Ключевые параметры бюджетной и денежно-кредитной политики в повышении эффективности общественного развития (06.11.2009)

Автор: Греков Игорь Евгеньевич

Теория государственного сектора в экономике, государственных финансов и проблемы бюджетно-налоговой политики широко изучены российскими учеными А. Грязновой, А. Дадашевым, А. Зельднером, А. Игудиным, В. Лексиным, И. Лукасевичем, Л. Павловой, В. Пансковым, Г. Поляком. В частности, в решение проблемы оптимального размера государственных расходов с позиции экономического роста свой вклад внесли Е. Балацкий, Е. Гайдар, Н. Екимова, А. Илларионов, В. Нигматулин, Н. Пивоварова, В. Полтерович, В. Попов, С. Рогов, В. Сенчагов, В. Тамбовцев, Г. Фетисов, Е. Ясин и другие отечественные ученые. Среди зарубежных экономистов в данном направлении, прежде всего, стоит отметить труды Р. Барро, А. Бессанини, А. Вагнера, К. Гали, В. Истерли, Д. Ландау, Е. Мендозы, С. Ребело, Р. Рэма, К. Сала-и-Мартин, Д. Филмера, С. Фолстера.

Проблемы инфляции в России и различные аспекты ее влияния на экономический рост исследовали Л. Абалкин, А. Бузгалин, С. Дзарасов, О. Дмитриева, А. Илларионов, Н. Козлов, Л. Красавина, В. Маевский, В. Сенчагов, Л. Чистякова, Е. Ясин и другие. В зарубежной экономической науке проблемы взаимосвязи инфляции и экономического роста широко освещены в работах Р. Барро, М. Бруно, А. Гоша, П. Дойла, В. Истерли, П. Кристофферсена, М. Кхана, М. Сарела, А. Сенхаджи, С. Филлипса, С. Фишера и других.

Особое место в экономической науке занимают работы по теории денег и монетарной политике. Основополагающими в области теории денег, денежных систем и денежно-кредитного регулирования экономики являются работы зарубежных ученых в рамках фундаментальных экономических доктрин: И. Фишера, Д. Робертсона, А. Пигу, Р. Хоутри (неоклассическая школа); Дж. Кейнса, М. Калецкого, Ф. Модильяни, П. Самуэльсона, Э. Хансена, Дж. Хикса, (кейнсианство и неоклассический синтез); П. Дэвидсона, Х. Мински, Л. Рэя, В. Чика, Ф. Эрестиса (посткейнсианство); М. Фридмана, А. Шварца, А. Мельтцера, К. Бруннера (монетаризм); Р. Барро, Д. Гордона Ф. Кидлэнда, Р. Лукаса, Э. Прескотта, Т. Сарджента, Н. Уоллеса (новая классическая школа); Б. Гринуолда, А. Линдберга, Г. Мэнкью, Д. Ромера, Дж. Стиглица, Дж. Тейлора, Э. Фелпса, С. Фишера (новая кейнсианская школа); Ф. Хайека (австрийская школа) и других.

В отечественной науке, прежде всего, следует отметить вклад в теорию денег и денежно-кредитного регулирования экономики Л. Абалкина, С. Андрюшина, М. Ершова, А. Генкина, В. Геращенко, А. Грязновой, С. Дробышевского, Е. Жукова, А. Косого, Л. Красавиной, О. Лаврушина, В. Маевского, А. Симановского, В. Усоскина, Г. Фетисова. В рамках теории денег проблемы монетизации затрагивались отечественными и зарубежными экономистами Л. Абалкиным, Ю. Данилевским, С. Дзарасовым, М. Ершовым, И. Иванченко, А. Илларионовым, А. Косым, Л. Красавиной, Л. Пайдиевым, В. Пашковским, М. Фридманом, М. Арби и другими.

Моделирование социально-экономических процессов широко исследуется как в российской, так и зарубежной экономической науке. Отечественными учеными накоплен значительный опыт по моделированию экономических процессов на основе межотраслевых балансов и эконометрических моделей. Большой вклад в решение этих проблем внесли А. Аганбегян, С. Айвазян, А. Анчишкин, К. Вальтух, Ю. Гаврилец, А. Гранберг, В. Гребенников, В. Ивантер, Л. Канторович, А. Каценелинбойген, Д. Львов, Е. Майминас, В. Макаров, В. Немчинов, В. Полтерович, Н. Федоренко, С. Шаталин, Ю. Яременко. Среди зарубежных ученых наибольший вклад в развитие экономического моделирования в разное время внесли Г. Грин, Дж. Дусенберри, Л. Клейн, Р. Липси, Р. Лукас, Т. Нейлор, М. Паркин, Л. Реппинг, П. Самуэльсон, Р. Солоу, Дж. Тэйлор, Э. Фелпс, Дж. Форрестер, М. Фридман, Г. Фромм, М. Эванс и другие.

Выполнение диссертационной работы обусловило необходимость изучения широкого ряда научных трудов по таким проблемам, как: благосостояние, уровень, качество жизни и устойчивое развитие; государственный сектор в экономике и диспропорции распределения благ в обществе; теории денег, денежно-кредитного регулирования экономики, инфляции и экономического роста; моделирование социально-экономических процессов и систем.

Несмотря на широкий спектр исследований, ряд проблем макроэкономического регулирования не получил должного внимания со стороны ученых, хотя актуальность их не вызывает сомнений. Прежде всего, это выражается в отсутствии системных исследований влияния макроэкономической политики на конечные результаты общественного развития. Несмотря на то, что вопросам оптимального уровня государственных расходов и инфляции посвящен широкий круг работ, большинство из них акцентирует свое внимание на максимизации экономического роста. Лишь небольшая часть работ, в основном посвященных объемам и структуре госрасходов, обращена к теме повышения эффективности общественного развития. Особо актуально решение проблемы оптимальной монетизации и структуры денежной массы.

Несовершенство теории ведет к неправильной постановке целей макроэкономического регулирования, когда на первый план в первую очередь выходят темпы экономического роста и снижение инфляции.

Таким образом, необходимо систематизировать теоретические и практические подходы к макроэкономическому регулированию, поскольку научное обоснование параметров социально-экономической политики должно обеспечивать улучшение конечно-целевых ориентиров развития общества.

Область исследования соответствует следующим пунктам паспорта специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит: 1.7. – «Теоретические основы исследования влияния финансовой политики на результаты социально-экономического развития»; 2.3. – «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике»; 5.2. – «Методологические принципы определения денежных доходов и сбережений населения и их дифференциация по группам населения»; 8.3. – «Методологические подходы к оценке функций, форм обращения денег и их влияния на воспроизводственный процесс развитых и развивающихся стран»; 8.4. – «Денежно-кредитная и валютная политика. Особенности формирования денежно-кредитной политики РФ и механизмов ее реализации в современных условиях»; 8.7. – «Проблемы инфляции (дефляции), обесценения национальной валюты во взаимосвязи с политикой денежно-кредитной эмиссии и механизмы ее реализации в российской экономике»; 8.8. – «Формирование спроса на деньги и предложения денег: тенденции и перспективы обеспечения необходимого равновесия сбалансированности. Дефицит денег или профицит (предложение денег относительно спроса) – влияние на развитие экономики»; 8.10. – «Приоритеты современной денежно-кредитной политики и реакция реального сектора на ее осуществление»; 9.2. – «Проблемы и инструменты денежно-кредитной политики. Эмиссия и антиинфляционная политика в рыночной экономике».

Объектом исследования является содержание и параметры денежно-кредитной и бюджетной политики как институтов реализации макроэкономической политики, обеспечивающие устойчивый рост эффективности общественно-экономического развития.

Предметом исследования является влияние системы ключевых параметров бюджетной и денежно-кредитной политики как основных институтов государственной макроэкономической политики на улучшение конечных результатов и эффективности общественного развития.

Цель диссертационной работы заключается в теоретическом обосновании ключевых параметров бюджетной и денежно-кредитной политики как основных институтов макроэкономической политики, с позиции повышения эффективности общественного развития, и разработке методологических основ оценки влияния параметров бюджетной и денежно-кредитной политики на эффективность общественного развития.

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

1) обосновать содержание бюджетной и денежно-кредитной политики в рамках системы государственной макроэкономической политики в контексте целеориентированного и эффективного общественного развития.

2) определить оптимальные параметры (границы) бюджетной политики в части размеров государственных расходов в экономике и их оптимальной структуры с позиции эффективного общественного развития;

3) оценить влияние чрезмерной дифференциации населения по доходам на конечные результаты общественного развития;

4) систематизировать мировой и отечественный опыт развития теорий, инструментов и режимов денежно-кредитной политики;

5) определить значение монетизации в качестве целевого ориентира денежно-кредитной политики и определить ее оптимальный уровень;

6) обосновать оптимально-допустимые параметры инфляции, позволяющие не ухудшать уровень жизни и одновременно – обеспечивать экономический рост;

7) обосновать параметры рациональной структуры денежной массы и уточнить систему денежных агрегатов, наиболее приемлемую для анализа и регулирования денежного обращения в России;

8) разработать модель влияния параметров бюджетной и денежно-кредитной политики на конечные результаты общественного развития;

9) провести моделирование различных вариантов развития России на перспективу на основе разработанной модели.

Теоретической и методологической основой исследования являются:

– классические труды по экономической теории, работы отечественных и зарубежных экономистов в области: экономики благосостояния и устойчивого развития; теории государственного сектора в экономике; распределения доходов; теорий экономического роста, денег и инфляции в рамках классической, неоклассической, кейнсианской, новой классической и новой кейнсианской школ; теорий моделирования социально-экономических процессов и систем;

– общенаучные методы познания: анализ, синтез, проверка гипотез; методы системного, сравнительного и ретроспективного анализа; методы межстрановых сопоставлений, статистических группировок и классификаций, статистического и эконометрического моделирования и прогнозирования.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Межгосударственного статистического комитета СНГ, статистических органов ООН, Программы Развития ООН, группы Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейского Центрального банка, Банка международных расчетов, программы Индекса экологической устойчивости (ESI) и других международных исследовательских проектов и институтов.

Научная новизна диссертации состоит в решении крупной научной проблемы по выявлению фундаментальных причинно-следственных взаимосвязей в социально-экономических процессах и теоретическому обоснованию оптимальных параметров бюджетной и денежно-кредитной политики, что позволяет, в отличие от известных в работах предшественников идей и подходов, создавать условия для повышения эффективности общественного развития, обеспечения гармоничного устойчивого развития и ориентации на достижение высокого качества жизни человека и окружающей среды.

Результаты исследования, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Теоретически обоснована роль бюджетной и денежно-кредитной политики в структуре государственной макроэкономической политики для обеспечения гармоничного и устойчивого развития общества. Выявлены направления влияния институтов бюджетной и денежно-кредитной политики на конечные социально-экологические результаты общественного развития, оценку которых предлагается производить по разработанной системе интегральных критериев (п. 1.7).

2. Обоснован оптимальный удельный размер государственных расходов в экономике как один из ключевых параметров бюджетной политики. Модельными расчетами доказано, что оптимальный уровень государственных расходов с позиции достижения конечных результатов общественного развития всегда выше, чем с позиции максимизации темпов экономического роста. Рассчитаны оптимальные размеры государственных расходов для России и иных группировок стран (п. 1.7, п. 2.3).

3. Разработаны модели влияния размера и структуры государственных расходов по приоритетным направлениям бюджетной политики: образование, здравоохранение и экология – на результаты общественного развития в соответствующих сферах. С использованием данных моделей обоснована оптимальная структура государственных расходов России, обеспечивающая наилучшие результаты общественного развития (п. 1.7, п. 2.3).

4. Выявлено влияние неравномерности распределения населения по доходам на конечные результаты общественного развития. Предложен альтернативный показатель дифференциации и методы его расчета – коэффициент равномерности доходов граждан (КРДГ). Показано, что для снижения дифференциации населения по доходам в России необходимо переходить на прогрессивное налогообложение доходов граждан, одним из вариантов которого является система вычетов и единой повышенной налоговой ставки (п. 5.2).

5. Систематизированы положения теории денежно-кредитной политики, формулируемые в рамках существующих макроэкономических концепций и школ с целью обоснования возможностей их адаптации в России. Обобщен мировой опыт развития инструментов и режимов денежно-кредитной политики. Структурированы этапы эволюционного развития инструментов и режимов денежно-кредитной политики современной России (п. 8.4).

6. Обоснована необходимость включения и учета «монетизации» в качестве ключевого параметра в целевые ориентиры денежно-кредитной политики. Определен необходимый и достаточный с позиции эффективности общественного развития уровень монетизации (п. 8.8).

7. Раскрыты взаимосвязи уровня инфляции с результатами общественного развития в макроэкономических моделях, что позволило обосновать оптимально-допустимый уровень инфляции, обеспечивающий возможность повышения эффективности социально-экономического развития и неухудшения (сохранения или улучшения) качества жизни населения (п. 8.7, п. 9.2).

8. Разработана и обоснована система денежных агрегатов, обеспечивающая объективный анализ и регулирование денежного обращения России на современном этапе. На основе статистического анализа взаимосвязи уровня экономического развития и структуры денежной массы обосновано рациональное соотношение денежных агрегатов. Построена модель взаимосвязи нормативов резервных требований центрального банка с изменениями денежных агрегатов в процессе замещения наличных денег электронными (п. 8.3).

9. Разработана концептуальная структурная модель влияния ключевых параметров бюджетной и денежно-кредитной политики на результаты общественного развития, и произведено оценивание параметров модели на базе международных статистических данных (п. 1.7, п. 8.10).

10. Сформулированы оптимальные параметры бюджетной и денежно-кредитной политики России на долгосрочную перспективу на основе проведенных многовариантных имитационных расчетов показателей развития России до 2020 года (п. 8.10).

Достоверность полученных результатов подтверждается моделированием влияния бюджетной и денежно-кредитной политики на результаты общественного развития на базе ретроспективной статистической информации, обеспечивающим формирование прогнозных значений конечных результатов общественного развития в зависимости от параметров проводимой политики с их последующим сравнением с данными официальных правительственных документов.


загрузка...