Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. – 1930-е гг.) (07.02.2011)

Автор: Фукс Александр Николаевич

ФУКС Александр Николаевич

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (конец XVII в. –1930-е гг.)

специальность 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва - 2011

Работа выполнена на кафедре методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета

Научный консультант -

доктор исторических наук, профессор Волобуев Олег Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Дурновцев Валерий Иванович

доктор исторических наук, профессор Зверев Василий Васильевич

доктор исторических наук, профессор Багдасарян Вардан Эрнестович

Ведущая организация – Московский педагогический государственный университет

Защита диссертации состоится «20» апреля 2011 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.05 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Фридриха Энгельса, д.21а, ауд. ___

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д.10а.

Автореферат разослан «___» ___________2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Е.Б. Никитаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы исследования обусловлена первостепенными задачами развития современной исторической науки, главным условием которой является расширение проблематики исследований и соответственно её источниковой базы. Одним из приоритетных направлений в современной историографии становится изучение школьных учебников как историографических источников. В последние годы выходят десятки новых учебников и учебных пособий, в которых авторы предлагают различные подходы к решению ключевых проблем российской истории. В исторической науке сложилась историографическая ситуация, суть которой в том, что новые концептуальные подходы возникают через создание школьной учебной литературы. Уже давно назрела необходимость историографического изучения всего комплекса учебников и учебных пособий по отечественной истории, начиная с конца XVII в. вплоть до начала XXI в. Историографический анализ этого блока источников позволяет проследить основные тенденции развития отечественной историографии, а также наметить перспективные пути решения наиболее острых и дискуссионных вопросов, как в самой науке, так и в содержании школьной истории.

Актуальность темы исследования возрастает на фоне современной политической ситуации. Руководство страны всё больше заботит содержание школьной истории. Реанимировано понятие «фальсификация истории» применительно к интерпретации наиболее значимых событий XX - начала XXI вв. и их отражения в школьных учебниках. Школьное историческое образование становится одним из ключевых направлений в идеологическом обеспечении политики национальной безопасности.

Автор этих строк более тридцати лет разрабатывает тему, посвящённую выяснению историографической значимости учебной литературы по отечественной истории. Если в 1980-е годы приходилось обосновывать необходимость использования школьных учебников как историографических источников, доказывать, что они зачастую являются первоисточниками по изучению процесса появления новых подходов к оценке прошлого, формирования новых концепций, то сама историографическая практика 90-х гг. XX в. и начала XXI в. в полной мере подтвердила данный тезис. Работа в этом аспекте на протяжении длительного отрезка времени позволила поставить ряд новых проблем, связанных с историографическим изучением учебной литературы, разрешению большинства которых, и посвящена диссертация.

Обращение к анализу учебной исторической литературы предоставляет возможность более углублённо и всесторонне изучить процесс развития русской исторической науки конца XVII - первой половины XX вв. в плане уточнения недостаточно исследованных и дискуссионных вопросов, таких как становление, эволюция, взаимовлияние, борьба и смена различных историографических направлений. Изучение комплекса учебной литературы дает дополнительный материал для определения причин и этапов кризисов различных течений исторической мысли.

Историографическое значение учебной литературы следует оценивать исходя из понимания предмета самой исторической науки. Историческая наука получает прямой выход в социальную практику в школьных учебниках истории, которые, формируя мировоззрение подрастающего поколения, решают образовательные и воспитательные задачи. Дискуссии вокруг содержания учебников по отечественной истории стоят в центре внимания научной и общественной жизни страны. Связь между исторической наукой и обществом во все времена осуществлялась и осуществляется главным образом через школьное историческое образование. В решении проблемы «соотношения истории и современности» нельзя обойтись без анализа этой связи, посредством которой реализуются основные социальные функции исторического познания, такие как функция социальной памяти, выяснение закономерностей истории и, что самое важное - воспитательная. Подчеркнём, что именно в реализации социальных функций заключается ответ на вопрос «Зачем нужна история?» Социальные функции исторического познания необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Если историк отказывается от признания исторических законов и закономерностей, то он начинает отрицать историю как науку.

В 1990-е гг., когда отсутствовала взвешенная государственная политика в области исторического образования, наблюдалась аморфность идеологических ориентиров. В это время и в правительственных кругах, и среди некоторых историков стали модными тезисы о «деидеологизации» исторического знания. Однако призыв такого рода есть не что иное, как внедрение новой идеологии, направленной на разрушение культурно-исторических традиций и преемственности не только в историографии, но и в самом национальном историческом процессе. Тем не менее, в последнее время в основных государственных образовательных документах одной из главных задач школьной истории выдвигается задача - формирование у учащихся умения с позиций историзма оценивать историческое прошлое.

В реализации одной из главных задач исторической науки и исторического образования - формировании мировоззрения подрастающего поколения - огромную роль играет воспитательная функция истории. Применительно к истории, прежде всего школьной, подразумевается идейно-политическое и нравственное воспитание. Правящие круги любой страны всегда осознавали идеологическую составляющую школьной истории и соответственно уделяли пристальное внимание содержанию учебников. Обратимся к истории России. Первая учебная книга по истории («Синопсис», 1674 г.) более ста лет был основным учебником в Российском государстве. Чем объясняется столь долгое его использование? Прежде всего, идейно-политическим содержанием, которое устраивало власть. В нём красной нитью проходила мысль, что единство и сохранение государственности славян может обеспечить только российское самодержавие. В XIX – начале XX вв. правительством активно поддерживались учебники официально-охранительного направления науки, содержание которых позволяло реализовывать основную задачу школьной истории – «воспитание любви и преданности Престолу и Отечеству». Точно также, преследуя, прежде всего, идеологические цели, в начале 1930-х гг. И.В. Сталин поставил задачу написания учебников по истории СССР в свете формационной теории. Под его постоянным контролем осуществлялось написание школьных учебников и соответственно становление советской моноконцепции отечественной истории.

Введение в научный оборот историографии понятия «моноконцепции» требует его пояснения. В буквальном смысле историческая концепция – это система исторических взглядов. Научная модель понятия концепция отечественной истории включает три основных структурных компонента: первый – политическая позиция; второй – методология; третий – решение центральных проблем отечественной истории. Суть концепции не может быть понята вне анализа её теоретико-методологических и политических основ. Хочет того историк или нет, но он всегда занимает определённые теоретико-методологические и политические позиции, которые реализуются в решении конкретно-исторических проблем. К примеру, В.О.Ключевский и С.Ф. Платонов, будучи начинающими историками, независимо друг от друга заявляли, что историк должен быть свободен от политики и политических пристрастий, следовать «номотетическому началу», то есть фактам и только фактам. Но с течением времени они постепенно отказались от данного постулата, стали утверждать обратное. В истории русской исторической мысли можно выделить несколько господствовавших монистических подходов к оценке истории. В эпоху Древней Руси и раздробленности – это провиденциалистический подход. Для дворянской историографии – это методология рационализма и прагматизма. Для советской исторической науки, бравшей за основу формационную теорию, стержень моноконцепции – развитие производительных сил общества.

В советские времена содержанию учебников придавалось огромное значение на партийном и государственном уровне. С изменением политической ситуации в стране менялось и содержание учебников, прежде всего в оценке современной истории. В учебниках по истории СССР для 10 класса средней школы (XX век. Советский период) в 1950-60-е гг. сначала развенчивался культ личности И.В. Сталина, затем исчезал с авансцены истории Н.С. Хрущев и добавлялись материалы по каждому «решающему», «определяющему» и «завершающему» годам очередных пятилеток. Одним из результатов «перестройки» явился не только системный общественно-политический и экономический кризис, но и кризис общественного исторического сознания, исторической науки, и соответственно кризис преподавания истории в школе. От советских учебников отказались, а замены им не было (однако в практике преподавания учителя по-прежнему продолжали использовать учебники по истории СССР). Дело дошло до того, что в начале 1990-х гг. стали переиздаваться и использоваться в школах дореволюционные учебники. Крупными тиражами выходили учебники не только лидеров либеральной академической науки В. О. Ключевского, С.Ф. Платонова, но и ставшие «архаичными» еще в конце XIX – начале XX вв. учебники представителей официальной историографии И.И. Беллярминова, Д.И. Иловайского, М.Я. Острогорского и других. Например, издательство «Просвещение», пытаясь заполнить образовавшийся вакуум в издании учебной литературы, в 1993 г. в серии «Учебники дореволюционной России по истории» многотысячным тиражом выпустило учебники И.И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории» и Д.И. Иловайского «Краткие очерки Русской истории». Тем не менее, в процессе создания новых учебников определились основные авторские линии учебников в издательствах «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», «ЦГО». Издаваемые ими пособия способствовали развитию историко-методической мысли. Это, прежде всего, относится к учебникам по отечественной истории А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, составляющим единую авторскую линию. Они первыми использовали различные инновационные приемы в оснащении методического аппарата учебников. В теоретико-методологическом плане авторы также впервые в новейшей российской историографии взяли на вооружение многофакторный подход в освещении российской истории с древнейших времен вплоть до современности. Такой подход стал наиболее распространенным и востребованным в нынешней учебно-исторической литературе. Большинство учебников, входящих в Федеральный комплект, объективно отражают тенденции развития исторической науки. В их содержании поставлены новые для учебной литературы и весьма актуальные для сегодняшнего времени проблемы, такие как «Реформы и реформаторы», «Модернизация», «Борьба с сепаратизмом», «Антитеррор», «Русская православная церковь и её роль в общественной жизни», «Россия – многонациональное государство» и ряд других. Решение этих проблем напрямую зависит от политических и теоретико-методологических установок авторов, от их принадлежности и самоидентификации с тем или иным нарождающемся направлением науки.

Одной из основных проблем школьного учебника является его методологическое обеспечение. Оно во многом определяется политическими симпатиями и антипатиями авторов. Не случайно, отношение к содержанию того или иного учебника, является «лакмусовой бумажкой» в оценке политической позиции не только учёных, но и многих современных общественных деятелей. К примеру, в книге «Историки читают учебники истории» (М.: АИРО-XX, 2002) даются порой разноречивые оценки содержания учебников по истории России ХХ века, в зависимости от политических пристрастий авторов статей.

В противовес формационной трактовке основных событий отечественной истории некоторые авторы учебников стали использовать теорию модернизации и цивилизационный подход. Все больше сторонников находится у так называемого «синтетического подхода», в котором сочетаются преимущества формационной и цивилизационной теорий. Заимствованные в западной историографии методологические подходы порой приводили к фрагментарному изложению истории, отказу от поиска закономерностей в историческом процессе. Во многих учебниках начала 1990-х гг. авторы практически не уделяли внимания причинно-следственным связям. В освещении политической истории XX века авторы первых постперестроечных учебников, без купюр заимствовав в западной советологии теорию тоталитаризма, использовали её применительно к сталинскому периоду.

Свое беспокойство и озабоченность содержанием школьных учебников по истории современной России, справедливо высказывают многие отечественные историки. Все более распространенным становится мнение, высказанное известным российским историком В.В. Журавлёвым, что «скепсис и ёрничанье по поводу нашего прошлого… губительны в плане воспитания у молодого поколения начал гражданственности. … Если мы исходим из того, что общество, государство, Отечество ориентированы в будущее, то учебники по истории России неизбежно должны быть нацелены на согласие, а не на конфронтацию. Ибо исторический опыт – это инструмент укрепления общества, а не орудие его саморазрушения». Несомненно, исторический опыт должен служить не разрушению механизма общественной жизни, а способствовать историческому прогрессу. Содержание школьных учебников по отечественной истории призвано способствовать формированию у учащихся чувства исторического оптимизма, воспитывать патриотов Отечества.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются школьные учебники и учебные пособия по отечественной истории.

Предмет исследования. Предметом исследования является историографическое содержание всего комплекса учебников и учебных пособий по отечественной истории конца XVII – второй половины 1930-х гг., изучение меняющихся историографических ситуаций в этот период и выявление особенностей и значимости школьных учебников как историографических источников.

Хронологические рамки исследования. От первого российского учебника до первого стабильного советского – временные рамки диссертационного исследования, которые соответствуют периоду с конца XVII по вторую половину 30-х гг. XX века. Такой широкий хронологический охват позволяет, как нельзя лучше, выявить ведущие тенденции развития отечественной исторической науки сквозь призму анализа подавляющего большинства учебников и учебных пособий, по которым обучалось не одно поколение российских граждан. Изучение государственной политики в области исторического образования на разных этапах истории поможет увидеть зависимость содержания школьной истории от правительственного и социального заказа.

Временной рубеж - конец XVII в. - ознаменован в отечественной историографии появлением первого учебного пособия - «Синопсиса», который на протяжении века являлся основным руководством по изучению русской истории. От «Синопсиса» и до учебников Д.И. Иловайского - время развития, кризиса и стагнации официальной дворянско-монархической историографии. Рассмотрение учебной литературы официально-охранительной направленности за двухсотлетний период даёт ответы на основные вопросы, связанные с состоянием историографического процесса в XVIII-XIX вв. Вторая и третья главы диссертации, посвященные анализу всего комплекса школьных учебников либерального направления отечественной историографии, хронологически совпадают с периодом активного проникновения либеральных идей в школьное историческое образование. Это конец XIX - начало XX вв. Хронология последней главы диссертации - 1917- вторая половина 1930-х гг. Это время складывания новой историографической ситуации, к которой привела коренная ломка общественного строя в стране. И политическая, и идеологическая, и историографическая составляющие той эпохи отражены в названиях главы и параграфов.

Территориальные рамки исследования. Школьные учебники и учебные пособия по отечественной истории выходили в основном в двух российских центрах, двух российских столицах – Москве и Петербурге, поэтому основное внимание уделялось историографическому анализу школьных учебников и учебных пособий московских и петербургских авторов.


загрузка...