Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере Республики Северная Осетия-Алания (06.12.2010)

Автор: Кокаева Ирина Юрьевна

идеи, связанные с обеспечением целостности, непрерывности и многоступенчатости образования (Б.С. Гершунский, З.К. Каргиева, Ф.Х. Киргуева, Л.В. Кузнецова, Л.А. Кучиева, Ю.Г. Круглов).

Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы: теоретико-педагогический анализ (историографический, системный, логический, ретроспективный); опросно-диагностические (анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик, педагогического опыта); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение учителей, учащихся, родителей); праксиметрические (анализ деятельности младших школьников, студентов, учителей); моделирование; экспериментальные (констатирующий, формирующий); количественной и качественной характеристики полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем и рисунков).

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования представлены: Владикавказский педагогический комплекс №1 при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (прогимназии «Эрудит» и «Интеллект», экспериментальная школа «Диалог»), средние общеобразовательные школы №№3, 22, 29, гимназии №№ 5, 45, 47 г. Владикавказа, общеобразовательные школы: №1 с. Гизель, с. Хазнидон, №1 и №2 г. Дигора, №1 и №2 станицы Архонской республики Северная Осетия-Алания; высшие учебные заведения: ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (СОГПИ), педагогический факультет ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова» (СОГУ). В исследовании приняли участие младшие школьники (всего 824 ученика), студенты очной и заочной форм обучения (более 600 человек) и учителя начальных классов, слушатели факультета повышения квалификации СОГПИ (около 350 человек).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2002 – 2003 гг.) – изучение и анализ научной литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования; сбор эмпирических данных о состоянии здоровья школьников Республики Северная Осетия - Алания; выявление специфических факторов его формирования; обоснование выбора темы исследования, её актуальности; разработка научного аппарата; определение цели и задач исследования; подготовка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2003 – 2007 гг.) – изучение и выявление особенностей образовательного пространства Республики Северная Осетия-Алания, призванного обеспечить развитие сохранение и укрепление здоровья учащихся; уточнение и обоснование роли полилингвальной модели обучения в концептуальном замысле исследования, выявление теоретико-методологических подходов к здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного пространства в условиях многонационального региона; проведение педагогического эксперимента, осуществление количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Третий этап (2007 – 2009 гг.) – обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; подготовка и апробация в национальной школе учебника «Окружающий мир», развивающего культуру здоровья и безопасную жизнедеятельность младшего школьника; разработка программ и учебно-методических пособий «Основы валеологии», «Педагогическая психогигиена», «Возрастная анатомия и физиология»; экспериментальная проверка реализуемой в Республике Северная Осетия-Алания полилингвальной модели обучения как фактора развития здоровья учащихся; систематизация и математическая обработка полученных данных; литературное оформление результатов исследования.

Результаты, полученные соискателем, отличаются концептуальностью и их научная новизна может быть раскрыта с теоретико-методологической, научно-методической и учебно-организационной точек зрения.

На теоретико-методологическом уровне новым является:

разработка концепции здоровьеориентированного регионального образовательного пространства как сложноорганизованной территориально-образовательной системы, многоуровневой педагогической реальности, в которой доминирующими являются понимание ценности здоровья субъектов образовательного процесса, мотивированное стремление к здоровьесохраняющей деятельности, достаточный уровень владения здоровьеразвивающими технологиями;

выявление и раскрытие особенностей здоровьеразвивающей региональной образовательной среды, создаваемой различными государственными и негосударственными институтами, физическими и юридическими лицами региона, включенной в национальную культуру как части системы российской и мировой культуры;

разработка структурной модели здоровьеразвивающего регионального образовательного пространства, содержательно-смысловой основой которой является полилингвальное образование, обеспечивающее выбор языка обучения в зависимости от степени владения языком; при этом для учащихся младших классов национальных школ создаются максимально комфортные условия для паритетного билингвального обучения в соответствии с их психофизиологическими особенностями, тем самым формируя у них валеологически целесообразный стереотип культуры здоровья.

Научно-методический аспект новизны исследования связан с:

выявленной возможностью использования в региональном образовательном пространстве различных моделей сохранения и укрепления здоровья младших школьников: лечебно-реабилитационной (физио-, фито-, психотерапевтические), медико-гигиенической (оптимальная организация образовательного процесса), физкультурно-оздоровительной (занятия физической культурой и спортом, с целью физического и нравственного оздоровления и развития), мотивационно-ценностной (ценностное и мотивированное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих), интегрированной (взаимодействие начальной школы и учреждений дополнительного образования);

обоснованием здоровьесозидающей деятельности учителя как субъекта образовательного процесса, смысложизненным ориентиром и мотивом педагогической деятельности которого является утверждение Я-концепции, позитивное представление о самом себе как личности и профессионале, адекватно относящегося к собственному здоровью как витальной ценности;

раскрытой и обоснованной возможностью образовательного процесса педагогических вузов в формировании культуры здоровья студентов, состоящей из системы валеологических знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и практической деятельности, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья учащихся.

В учебно-организационном плане новым следует считать разработку, апробацию и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы, различных моделей сохранения и укрепления здоровья субъектов педагогического процесса; подготовку программы и учебника для 1 класса «Окружающий мир», учебно-методических здоровьесбергегающих комплексов, реализующих полилингвальную модель образования в национальной школе; издание учебно-методических пособий для студентов педагогических вузов «Основы валеологии», «Педагогическая психогигиена», «Возрастная анатомия и физиология»; разработку инструментария мониторинга здоровьесберегающей деятельности учителя в региональном образовательном пространстве; подготовку учебных программ по дополнительному образованию и обучающих модулей для повышения квалификации работников образования.

Теоретическая значимость исследования:

- раскрыты основные направления развития регионального образовательного пространства как фактора сохранения и укрепления здоровья младших школьников: внедрение в образовательный процесс начальной школы различных моделей здоровьесберегающей деятельности, реализация полилингвальной модели образования, формирование культуры здоровья участников образовательного процесса как стратегической задачи образовательного учреждения, включенность воспитательного процесса в национальную культуру;

- систематизирован и уточнен понятийный аппарат проблемы, позволяющий выделить ее междисциплинарный аспект, взаимосвязь используемых понятий, а также обеспечить дальнейшее теоретическое развитие Концепции национального образования Республики Северная Осетия-Алания за счет придания ей здоровье-ориентированной направленности, актуализации в учебно-воспитательном процессе здоровьесохранных традиций национальной культуры;

- расширено терминологическое поле проблемы введением авторских дефиниций «здоровьеразвивающее образовательное пространство национального региона», «комфортная образовательная среда»;

- выявлены эффективные формы и методы совершенствования подготовки педагогических кадров, способных реализовать здоровьеразвивающий потенциал регионального образовательного пространства: внедрение в образовательный процесс учебно-методических материалов по курсам «Основы валеологии», «Педагогическая психогигиена», специальных модулей по совершенствованию здоровьеразвивающей деятельности учителей и родителей; овладение ими здоровьесберегающими технологиями; формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью (через вовлечение в спортивные секции, танцевальные кружки, знакомство с народными здоровьесохранными традициями, основами правильного питания).

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также составленные на их основе методические рекомендации для учителей начальной школы могут стать частью дидактического материала для средних общеобразовательных школ.

Разработанная опытно-экспериментальная программа по формированию здоровьеориентированного сознания и поведения младших школьников может быть использована при создании «Школы здоровья», а программы и технологии по совершенствованию здровьетворческой компетентности учителей начальных классов – на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей.

Выявленные при моделировании здоровьеразвивающего образовательного пространства основные направления деятельности педагогов по сохранению и укреплению здоровья младших школьников дают возможность для организации целенаправленной работы не только по предотвращению факторов риска в образовательной среде, но и по формированию культуры здоровья учащихся.

В целом материалы исследования могут найти отражение в содержании дополнительного и инклюзивного образования, а также в учебно-методических рекомендациях для педагогических институтов. Представленные учебные программы спецкурсов значительно расширяют и обогащают научно-педагогическое пространство аспирантов и соискателей ученой степени, предоставляют им возможность для реализации своей «человекоформирующей» миссии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:

использованием модели здоровьеразвивающего образовательного пространства, доказавшей свою эффективность при реализации комплексного плана модернизации образования в РСО-Алания;

практическим применением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования;

масштабами организации исследовательской работы в рамках профессионально-педагогической деятельности школ Владикавказского педагогического комплекса № 1, факультета повышения квалификации Северо-Осетинского государственного педагогического института, научно-методической лаборатории Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» и научно-студенческого клуба «Валеолог»;

экспериментальным обоснованием выводов и рекомендаций по созданию образовательного пространства, развивающего здоровье детей и молодежи, статистическим подтверждением достоверности различий и выявленной динамики изучаемого процесса, успешной реализацией разработанных концептуальных подходов в решении проблемы здоровьесбережения участников образовательного пространства РСО-Алания; практическим подтверждением основных положений диссертационного исследования в ходе опытно-поисковой работы;

данными валеологического мониторинга, раскрывающего положительную динамику в состоянии здоровья младших школьников;

воспроизводимостью основных выводов и результатов экспериментального внедрения в практику разработанных рекомендаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Здоровьеразвивающее образовательное пространство – это сложноорганизованная система, объединяющая различные среды, учреждения, сферы, процессы, деятельность ее субъектов, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их своевременную адаптацию и социализацию.

Здоровье младшего школьника в образовательном пространстве – многомерная, интегративная характеристика личности, отражающая ее психическое, физическое, духовно-нравственное, медико-социальное состояние, определяющая иммунные и специфические возможности преодоления факторов риска для здоровья и создающая фундамент для последующей профессионально-личностной самореализации в различных условиях жизнедеятельности.

2. Комфортная здоровьеразвивающая образовательная среда рассматривается как совокупность условий, средств, отношений в образовательном пространстве конкретного региона Российской Федерации, обусловленных языковыми, национально-культурными особенностями, направленными на развитие детей в сенситивный период. Комфортность образовательной среды и уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией учебно-воспитательного процесса являются самостоятельными параметрами оценки эффективности моделируемого пространства.

3. Главным звеном здоровьеразвивающего образовательного пространства является учитель, от состояния здоровья и здоровьесозидающей деятельности которого во многом зависит здоровье младших школьников. В процессе подготовки студентов - будущих учителей к здоровьетворческой деятельности и совершенствования здоровьеразвивающей компетентности работающих учителей через систему повышения квалификации создаются реальные условия для овладения ими культурой здоровья как составляющей общей педагогической культуры. Здоровьеразвивающая деятельность учителя направлена на укрепление и сохранение здоровья учащихся через рациональную организацию учебного процесса, воспитательной работы, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

4. Представленная модель здоровьеразвивающего образовательного пространства содержит три взаимосвязанных блока, решающие задачи сохранения и укрепления здоровья младших школьников:

учащиеся, охваченные различными формами обучения (школа, внешкольные и дополнительные образовательные учреждения);


загрузка...