Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования (06.12.2010)

Автор: Буровкина Людмила Александровна

Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности определяется культорологическим подходом – выделением в качестве специфического предмета изучения народной культуры, деятельностным подходом – включением в содержание занятий разнообразных видов декоративно-прикладной деятельности (художественная роспись ткани, художественное ручное ткачество, керамика, бисероплетение, вышивка, аппликация и др.), включением в содержание творческих способностей, необходимых для создания ценностей народной культуры, учетом возрастных особенностей, индивидуальных интересов и способностей учащихся, постепенным усложнением теоретического содержания и практической деятельности учащихся; реализацией принципов природосообразности и личностного подхода.

Декоративно-прикладное искусство является важнейшим компонентом освоения школьниками художественной культуры, возможности которого состоят в приобщении учащихся к национальной и региональной культуре и ремеслам, развитии их художественно-прикладных способностей и умений, воспитание ориентации на творческую деятельность.

Опытная проверка экспериментального варианта методической модели курса, который предусматривает три взаимосвязанных этапа обучения декоративно-прикладному искусству: ознакомительный, этап декоративно-игрового творчества и этап декоративно-прикладного творчества, указывает на педагогическую целесообразность ее использования в учреждениях дополнительного образования.

Авторские технологии обучения декоративно-прикладному искусству, особенностью которых является организация занятий в специально созданной предметной среде, в разновозрастных группах, свобода выбора видов художественно-творческой деятельности, проблемный (задачный) подход, осуществляемый с учетом интересов учащихся, интегративность, профессиональная направленность, обеспечивают высокую результативность художественно-эстетической, декоративно-прикладной деятельности и развития учащихся.

Теоретическое и методическое обоснование комплексной методической системы.

Квалификационные характеристики выявленных, разработанных и систематизированных видов декоративно-прикладного искусства и его разновидностей, никакой иной вид изобразительного искусства не может соперничать с декоративно-прикладным искусством не только по наличию огромного количества видов, материалов и техник, но и по силе колоссального воздействия этих видов на личность обучаемого.

Критерии оценки качества освоения техник декоративно-прикладного искусства в процессе художественно-творческой деятельности.

Научно-методическое обоснование содержания и структуры основных направлений художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается проблема и ее актуальность, объект, предмет исследования, формулируются гипотеза, цель и задачи исследования, конкретизируются методы и этапы теоретико-экспериментальной работы, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, указывается сфера апробации результатов исследования.

В первой главе «Декоративно-прикладное искусство как источник эстетического воспитания, художественного образования подрастающего поколения» рассматривается проблема художественного образования и эстетического воспитания, которая относится к числу актуальных. Рассматриваются теоретические вопросы, включающие культурологические, искусствоведческие, психологические и педагогические подходы в определении роли декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического воспитания учащихся. Это обусловлено тем, что процессы гуманизации и демократизации образования способствовали возникновению разных видов образовательных учреждений, деятельность которых направлена на создание условий, обеспечивающих реализацию образовательных, профессионально-подготовительных, художественно-эстетических потребностей нынешнего подрастающего поколения. В связи с этим разрабатываются «педагогические системы», «образовательные системы», имеющие признаки таких инновационных образовательных учреждений, как гимназии, лицеи, колледжи, школы искусств, центры творчества детей и молодежи и др. Несмотря на различия в структуре, функциях, они построены на принципе интеграции, что позволяет им обеспечивать взаимодополнение общего и начального художественного образования; единство

художественного образования и эстетического воспитания школьников, эстетизацию учебно-воспитательного процесса и др.

Раскрыты философские аспекты искусства, эстетики, их специфические функции в развитии духовной культуры, в творческой деятельности, описаны основные этапы становления теории и методики эстетического воспитания.

Однако, разработка системы личностно-ориентированного обучения в условиях дополнительного образования еще не стала предметом специального научного исследования, так как этому, очевидно, должна предшествовать аналитическая и проективная исследовательская деятельность по определению содержания эстетического воспитания в современных условиях (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская).

Изучение философских основ эстетического воспитания и художественного образования показало, что:

каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества (Конфуций, Аристотель, Ж. Руссо, Ф. Гегель, Ф. Шиллер, М. В. Ломоносов, Д. Писарев и др.);

эстетическое образование в дореволюционной России всегда ориентировалось на научную эстетику Канта, Гегеля и др.

?????a?

0и др.

В итоге в педагогике сформировано краткое положение – под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности воспринимать, понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и в искусстве.

Психологические и педагогические аспекты эстетической культуры как единого феномена разрабатывались Л.С. Выготским, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским, Б.Т. Лихачевым, С.Е. Игнатьевым, Д.Б. Кабалевским, Б.М. Неменским, Ю. У. Фохт-Бабушкиным, А. Сидельниковым, П.М. Якобсоном и др.

В ходе исследования выявлено, что в системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства, обусловливающую специфику и содержание эстетического воздействия декоративно-прикладного искусства на учащихся, входят такие важнейшие формы как: урок, факультатив, студия, кружок, детские художественные школы, школы-лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением изобразительного и декоративно-прикладного искусства, колледжи, выставки художественно-творческих работ учащихся, экскурсии в музеи, на выставки, изучение народного творчества, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, ознакомление с обычаями и традициями, культурой народа и др.

Проблема развития декоративно-прикладного творчества как часть эстетического воспитания и художественного образования отражена в исследованиях многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, И.Е. Ковальская, Н.П. Сакулина, Т.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.

Современное эстетическое воспитание конструируется на основе эстетической

классической теории, диалога культур, гуманизации и гуманитаризации образования, культурно-исторического подхода к его содержанию. Эстетическое воспитание осуществляется на основе культурных традиций, эстетического образования и художественного творчества детей.

Проблеме эстетического воспитания средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства особое внимание уделяется в исследованиях А.Д. Алехина, С.С. Булатова, Н.С. Боголюбова, К. Ералина, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, В.В. Колокольникова, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, С.А. Флериной, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и др.

Раскрытию педагогических механизмов эстетического восприятия, чувств, способностей помогают научные исследования Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, П.М. Якобсона и др.

По проблеме народного декоративно-прикладного искусства изданы монографии, методические пособия для школьников и студентов таких авторов как: А.Д. Алехин, К.Ж. Амиргазин, И.Я. Богуславская, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, В.Ф. Канев, В.В. Корешков, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков, А.С. Хворостов, И.Л. Чернай, Т.Я. Шпикалова и др.

Однако вопросы приобщения учащихся к национальной и региональной культуре, ремеслам, развития их художественно-прикладных способностей и умений, воспитания ориентации на творчество уделялось недостаточное внимание. В диссертации утверждается культурологический подход как системообразующий принцип отбора содержания дополнительного образования, направленного на приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, возвращение воспитания в контекст национальной культуры.

Проведенный выше краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что возрождение эстетического воспитания как фактора воспитания духовности и эстетической культуры возможно при условии обоснования его содержания на основе принципов научности, т.е. возвращения к классической эстетической теории, диалога культур.

Глубокое изучение проблемы исследования предполагает обязательный теоретический анализ трех важнейших ее аспектов: философского, психологического и педагогического. Первые два связаны с выяснением природы и специфики эстетического воспитания, познания, содержания образования и т.п. Педагогический аспект проблемы предполагает изучение и описание условий, методов и средств формирования творческих способностей, трудовых навыков и т.п. Изучение проблемы невозможно без обращения к теории прошлого.

Для определения значимости декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры мы проанализировали работы ряда авторов, которые в своих исследованиях рассматривают феномен культуры.

Декоративно-прикладное искусство мы рассматриваем как часть изобразительного искусства и как художественный труд, который является важнейшим компонентом освоения школьниками художественной культуры.

Основой содержания художественного образования и воспитания детей в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности является его познавательная, художественно-творческая, трудовая деятельность. Особо важным компонентом содержания образования и воспитания являются:

- сохранение совокупного духовного опыта человечества, диалог между различными культурами и народами;

- овладение учащимися основами художественного творчества;

- освоение духовных и материальных ценностей общечеловеческой, национальной и региональной художественной культуры путем ознакомления с ними, возрождения и их воспроизводства в творческих видах деятельности.

Ученые-дидакты Скаткин Н.М., Краевский В.В., Оконь В., Лернер И.Я. и др. считают, что основной глобальной целью образования является передача подрастающим поколениям основ социального опыта, накопленного человечеством и выделяют четыре элемента этого опыта:


загрузка...