Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза (в системе обеспечения качества подготовки учителя) (06.11.2009)

Автор: Шумакова Александра Викторовна

Итого: 980 100% 1642 100%

Компетенции будущего учителя в области культурно-просветительской деятельности

Уровни Контрольная (1998г.) Экспериментальная (2008г.)

Кол-во % Кол-во %

Высокий 97 10% 1089 66%

Средний 506 52% 536 33

Низкий 377 38% 17 1%

Итого: 980 100% 1642 100%

Компетенции будущего учителя в области организационно-управленческой деятельности

Уровни Контрольная (1998г.) Экспериментальная (2008г.)

Кол-во % Кол-во %

Высокий 82 8% 1079 66%

Средний 447 45% 531 32%

Низкий 451 47% 32 2%

Итого: 980 100% 1642 100%

Результаты экспериментальной деятельности показали, что будущие учителя обладают необходимыми знаниями и умениями в области проектирования, реализации и оценивания результатов учебно-воспитательного процесса с использованием современных педагогических технологий. В методическом плане студенты овладели умениями качественного обеспечения функционирования образовательного процесса. Респонденты продемонстрировали способность оперировать знаниями и умениями в области осуществления оптимального профессионального и педагогического взаимодействия с коллегами, учащимися и родителями, умеют оценивать качество своей педагогической деятельности и проектировать собственную программу профессионального саморазвития. У студентов из экспериментальных групп сформирована система необходимых знаний и умений в области организационно-управленческой деятельности, проектирования индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения личности в различных социально-институциональных условиях, в том числе программ культурно-просветительского характера.

Таким образом, очевидно, что в экспериментальной группе респондентов имеет место быть выраженная положительная динамика профессиональной готовности, компетентности и компетенций во всех сферах педагогической деятельности.

Для подтверждения обоснованности полученных результатов наряду с внутренним мониторингом качества подготовки учителей нами был осуществлен дополнительный внешний мониторинг обозначенного качества. Было исследовано следующее: 1) оценка учителями-практиками качества образовательного процесса вуза (в контексте интегративности его образовательного пространства), который был ими закончен; 2) определение уровня профессиональной компетентности работающих учителей. С этой целью в общеобразовательных школах г. Ставрополя и Ставропольского края была проведена диагностическая работа с соответствующими специалистами. Данная работа осуществлялась с помощью метода анкетирования и метода внешней экспертной оценки.

Для выявления динамики интегративного образовательного пространства педагогического вуза и соответствующего качества профессиональной подготовки специалистов нами были обследованы учителя, которые закончили педагогический вуз в разное время (1999 год; 2003 год и 2008 год выпуска). При этом специалисты были выделены в контрольную и экспериментальную группу. Критерий разделения учителей на обозначенные группы был следующим: «Я являюсь выпускником Ставропольского государственного педагогического института» – экспериментальная группа респондентов; «Я не являюсь выпускником Ставропольского государственного педагогического института» – контрольная группа респондентов.

Результаты обследования респондентов с помощью дополнительно разработанной анкеты «Уровень интегративного образовательного пространства педагогического вуза глазами учителей – бывших выпускников данного вуза» представлены в таблице 4:

Так, по уровню сформированности интегративного образовательного пространства педагогического вуза «достаточно высокий» положительная динамика оценки у выпускников 2003 г. по сравнению с выпускниками 1999 г. составила 28%, а у выпускников 2008 г. – 78,2%. Отрицательная динамика по уровню «минимально-ограниченный» составила 47,1% и 73,7%, соответственно.

В контрольных группах респондентов положительной динамики в оценке образовательного пространства педагогического вуза как интегративного не выявлено.

Таким образом, приведенные в таблице результаты оценки позволяют зафиксировать положительную динамику состояния интегративности образовательного пространства Ставропольского государственного педагогического института, отмеченную учителями в экспериментальных группах.

Таблица 4

Результаты оценки выпускниками уровня интегративности образовательного пространства педагогического вуза

Выпуск 1999 года

Уровни интегративности Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во % Кол-во %

Минимально-ограниченный 163 87,2 157 79,7

Средне-функциональный 24 12,8 40 20,3

Достаточно высокий 0 0 0 0

Всего: 187 100 197 100

Выпуск 2003 года

Уровни интегративности Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол-во % Кол-во %

Минимально-ограниченный 196 91,6 71 32,6

Средне-функциональный 18 8,4 86 39,4

Достаточно высокий 0 0 61 28

Всего: 214 100 218 100

Выпуск 2008 года


загрузка...