Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования (06.12.2010)

Автор: Буровкина Людмила Александровна

- использование на каждом занятии учебно-наглядных демонстрационных средств;

- использование технологической карты учебного предмета соответственно учебному заданию.

В ходе исследования проводились выставки творческих работ учащихся, высокая оценка которых общественностью свидетельствует о продуктивности разработанных нами технологий обучения детей декоративно-прикладному искусству.

Заключение

В заключении обобщены результаты и выводы диссертационного исследования, определены перспективные направления научно-исследовательской и учебно-методической деятельности в области художественного образования учащихся. В современных условиях развития особенно важным является интеграция деятельности школы и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования позволили объективно рассмотреть целостную систему образовательной среды, сущности искусства, содержание понятий «художественное» и «эстетическое». Определив структуру образовательных процессов в школе и системе дополнительного образования, выделив взаимодействия возможных функций декоративно-прикладного искусства и образования, классифицируя их с учетом возрастных особенностей и личностно-ориентированной направленностью, пришли к пониманию, что воспитание и образование учащихся искусством в учреждениях дополнительного образования является необходимым, всеобъемлющим, актуальным.

Приобретают популярность и заслуживают внимания в нынешних условиях различные учреждения дополнительного образования детей: центры эстетического воспитания, школы раннего развития, детского творчества, студии, клубы и др., направленные на формирование эстетической культуры, художественное образование учащихся.

Разработанная методика обучения декоративно-прикладному искусству, совокупность использованных методов исследования, реализованная в педагогической практике разработанная программа позволили решить поставленные задачи исследования:

дан краткий анализ литературы по существующей проблеме;

определены теоретические основы эстетического воспитания и художественного образования учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования;

проанализирован и обобщен опыт работы педагогов, диссертанта по существующей проблеме;

разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства;

разработаны содержание и технологии обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования;

разработан интегрированный курс по развитию декоративно-прикладного творчества как личностно-развивающая научно-методическая система.

В исследовании раскрыты сущностные проблемы художественного образования и эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования. Эстетическая культура личности представляет собой систему эстетических знаний, ценностных установок и индивидуальных особенностей восприятия произведений искусства, других эстетических ценностей. Декоративно-прикладное искусство, являясь неотъемлемой частью мировой художественной культуры, обладает большими педагогическими возможностями.

Проведенное исследование подтвердило исследовательский замысел о неиспользованных возможностях декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников, в формировании духовной культуры, в развитии всех психических структур (воображения, памяти, зрительных восприятий, эмоционально-чувственного отношения к действительности).

Проведенное исследование показало, что возрождение народного художественного творчества, возвращение человека в контекст культуры - одна из важнейших задач в решении вопроса эстетического воспитания и художественного образования личности.

Решающее значение в реализации этой задачи принадлежит целенаправленному процессу обучения в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования детей преимущественно на предметах эстетического цикла (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, литература и др.). Однако, как показало проведенное исследование, возможности художественного образования и развития учащихся в школьной практике реализуется недостаточно полно. С одной стороны это объясняется минимальным количеством часов изобразительного искусства в учебных планах школы, художественного труда, с другой стороны отсутствием уроков изобразительного искусства в старших классах.

Проведенное исследование, осуществленное на основе системно-комплексного подхода к обучению, показало эффективность педагогических усилий, направленных на развитие декоративно-прикладного творчества у учащихся в системе дополнительного образования, психологическую готовность к дальнейшему эстетическому развитию, художественному образованию, к самостоятельному использованию всей системы знаний, умений и навыков в различных сферах жизнедеятельности.

Проблема художественно-эстетического воспитания школьников является комплексной проблемой, в которую составными частями входят психологический, общепедагогический и дидактико-методический аспекты. Именно с позиций системного подхода к раскрытию и решению проблемы воспитания средствами декоративно-прикладного искусства выполнено данное исследование.

Итоги экспериментальной работы позволили реализовать модель развития декоративно- прикладного творчества учащихся в системе дополнительного

образования, разработанную на основе концептуальных положений личностно-развивающего обучения.

Создание единого социокультурного пространства – это необходимость сегодняшнего дня. В настоящем исследовании сделана попытка обосновать и

доказать, что только в процессе целенаправленного обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на основе интегрированных связей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей, в частности, в детской художественной школе, где обучение декоративно-прикладному искусству имеет личностно-ориентированный характер, возможно возрождение и развитие отечественной культуры, художественно-эстетическое воспитание. Как приоритетные можно выделить следующие направления: развитие детского творчества в образовательных учреждениях; воспитание культуры и социализации личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; патриотическое и нравственное воспитание.

В исследовании подтвердилась мысль о том, что объективные возможности, заложенные в содержании учебного материала при специальных методических разработках и определенных условиях могут способствовать эффективному формированию личностных качеств учащихся, их творческих способностей, их художественному образованию и эстетическому воспитанию.

Перечисленные виды занятий и технологии работы с различными материалами имеют личностно-ориентированную направленность на развитие личности ребенка.

Особое внимание уделялось развитию творческих способностей учащихся, приобретению ими трудового, художественного и эстетического опыта, знания последовательности работы с различными материалами.

Материал, изложенный в исследовании, показывает, что техника и технология изготовления представленных видов декоративно-прикладного искусства доступны как для учащихся, так и для взрослых. Все перечисленные виды деятельности раскрывают содержание практической работы учащихся с различными материалами.

Исследование показало, что художественное образование учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования возможно при следующих условиях:

раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;

ориентация процесса художественно-творческого и нравственно-эстетического развития учащихся на положения и стратегическую программу развития непрерывного художественного образования;

разработку результативной системы обучения декоративно-прикладному искусству с использованием средства обеспечения обучающих, развивающих и воспитывающих процессов на занятиях декоративно-прикладного искусства (ТСО, наглядные пособия, технологические карты и т.д.);

построение процесса художественного образования и эстетического воспитания на принципах личностно-ориентированной, культуросообразной, интегративной модели;

учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся;

личностно-ориентированные, педагогические развивающие технологии будут ориентированы на качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

осуществление обучения декоративно-прикладному творчеству в контексте культуры;

декоративно-прикладное творчество учащихся в учреждениях дополнительного образования входит элементом в модель образование -творчество - культурно-развивающий досуг - социальный опыт (с учетом региональной специфики).

К числу условий следует отнести учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровень индивидуально-художественного опыта, уровень общей культуры учащихся, степень подготовленности педагога. Благоприятные условия для развития творчества создает метод комплексного воздействия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем развития декоративно-прикладного творчества у учащихся в центрах дополнительного образования детей.

Приложения к диссертации включают основные практико-ориентированные разработки, рассчитанные на разные образовательные ступени в области декоративно-прикладного искусства, а также результаты мониторингового исследования, проводимого в период педагогического эксперимента. Приложение также включает детские учебно-творческие работы, свидетельствующие об эффективности практической части научного исследования в учебном процессе.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора


загрузка...