Концептуальные основы антикризисного управления социально-экономическими системами в условиях институциональных преобразований (07.02.2012)

Автор: Кислухина Ирина Анатольевна

По определению автора, антикризисное управление представляет собой совокупность управленческих методов и правовых процедур, применяемых к социально-экономической системе (в том числе к организации) в случае наступления кризиса в её деятельности и возникновения угрозы банкротства.

При этом, антикризисное управление включает антикризисный менеджмент и арбитражное управление – управление на микроуровне (в организации), а также антикризисное регулирование – управление на мезо-, макро-, и мегауровне. В качестве объекта антикризисного управления могут выступать социально-экономические системы, находящиеся в состоянии кризиса, а предметом может являться кризисная ситуация в их деятельности.

Основные положения концепции антикризисного управления должны формироваться на основе системного подхода, т.е. рассматривать любой объект управления как систему, учитывая соотношения «элемент – система» и «система – подсистема» при внедрении любых изменений. В качестве объектов антикризисного управления могут выступать социально-экономические системы различных уровней, которые могут быть классифицированы следующим образом: 1) административная классификация предполагаем выделение следующих категорий социально-экономических систем: социально-экономические системы микроуровня – муниципальные образования, мезоуровня – субъекты федерации, макроуровня – суверенные государства, мегауровня – мировая экономика; 2) согласно отраслевой классификации социально-экономические системы подразделяются следующим образом: социально-экономические системы микроуровня – организации и объединения, мезоуровня – отрасли экономики субъекта федерации, макроуровня – отрасли экономики государства, мегауровня – отрасли мировой экономики.

Таблица 4.

Отличительные особенности антикризисного управления и управления в обычном режиме

Управление в обычном режиме

Антикризисное управление

1. Приоритет долгосрочного развития над получением сиюминутной выгоды. 1. Необходимость получения выгоды (дохода) в настоящее время, даже в ущерб вероятному будущему.

2. Подчинённость краткосрочных целей и задач общей стратегии организации. 2. Отсутствие стратегических целей и задач, краткосрочный характер планирования.

3. Стремление к максимизации выгоды (прибыли) и минимизации потерь (убытков). 3. Стремление к аккумулированию денежных средств для предотвращения банкротства. Допущение вынужденных потерь.

4. Рационализация и интенсификация использования ресурсов организации, достигающаяся посредством внедрения современных производственных технологий и повышения производительности труда. 4. Осуществление деятельности организации в режиме жёсткой экономии ресурсов, которая достигается, преимущественно, уменьшением текущей потребности в оборотных средствах.

5. Преобладание мер наступательного характера в стратегических и тактических планах. 5. Преобладающее количество мер защитного характера, предусмотренных антикризисной программой (сокращение производства, продажа имущества, сокращение персонала и т.д.)

6. Инвестирование финансовых средств в перспективные проекты, которые будут приносить прибыль организации в будущем. 6. Прекращение инвестиционной деятельности на весь период антикризисного управления: «замораживание» инвестиционных проектов, закрытие производств, не приносящих прибыль в настоящее время.

7. Проведение активной социальной политики, направленной на улучшение условий труда и повышение уровня благосостояния работников. 7. Приостановка социальных программ, осуществление только обязательных текущих выплат работникам.

Как всякая самостоятельная научная дисциплина и практический вид деятельности, антикризисное управление должно обладать собственным арсеналом научно-практических методов. Управлять организацией в условиях кризиса традиционными методами, характерными для управления в обычном режиме, по нашему мнению, невозможно. Кризисная ситуация требует иных подходов к управлению и принятия таких решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить ход событий и остановить падение организации в «кризисную пропасть». Антикризисное управление имеет существенные отличия от управления в обычном режиме (таблица 4).

11. Разработана методика исследования негативных тенденций в динамике развития социально-экономической системы (на примере лесной отрасли) на основе предикативного мониторинга её состояния и обоснована возможность формирования «системы тревоги» в целях профилактики экономических кризисов.

Предикативный мониторинг является средством постоянного наблюдения за состоянием социально-экономической системы (лесной отрасли), обеспечивающим возможность выявления и исследования негативных тенденций в динамике её развития, и принятия своевременных мер противодействия экономическим кризисам.

Таблица 5.

Предикативный мониторинг экономического состояния лесной отрасли

Направления исследований Назначение показателей Показатели

1. Ресурсный потенциал Характеризуют ресурсную базу лесопромышленного комплекса (качественная и количественная оценка) и её потенциал (достаточность лесосырьевых ресурсов для развития лесопромышленного производства в будущем) запас древесины по породному и возрастному составу; доступность лесосырьевых ресурсов; площадь нарушенных земель; эффективность рекультивации и лесовосстановления

2. Финансово-экономическое состояние организаций Характеризуют общее экономическое положение организации и её финансовую устойчивость объём производства в номенклатурном разрезе; объём кредиторской и дебиторской задолженности; численность персонала; средняя заработная плата работников; основные коэффициенты: коэффициент автономии, коэффициент покрытия, коэффициент оборачиваемости капитала, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности.

3. Уровень интеграции организаций Характеризуют производственную интеграцию организаций в отрасли и влияние интеграции на эффективность лесопромышленного производства количество интегрированных структур (по видам); доля продукции интегрированных структур в общем объёме продукции лесопромышленного комплекса

4. Уровень концентрации лесопромышленного производства по территории России Характеризуют территориальную концентрацию лесопромышленного производства количество территорий с высокой и низкой концентрацией лесопромышленных предприятий; доля площади с высокой концентрацией предприятий ЛПК

5. Уровень обеспеченности внутреннего рынка Характеризуют внутренний рынок сбыта продукции лесопромышленного комплекса, а также зависимость от импорта объём реализуемой на внутреннем рынке продукции ЛПК в номенклатурном разрезе; объём импортируемых лесопромышленных товаров в номенклатурном разрезе; доля импортных товаров в общем объёме товаров ЛПК

6. Характеристика экспорта лесопромышленных товаров Характеризуют внешнеторговую деятельность организаций лесопромышленного комплекса объём экспортных товаров в номенклатурном разрезе; доля круглых лесоматериалов в общем объёме экспорта продукции ЛПК; доля пиломатериалов в общем объёме экспорта продукции ЛПК; доля продукции глубокой переработки (бумага и картон, мебель, строительные материалы, продукция лесохимических производств) в общем объёме экспорта продукции ЛПК

Выбор основных направлений предикативного мониторинга лесной отрасли обусловлен следующими критериями: комплексностью охвата индикаторов состояния отрасли; агрегированностью и информативностью показателей; точностью индикаторов для характеристики определённых параметров состояния отрасли; доступностью сбора данных для расчета показателей; универсальностью показателей для всех подсистем единой системы (подотрослей лесной отрасли).

Предикативный мониторинг экономического состояния лесной отрасли включает сбор данных по следующим направлениям (таблица 5).

Предикативный мониторинг может играть роль так называемой «системы тревоги», т.е. системы своевременного оповещения о возможности наступления кризиса в лесной отрасли, что позволит сделать государственное регулирование лесного сектора экономики более эффективным.

12. Разработан алгоритм управления изменениями в социально-экономических системах.

В условиях институциональных преобразования, когда идёт процесс непрерывной модернизации государственного управления, бюджетной и административной системы, возникает необходимость непрерывной адаптации социально-экономических систем к изменяющимся условиям деятельности. В социально-экономических системах разных уровней – в отраслях, муниципальных образованиях, регионах и в организациях для успешного развития в условиях институциональных преобразований должны быть инициированы процессы управления изменениями.

Успешному внедрению изменений может способствовать разработанный автором алгоритм «СИСТЕМА». Название алгоритма представляет собой аббревиатуру названий семи элементов процесса управления изменениями: «Стратег» – руководитель или группа руководителей, инициирующих изменения в социально-экономической системе и несущих ответственность за их результат; «Интеграция» – объединение усилий членов социально-экономической системы для эффективного осуществления изменений; «Средства» – формирование бюджета реорганизации и определение источников привлечения денежных средств; «Технология» – разработка комплекса методов осуществления изменений; «Единство направления» – необходимость всем сотрудникам действовать сообща, в одном направлении, добиваясь единой цели общими усилиями; «Мотивация» – выработка механизмов стимулирования участников процесса управления изменениями; «Агент изменений» – лицо, непосредственно руководящее процессом внедрения изменений.

Данный алгоритм позволяет рассматривать управление изменениями не только как процесс, но и как систему – совокупность взаимосвязанных элементов, влияющих друг на друга и на весь процесс перемен. Алгоритм «СИСТЕМА» является универсальным средством описания процесса организационных изменений, который может быть адаптирован для любой социально-экономической системы. Его использование позволяет моделировать различные сценарии внедрения изменений, программировать действия каждого элемента системы управления изменениями и учитывать взаимосвязи элементов.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Институциональные преобразования, осуществляемые в сложных условиях экономической дестабилизации в мире, требуют выработки таких методов антикризисного управления, которые позволяли бы эффективно противостоять негативному воздействию факторов кризиса, как внешних, так и внутренних, и обеспечивать возможность успешной реализации реформ.

2. Развитие научной теории антикризисного управления имеет ярко выраженный диалектический характер. Процесс формирования и развития научной теории антикризисного управления происходил по принципу «тезис – антитезис – синтез».

3. В процессе дифференциации теории антикризисного управления сформировалось множество отдельных относительно самостоятельных направлений исследований, которые могут быть объединены в двенадцать групп.

4. Новейшие исследования в области антикризисного управления и смежных областей знаний, а также тенденции развития общей теории управления приведут к переосмыслению традиционной парадигмы антикризисного управления и формированию новой научной парадигмы.

5. Методология антикризисного регулирования лесной отрасли обусловлена её специфическими особенностями и проблемами развития. Наиболее острыми проблемами, требующими безотлагательного решения являются следующие: 1) слабая законодательная база, регулирующая правовые отношения в лесной отрасли; 2) неэффективность планово-программного обеспечения лесной отрасли; 3) низкий уровень корпоративной интеграции организаций в отрасли; 4) высокий уровень криминализации отрасли, в том числе несанкционированных рубок и нелегального товарооборота древесины; 5) значительная степень износа техники и оборудования, устаревшие производственные технологии.

6. Дескриптивный анализ обеспечивает возможность исследования процессов формирования кризисных явлений в социально-экономической системе (лесопромышленном комплексе ХМАО – Югры), выявления исходных причин (детерминантов) экономического кризиса, оценки эффективности применяемых антикризисных мер и их последствий для лесопромышленного комплекса ХМАО – Югры.


загрузка...