Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры (07.02.2011)

Автор: Шебеко Валентина Николаевна

Концептуальными положениями разработанной технологии явились следующие:

1) творчество – центральное психологическое новообразование дошкольного возраста (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов);

2) наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, составляющие психологическую основу доминантности познавательной мотивации. Эта мотивация выражается в исследовательско-поисковой активности, проявляется в более высокой восприимчивости к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец);

3) формирование творчества осуществляется в условиях направленности на развитие воображения как главного компонента творчества. Оно обеспечивает построение образа, создание программы поведения в неопределенных проблемных ситуациях, моделирование процессов или объектов. Интегративные функции воображения относятся к таким высокоразвитым характеристикам детской деятельности, как самоорганизация, самоуправление, самоинициатива (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Г.О. Кириллова, Т.С. Комарова, Н.Н. Палагина);

4) развитие воображения в дошкольном возрасте опирается на наглядность, личный опыт ребенка, имеющий эмоционально положительный или отрицательный характер, умение создавать собственные планы-замыслы, применять полученные ранее знания в зависимости от конкретных условий и обстоятельств. В процессе создания образов воображения дошкольник пользуется как комбинированием ранее сложившихся представлений, так и их преобразованием (Н.А. Ветлугина, О.С. Ушакова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина);

5) стержнем любого процесса детского творчества выступает изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Наиболее мощно собственная активность ребенка проявляется в экспериментировании, направленном на получение новых знаний, новых продуктов творчества (О.В. Дыбина, Л.А.Парамонова);

6) в двигательной деятельности творчество дошкольника характеризуется умением использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; сочетать, комбинировать различные части известных движений; «обновлять» знакомое движение новыми структурными частями; находить варианты двигательных действий; демонстрировать игровой образ с помощью движений (Л.Д. Глазырина, О.М. Гребенникова, Э.Я. Степаненкова, Е.А. Сагайдачная, Т.С. Яковлева).

Цель педагогической технологии - обучение детей разным способам выполнения двигательных действий в условиях их творческого преобразования. Средствами развития творчества в технологии выступили: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации и задачи. Они применялись как в самостоятельной двигательной деятельности детей, так и в процессе проведения физкультурных занятий. Широко использовались сюжетно-игровые физкультурные занятия, построенные на материале подвижных игр, по сюжету сказки, литературного произведения. Цель таких занятий - раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. К экспериментированию детей побуждали двигательные инсценировки (двигательная творческая экспрессия), дающие ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий. Привлекательность сюжета двигательных инсценировок обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям создавалась своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству. При конструировании нового движения основными приемами творческого воображения выступали комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования являлся ведущим. Двигательные проблемные ситуации и задачи стимулировали развитие творческого интеллекта ребенка и его важного компонента – дивергентного мышления (Дж. Гилфорд). Многовариативность действий в одной и той же проблемной ситуации, характерная для задач дивергентного типа, создавала благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка, давала ему возможность постоянного совершенствования. Примеры использования в физкультурных занятиях двигательных проблемных ситуаций и задач следующие: придумать и показать движения для необычной ситуации; придумать движения на предложенную тему; придумать к движению как можно больше его аналогов; найти варианты демонстрируемому движению. Оригинальность творческого воображения закреплялась в подвижных играх, которые учили детей выдвигать новые, неожиданные задачи, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении от явления одного класса к другим. Разработанная педагогическая технология востребовала от детей новой модели поведения – правдивости, искренности, содержательности действий, сформировала способность выстраивать свой способ решения двигательной задачи, умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структуру. Критериями эффективности разработанной технологии выступили: увлеченность детей двигательной деятельностью, стремление действовать самостоятельно; готовность искать новые варианты двигательных действий, сочетать, комбинировать известные движения; способность удачно подбирать движения, воплощающие игровой образ; способность проявлять оригинальность при принятии двигательных решений. Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как фактор самореализации ребенка и как важнейшее условие становления его творческой индивидуальности.

Целостность образовательного процесса в дошкольном учреждении обеспечивала разработанная программа физического воспитания детей Теоретической основой программы послужила концепция Б.Г. Ананьева о целостности человеческого организма (сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке) и возникшей в связи с этим возможности управления многими сторонами развития через регуляцию одной из них посредством тренировки определенных функций и их связей в процессе обучения. Программа базируется на принципах, ориентирующих педагога на отношение к ребенку как к субъекту собственной деятельности: принципе оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, позволяющем устанавливать гармоничные соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка; принципе адекватности содержания особенностям физического и психического развития детей; принципе субъектного контроля, показывающем, насколько самостоятельны принимаемые детьми решения, способны или не способны они совершать осознанные действия для наиболее полной самореализации. Цель программы – знакомство детей с разными видами физических упражнений, формирование навыков их выполнения, сообщение знаний о способах здоровьесбережения, развитие у дошкольников положительного отношения к оздоровительной деятельности (дети получали возможность самосовершенствоваться, проявлять свои способности, активность, самостоятельность). В содержательную часть программы входят: задачи физического воспитания, концентрирующие внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания дошкольника (самопознание, саморегуляция, рефлексия); перечень умений, свойственных субъекту физкультурно-оздоровительной деятельности, связанных с интересом, предпочтениями, самостоятельностью ребенка; основы физкультурных знаний, с помощью которых дошкольники обнаруживают умение осмысливать явление с помощью собственных размышлений, сомнений, саморегулировать свое поведение; базовые двигательные навыки, развивающие физический и личностный потенциал ребенка; гигиенические умения и навыки, способствующие самоорганизации здорового образа жизни детей. В программе представлен также двигательно-оздоровительный режим, в котором определены мероприятия, решающие задачи физического и личностного развития дошкольников. Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, ориентированный на интеграцию разных видов детской деятельности, синтезирующий работу разных специалистов.

В концепцию формирования личности дошкольника средствами физической культуры мы включили повышение профессиональной компетентности руководителя физического воспитания в дошкольном учреждении путем самообразования. В русле изучаемой проблемы актуально формирование у педагогов установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процесс идеей гуманистической педагогики. Овладение новой педагогической технологией требует от специалиста достаточных знаний психологии ребенка, основ педагогического взаимодействия, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе с детьми. Разработанная программа самообразования педагога посвящена проблеме формирования личности дошкольника в процессе его физического воспитания. Она выводит специалиста на позиции личностно-ориентированного физического воспитания и способствует освоению знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах личностного развития дошкольников; овладению технологическим арсеналом личностно ориентированного физкультурного образования; формированию навыков самоанализа педагогической деятельности. Наряду с теоретическим материалом каждая тема программы включает задания для самоанализа (репродуктивного и продуктивного характера), в которых смоделированы психолого-педагогические проблемы: задания, требующие от педагога воспроизведения информации по памяти; задания, требующие творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность специалиста по физической культуре; задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью. Выполнение таких заданий требует от специалиста постоянного обогащения научно-практического опыта, привлечения к решению педагогических задач материала других учебных дисциплин – педагогики, психологии, физиологии, гигиены. В целом разработанное содержание программы способствует становлению личностно ориентированного педагога.

Правомерность научно-методической системы формирования личности дошкольника средствами физической культуры была проверена в условиях контрольных экспериментов, организованных на базе дошкольных учреждений города Минска. Об изменениях, произошедших в детях, мы судили по достоверности различий показателей личностного развития дошкольников экспериментальных и контрольных групп после проведенного эксперимента.

В экспериментальных группах младшего дошкольного возраста особенно заметные изменения произошли в развитии творческого потенциала ребенка (табл. 1). Малыши научились «входить» в изображаемые обстоятельства, проявлять самостоятельность в деятельности, интересоваться результатом действия, задавать вопросы «Почему?», «Зачем?», использовать знакомые движения в новых ситуациях, проявлять увлеченность, захваченность деятельностью (p < 0,01). Достоверно увеличились в этом возрасте показатели мотивационной готовности к двигательной деятельности, о чем свидетельствует появление простейших представлений ребенка о собственных возможностях, зарождение мотивационной регуляции поведения (p < 0,05). Дети с желанием участвовали в играх, танцах, физкультурных занятиях и в других видах двигательной деятельности, выполняли разнообразные движения продолжительное время (до 10 минут), самостоятельно двигались в помещении и на воздухе, использовали для двигательной деятельности имеющееся физкультурное оборудование и инвентарь. Игровые мотивы выступали значительной побудительной силой для малышей и стимулировали стремление выполнить упражнение самостоятельно. В показателях самооценки младших дошкольников значимых различий не обнаружено (p > 0,05). Результаты собственной деятельности и после проведенного эксперимента дети оценивали только положительно. Этот факт можно объяснить тем, что завышенные представления ребенка о самом себе остаются в этот период жизни преобладающими и не позволяют ему отделить свои умения от собственной личности в целом.

Таблица 1 – Достоверность различий личностного развития детей младшего

дошкольного возраста после педагогического эксперимента

Показатели

личностного развития Экспериментальные группы

(n = 96) Контрольные группы

(n = 94) Значимость различий по

Мотивационная готовность

к двигательной деятельности 5,8 ± 1,71 4,8 ± 1,69 2,11 **

Творческое воображение 3,4 ± 0,97 3,0 ± 0,74 2,35 *

Самооценка 2,1 ± 0,52 2,2 ± 0,53 –1,79 ***

Примечание. * – значимость различий р < 0,01; ** – значимость различий р < 0,05; *** – различия незначимы, р > 0,05.

В среднем дошкольном возрасте различия между экспериментальными и контрольными группами выражены более ярко (табл. 2). В экспериментальных группах максимально значимых темпов прироста достигли показатели творческого воображения (р < 0,01). В творческой деятельности дети научились входить в воображаемую ситуацию, правдиво изображать игровые действия героя, которого в действительности нет (опорой для создания образа выступали представления о нем), самостоятельно находить логику решения двигательных задач, произвольно планировать реализацию творческого замысла и его достижение, подбирать для этой цели необходимые способы действий, использовать прием комбинирования, неожиданные соединения. Творчество дошкольников превратилось в созидательную деятельность.

Показатели мотивационной готовности пятилетних детей к двигательной деятельности также имели достоверную величину (р < 0,01). В экспериментальных группах обнаружено устойчивое желание ребенка заниматься физкультурой, выполнять разнообразные двигательные действия до 15 минут подряд, использовать спортивный инвентарь и спортивное оборудование, выполнять физические упражнения по собственной инициативе. Двигательный образ мотивировал действия и помогал детям их осознавать. Для большинства дошкольников экспериментальных групп овладение движениями выступало целью деятельности.

Достоверные, хотя и менее значимые, различия обнаружены в показателях самооценки пятилетних дошкольников (р < 0,05). Это свидетельствуют о зарождении у детей способности собственную деятельность соотносить с личными возможностями. Воспитанники экспериментальных групп имели некоторые представления о своих личностных качествах (обосновывали положительные характеристики самих себя с точки зрения нравственных качеств), внешнем облике, знали о своих двигательных умениях, адекватно реагировали на успех и неудачу, умели сравнивать свой результат с результатом действия других, но тенденция похвалиться своими достижениями у многих сохранилась. Дети ждали от взрослого конкретной адекватной оценки, поддержки своих замыслов.

Таблица 2 – Достоверность различий личностного развития детей среднего

дошкольного возраста после педагогического эксперимента

Показатели

личностного развития Эксперимен-тальные группы

(n = 103) Контрольные группы

(n = 104) Значимость различий по

Мотивационная готовность

к двигательной деятельности 6,8 ± 1,68 5,7 ± 1,80 2,77 *

Творческое воображение 3,4 ± 0,93 3,0 ± 0,78 2,76 *

Самооценка 1,83 ± 0,65 2,13 ± 0,68 –2,34 **

Примечание. * – значимость различий р < 0,01; ** – значимость различий

р < 0,05; *** – различия незначимы, р > 0,05.

В старшем дошкольном возрасте между экспериментальными и контрольными группами зарегистрирована максимальная величина различий изучаемых признаков (табл. 3). Творческое воображение дошкольников экспериментальных групп из репродуктивного, воспроизводящего стало предвосхищающим (р < 0,01). Дети самостоятельно представляли замыслы и добивались их реализации, находили новое решение двигательных задач, дополняли, изменяли, преобразовывали движение. В творчестве дошкольников отпала необходимость в наглядной опоре, появилось ступенчатое планирование – цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности. Образы творческого воображения стали более эмоциональными, пронизанными личностным смыслом.

Сформированная мотивационная готовность детей экспериментальных групп к двигательной деятельности способствовала повышению объема двигательной активности, инициативности и самостоятельности самого ребенка в организованных формах занятий физическими упражнениями. Дошкольники обнаружили увлеченность двигательной деятельностью, умение сознательно управлять своим двигательным поведением, стремление к новым упражнениям и подвижным играм (р < 0,01).


загрузка...