предприятия (рис. 1), состоящей из восьми типовых схем экспертизы на различных этапах жизненного цикла предприятия. Основной задачей экспертизы на первом этапе является оценка потенциальной емкости рынка. На втором этапе осуществляется экспертиза бизнес-плана и проекта организации нового или реструктуризации существующего коммерческого предприятия. Одной из основных задач этого этапа является экспертиза конкурентной стратегии а также – потенциального объема продаж.

На третьем этапе осуществляется экспертиза надежности поставщиков ресурсов как партнеров и, при необходимости, самих ресурсов коммерческой деятельности, оцениваются альтернативные источники снабжения. На четвертом этапе осуществляется экспертиза организационно-технологической системы предприятия, качества производимой продукции, уровня издержек, технологического уровня. Экспертиза внутрипроизводственной логистической системы должна быть основана на точном расчете, позволяющим найти наиболее выгодный вариант обеспечивающий стабильную прибыль. Экспертиза на четвертом этапе является самым ответственным делом, так как от качественного, эффективного, бездефектного функционирования внутри производственной логистической системы зависит коммерческий успех предприятия. Учитывая важнейшее значение этого этапа автором, на основании исследования опыта функционирования ряда предприятий (Санкт-Петербурга и Дагестана) по производству хлебобулочных изделий, бубликов и других мелкоштучных изделий, блинной муки и других товаров, разработаны типовые схемы внутрилогистической системы хлебного производства как объекта экспертизы.

На пятом этапе проводится экспертиза системы управления коммерческим предприятием. Особое внимание, при этом, уделяется выходному вектору внутрилогистической системы – поступлению товаров каждому конкретному потребителю в точно означенный срок. Важнейшей задачей шестого этапа является выявление потенциала снижения издержек производства и возможно точная оценка плановой калькуляции для расчета оптовой цены.

На седьмом этапе осуществляется экспертиза логистических цепей между субъектами логистической сети. Восьмой этап завершает одну «петлю» непрерывного процесса коммерческой экспертизы. На этом этапе оценивается конкурентоспособность предприятия в результате реализации семи предшествующих этапов и корректируется стратегия экспертизы и коммерческой деятельности в целом на следующий цикл.

Опыт становления ОПР за рубежом и в различных субъектах Российской Федерации показывает, что развитие оптовых рынков может идти двумя путями:

1) при финансовой поддержке государства;

2) за счет привлечения средств как государства, так и заинтересованных субъектов оптовых рынков.

Ряд исследователей считает, что для России в современных условиях наиболее приемлем именно второй вариант, на основе которого и создавался межрегиональный оптовый рынок в Волгограде. Мы вполне поддерживаем это мнение.

Нет никаких сомнений, что создание Межрегионального оптового продовольственного рынка РД будет иметь успех только при активном участии в этом процессе органов государственной власти республики Дагестан.

Мы предлагаем Правительству Республики Дагестан на первом этапе обеспечить создание в республике территориального органа – «Дагестанскую агропромышленную финансовую корпорацию «ДАПФК». На втором этапе необходимо приступить к созданию Открытого Акционерного Общества «Дагестанский межрегиональный оптовый продовольственный рынок (ОАО ДМОПР)» с включением в состав учредителей ОАО ДМОПР следующих субъектов:

1) Правительство Республики Дагестан.

2) Администрацию г. Махачкала.

3) Администрации городов: Дербент, Хасавюрт, Каспийск, Буйнакск и Кизляр.

4) Лучшие предприятия системы бывших республиканских объединений: «Дагконсервагропром», «Дагпищепром», «Дагмясопром», «Дагмолпром», ГКК «Дагестанхлебопродукт» и отдельные предприятия, относящиеся к Департаменту рыбного хозяйства РД.

5) Предприятия Государственного управления по транспорту РД (ГУП «Дагавтотранс» и ООО «Дагтранссервис»).


загрузка...