Ключевые параметры бюджетной и денежно-кредитной политики в повышении эффективности общественного развития (06.11.2009)

Автор: Греков Игорь Евгеньевич

a Линейная модель:

Нелинейная модель: см. (3)

b статистическая значимость находится на уровне ниже 0,05

Результаты анализа свидетельствуют, что, во-первых, все нелинейные модели с оптимальным уровнем инфляции статистически значительно лучше линейных моделей. Во-вторых, во всех нелинейных моделях наблюдается фаза положительной корреляции инфляции и роста, а также некоторое оптимальное значение, после которого связь становится отрицательной.

Также следует подчеркнуть, что представленные результаты получены для ситуации, когда в качестве показателя социально-экономического развития взят среднедушевой ВВП. На самом же деле конечной категорией социально-экономического благополучия является качество жизни. В этой связи, полученные оптимальные уровни инфляции должны быть скорректированы. Отсутствие полных статистических данных по качеству жизни во всех анализируемых странах мира не позволяет провести аналогичный анализ для выявления оптимальных уровней инфляции по качеству жизни. Однако, в результате проведенной независимой экспертизы установлено, что они будут на 1,5–2,5 процентных пункта ниже соответствующих оптимальных значений инфляции с позиции экономического роста. В этой связи, целесообразно заменить категорию «оптимальный уровень» на категорию «допустимый уровень инфляции», которая устанавливает лишь верхнюю границу уровня инфляции с позиции экономического роста, а сам оптимальный уровень с позиции эффективности социально-экономического развития будет находиться ниже этой границы.

Кроме того, стратегической целью России является вхождение в перспективе в группу развитых стран. Отсюда, целевые ориентиры по инфляции для России должны устанавливаться на базе данных по развитым странам (таблица 7).

Таблица 7 – Допустимые уровни инфляции для разных групп стран

Группа стран Допустимый уровень инфляции с позиции эффективности социально-экономического развития и неухудшения качества жизни, %

Переходные 13

Развивающиеся 4

Развитые 8

Целевые ориентиры для России 8

Таким образом, для России допустимый уровень инфляции с позиции не ухудшения качества жизни составляет 8–9%.

8. Разработана и обоснована система денежных агрегатов, обеспечивающая объективный анализ и регулирование денежного обращения России на современном этапе. На основе статистического анализа взаимосвязи уровня экономического развития и структуры денежной массы обосновано рациональное соотношение денежных агрегатов. Построена модель взаимосвязи нормативов резервных требований центрального банка с изменениями денежных агрегатов в процессе замещения наличных денег электронными.

Перспективным подходом к развитию инструментов денежно-кредитной политики, на наш взгляд, является целевой подход к определению и достижению оптимального соотношения денежных агрегатов в структуре денежной массы. Поэтому на первый план выдвигаются вопросы статистики денежного обращения, в том числе агрегатное строение денежной массы, способствующее наиболее эффективному исполнению органами денежно-кредитного регулирования своих функций.

Существует несколько актуальных проблем строения денежной массы России. Во-первых, российская национальная система агрегатов учитывает валюту в ограниченном объеме (валютные депозиты включены в агрегат М2Х, по методологии «денежного обзора» валюта учитывается в «широких деньгах» также в виде валютных депозитов).

Во-вторых, в денежных агрегатах не представлены электронные деньги. Так, в агрегат М0 целесообразно включить вклады, с которых производятся расчеты по банковским картам. Причем, операции снятия наличных через банкомат относят карточные счета к разряду вкладов «до востребования», а безналичный расчет по карточкам в торговой сети – к полноценным ликвидным деньгам М0. В связи с этим, в целом карточные счета представляют собой активы по ликвидности находящиеся между М0 и М1, однако по мере развития электронных технологий они, во-первых, будут увеличиваться через переход на данные средства платежа все большего количества субъектов, а во-вторых, будут приближаться по ликвидности к М0 при развитии торговой сети.

Кроме того, являясь в основном банковскими (кредитными), а не базовыми деньгами, электронные деньги требуют особого наблюдения и надзора со стороны властей (по крайней мере, в период бурного роста, который уже наблюдался в западных странах).

В соответствии с вышеизложенным в работе представлена система агрегатов, наиболее приемлемая для статистики денежного обращения России на современном этапе (таблица 8).

Таблица 8 – Система денежных агрегатов с учетом предлагаемых изменений

Агрегат Расчет агрегата

М0 М0А Наличные деньги в обращении

М0B Электронные платежные средства, позволяющие вести взаиморасчеты в режиме реального времени (включая платежные системы с авторизацией on-line и off-line)*

М1 М1A М0 + Депозиты населения и предприятий до востребования в коммерческих банках (кроме входящих в М02)+ средства на расчетных счетах предприятий и организаций + средства Госстраха

М1B Наличная валюта в экономике

Валютные депозиты «до востребования»

М2 М2A М1 + срочные рублевые депозиты населения и предприятий в кредитных организациях

М2B Срочные валютные депозиты населения и предприятий в кредитных организациях

М3 М2 + ликвидные ценные бумаги всех субъектов экономических отношений

*Одно из требований отнесения платежных средств к данной категории – возможность проведения операций купли-продажи с большим числом контрагентов (условие всеобщего платежного средства)

Эффективность политики Банка России в отношении регулирования денежной массы во многом зависит от используемого для этих целей инструментария. В настоящее время он весьма ограничен. Так, основными отслеживаемыми индикаторами являются агрегаты М0, М2 и денежная база. При этом анализируются объемы и динамика данных показателей, то есть количественная характеристика. Но не менее важным является анализ структуры денежной массы, что выражается в соотношении различных ее составляющих и динамике подобных соотношений.

Показано, что именно доля наличных денег в денежной массе может считаться основным параметром структуры денежной массы, который необходимо оптимизировать. В работе был определен средний критический уровень доли наличности в денежной массе, снижение которого связано с ускоренным ростом ВВП на душу населения. Он находится в районе 10%. При этом, безусловно критической может считаться доля наличных денег в денежной массе, равная 15%, поскольку ни одна из стран с ВВП на душу населения выше 13 тыс. долл. не имеет долю наличных денег свыше 15% от общей денежной массы.

Представленные результаты анализа взаимосвязи различных составляющих денежной массы с уровнем экономического развития позволяют сделать вывод, что доля наличных денег в широкой денежной массе наиболее тесно коррелирует с ВВП на душу населения. Данная взаимосвязь вовсе не означает, что уменьшение доли наличных денег в денежной массе автоматически будет способствовать большему росту экономики. Однако в совокупности с полученными ранее результатами о взаимосвязи монетизации экономики и ВВП на душу населения можно основательно утверждать, что увеличение монетизации должно осуществляться за счет увеличения безналичной составляющей денежной массы и за счет развития электронных платежных систем, что снижает потребность в наличных деньгах и увеличивает транзакционную скорость обращения денежной массы.

В этой связи были изучены эффекты от замещения наличных денег электронными, выражающиеся в изменении денежных агрегатов в процессе развития электронных платежных систем (таблица 9).

Таблица 9 – Модель взаимосвязи нормативов резервных требований центрального банка с изменениями денежных агрегатов в процессе замещения наличных денег электронными

Агре-гат Состав (определение) агрегата Общая формула Частные случаи

rМэл = 0 rМэл = rМ12

rМэл = 1

М1 М1 не включает электронные деньги

М1 включает электронные деньги


загрузка...