Современная медиакартина мира: неориторическая модель (Лингвофилософский аспект) (07.02.2012)

Автор: Анненкова Ирина Васильевна

В основе данной концепции лежит также осмысление культурологического феномена СМИ как своеобразного продукта цивилизационной деятельности человека. Этот феномен рассматривается в контексте учения о дихотомии Культуры и Цивилизации.

В работе разграничиваются близкие по объекту и предмету изучения дисциплины – риторика и прагматика.

Все это потребовало обновления риторической терминологии за счет тезауруса близкородственных риторике наук новейшего времени (когнитивистики, социолингвистики, прагматики, психолингвистики).

В аспекте медиариторики предлагаются новые, но генетически связанные с традиционной риторикой, категориально-терминологические понятия: риторическая модель медиадискурса, риторическая модальность медиатекста, риторическая гипермодальность медиадискурса, риторическая позиция адресанта медиатекста и медиадискурса.

Впервые предлагается применение понятий модели и моделирования по отношению к картине мира.

И впервые же выдвигается концепция неориторического моделирования медиакартины мира.

В работе уточняются и конкретизируются понятия медиапространство, медиатекст, дискурс, медиадискурс в аспекте медиариторики.

Современная эпоха дискурсивной деятельности обозначена нами как культура интерпретации готового слова.

Интерпретационность медиадискурса рассмотрена в фокусе аксиологической доминанты риторической науки как науки лингвофилософского уровня.

В работе дан риторический анализ тех динамических процессов в языке СМИ, с помощью которых конструируется медиакартина мира.

Методология и методы исследования

Выбор методологии исследования обусловлен его междисциплинарным характером и лингвофилософским системным подходом в риторическом осмыслении медиакартины мира. В работе соединяются лингвистический и философский взгляд на текст вообще и на медиатекст в частности. В связи с этим были использованы методы, разработанные как в собственно филологических науках, так и в философии, психологии, социологии и т. д. Базовым методом диссертации стал номотетический метод, направленный на выявление общих закономерностей объекта и предмета изучения. Этот метод непосредственно связан с проблемой интерпретации, поэтому в диссертации был использован широкий спектр методов интерпретирования: общестилистический анализ, риторический анализ текста и текстовых структур, метод анализа дискурса, метод когнитивно-прагматического анализа, метод семантического и семиотического анализа. Использовались ведущие традиционные методы научного исследования, к которым относятся абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, аналогия, типологизация и

т. п. Применялись также функционально-стилистический, контекстно-ситуативный, культурологический методы исследования. При осмыслении возрождения риторики привлекается историко-диахронический и синхронный методы сопоставления процессов научной реабилитации риторики в России и за рубежом.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она закладывает основы целостной концепции медиариторики как нового вида частной риторики языка СМИ. Исследование корректирует, уточняет и обновляет категориально-терминологический аппарат неориторики и включает его в единый контекст медианаук. В самой концепции, предложенной в работе, содержится потенциал для дальнейшей детальной разработки основных ее положений и для расширения границ неориторического похода в осмыслении не только медиадискурса и медиакартины мира, но и любого типа дискурса, любого типа картины мира. Результаты работы могут быть использованы в смежных дисциплинах и научных направлениях: прагматике (прагмалингвистике), когнитивистике, лингвоэтике, культуре речи, в теории текста, в истории и теории журналистики и т. п. Немаловажным представляется и то, что данное исследование расширяет поле применения теории риторики и неориторики в гуманитарных науках.

Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы будут способствовать риторизации образования, и в первую очередь

– высшего. Предложенный в работе подход позволяет расширить понятие междисциплинарности и вписать риторическую модель образования в новую антропоцентрическую парадигму, формируемую современной высшей школой. Перспективным представляется создание спецкурсов «Медиариторика» на факультетах и отделениях журналистики. Возможно включение результатов диссертации в разделы лекционных курсов по следующим лингвистическим дисциплинам: стилистике, истории и теории риторики, медиалингвистике, истории лингвистических учений, культурологии и лингвокультурологии, прагмалингвистике, в теории журналистского творчества. Основные положения диссертации будут представлять интерес для спецкурсов философского толка, в которых изучаются коммуникативные аспекты культуры в целом.

Результаты исследования уже введены в практику обучения студентов в курсе лекций по дисциплине «Стилистика современного русского языка» на всех отделениях ИСАА при МГУ имени М. В. Ломоносова, на дневном (международное отделение) и на вечернем отделениях факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; в спецкурсе и спецсеминаре «Риторика: историко-культурный, теоретический и практический аспекты» на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; в курсах лекций по дисциплине «Риторика» в Московском гуманитарном институте имени

Е. Р. Дашковой; а также в лекциях по риторике для слушателей Летней школы журналистики на факультете журналистики МГУ имени

М. В. Ломоносова.

Результаты и выводы диссертации представляют интерес и для журналистов-практиков, т. к. могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе изданий, каналов СМИ, PR-служб и т. п.

Апробация работы

Основные идеи работы были представлены научной и журналистской общественности на

– Международных конгрессах и конференциях: Международный научно-практический семинар «Медиатекст как полиинтенциональная система»

(7 декабря 2011 г., Санкт-Петербург, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, Факультет журналистики СПбГУ); V Конгресс Международной Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (8-12 мая 2011 года, Шанхай); Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере»

(7-9 февраля 2011 г., Москва, Факультет журналистики МГУ имени

М. В. Ломоносова); Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах» (27-29 октября 2010 г., Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова); IV Международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование –2010» (Белгород, 22-24 сентября 2010 г., под эгидой МАПРЯЛ);

4th International Research Conference: «Language, individual and society in the modern world» (September 6-9, 2010, Sunny Beach Resort, Bulgaria); Международная научно-практическая конференция «Медиа. Демократия. Рынок: Функционирование средств массовой информации в сфере досуга» (Санкт-Петербург, май 2010 г.); Международная научно-практическая конференция университетов «Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в XXI веке» (23-24 апреля 2010 г., Москва, Евразийская ассоциация университетов и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова); IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, Филологический факультет, 20-23 марта 2010 г.): Круглый стол «Речевые события в СМИ: достижения и провалы» (Москва, 22 марта 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Русский язык в современном медиапространстве» (Белгород, 23-26 сентября 2009 г.); Международная конференция «Язык СМИ: от Ломоносова до наших дней» (Москва, 22-23 ноября 2007 г.); Международная конференция «М. В. Ломоносов и развитие русской риторики» (24 ноября 2004 г.); Международная конференция «Журналистика и культура русской речи. Слово в семасиологическом, прагматическом, социокультурном аспектах» (Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Российский Фонд Культуры, 2003); Международная конференция «Журналистика и культура русской речи на переломе тысячелетий» (Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Российский Фонд Культуры, 2002);

– Всероссийских конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире» (8-11 февраля 2010 г., Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы массовой коммуникации» (Воронеж, 13-15 мая 2010 г., Факультет журналистики ВГУ); Всероссийская научно-практическая конференция «Журналистика в 2008 году: Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ» (9-12 февраля 2009 г., Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы массовой коммуникации» (11-13 мая 2009 г., Воронеж, Факультет журналистики ВГУ); Всероссийская научно-практическая конференция «Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды» (11-14 февраля 2008 г., Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова); Всероссийская научно-практическая конференция «Журналистика в 2005 году: «Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (6-9 февраля 2006 г., Москва, Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова);

– Межвузовских конференциях: ежегодная Межвузовская научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения» (Санкт-Петербург, Факультет журналистики СПбГУ: 21-22 апреля 2011 г., 21-22 апреля 2010 г., 22-23 апреля 2009 г.); Межвузовская научно-практическая конференция «Досуговая журналистика в России» (Санкт-Петербург, 27-28 мая 2009 г.).

Автором был прочитан доклад на ежегодной научной конференции МГУ имени М. В. Ломоносова «Ломоносовские чтения» (Москва, 16 апреля 2010 года, МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики, секция «Журналистика»), который был делегирован Ученым советом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова на III Международную научно-практическую конференцию университетов «Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в ХХI веке»: круглый стол «Духовно-нравственные ценности: язык и культура» (23-24 апреля 2010 года, Москва, Евразийская ассоциация университетов и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).

Автор неоднократно выступал с докладами и сообщениями на кафедре зарубежной журналистики и литературы, на кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, а также на межкафедральных семинарах факультета журналистики МГУ имени

М. В. Ломоносова.

Результаты данного исследования нашли отражение в авторских монографиях «Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ» (2011 г.), «Неизгнанная мысль. Филология П. М. Бицилли» (2011 г.), «П. М. Бицилли как историк и теоретик русского литературного языка»

(2010 г.), в коллективной монографии «Язык СМИ и политика» (2011 г.), в учебном пособии «Риторика для журналистов: Историко-культурный, теоретический и практический аспекты» (2006 г.), в сборнике статей коллектива авторов «Язык современной публицистики» (2005 г., переиздание – 2007 г.).

Всего по теме диссертации опубликована 51 работа общим объемом

107 печатных листов.

Структура работы отражает последовательное развитие лингвофилософской концепции медиариторики. Диссертационное исследование состоит из Введения, четырех глав Основной части, Заключения, Библиографии и Приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной для исследования темы, рассматривается степень изученности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, дается характеристика источниковедческой базы и методологических подходов к обозначенным проблемам, определяются научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Теоретические и методологические основы медиариторики как частной риторики языка СМИ» состоит из четырех параграфов. В параграфе 1.1. «Риторический ренессанс ХХ века: основные направления в зарубежной и отечественной гуманитарной науке» прослеживаются этапы возрождения риторики как компоненты гуманитарного знания новейшего времени. Возрождение риторики в XX веке связано с бурным развитием на Западе и Востоке теории информации. Гуманитарные науки, к которым применялась исключительно математическая логика, стали испытывать острую необходимость в филологическом подходе. Но ни одна из обособленных филологических областей не была способна взять на себя роль обобщающего теоретического знания. Риторика, в частности, была скомпрометирована тем, что рассматривалась лишь как теория создания устных речей. Филология же большей частью занималась исследованием письменных текстов. Обращение взоров ученых-лингвистов к традиционной риторике в середине ХХ века было также спровоцировано некой разрозненностью, сегментированностью и даже имманентностью лингвистических парадигм того времени. При этом полипарадигмальность языкознания характеризовалась стремлением к доминированию того или иного подхода в изучении языка. Выделенные в работах таких ученых, как Ч. С. Пирс, Ч. У. Моррис и др., три основных семиотических парадигмы языка (семантика, синтактика, прагматика) поочередно выдвигались на первый план и становились основными векторами лингвистических исследований в тот или иной исторический период. Вместе «философия имени» (семантика), «философия предиката» (синтактика), «философия эгоцентрических слов» (прагматическая парадигма с «я» в центре внимания) – это некая более или менее законченная логическая система, в которой каждое из этих трех направлений рассматривает один из объективных параметров языка как главенствующий, или доминирующий. Сегодня «мода» на ту или иную парадигму языкознания вытесняется отказом от исключительности того или иного метода. Синергетика функциональной, коммуникативной, когнитивной, текстоцентрической, прагматической, эмотиологической и других концепций обеспечивает формирование в науке сферического, т. е. объемного, целостного представления о языке и языковой деятельности человека. Этот синтез различных подходов вырос в том числе и на возвращении в научный контекст идей и методов «реабилитированной» античной риторики. Так, П. Серио в работе «В поисках четвертой парадигмы» указывает на риторику как на источник, который питает антропоцентричность современного языкознания, и видит в аристотелевской триаде «говорящий – предмет речи – слушающий» основу новой (антропоцентричной) «четвертой парадигмы». «Система мышления, “стиль мышления” неразрывно связаны с риторическими кодами (курсив наш. –


загрузка...