Формирование конкурентоспособной рабочей силы в регионе в условиях перехода к инновационной экономике (06.11.2009)

Автор: Глушанок Тамара Михайловна

Последующий экономический подъем и рост производства, начиная с 2000 года, качественно изменили картину регионального рынка труда. Загрузка производственных мощностей, рост инвестиций в основной капитал обеспечили возрастание спроса на рабочую силу, особенно на квалифицированных работников. Рост уровня общей безработицы был приостановлен и составил 2,5 % на 1 января 2008 года. Уровень официально регистрируемой безработицы уменьшился за десять лет на 3,1 п. п.

Структура безработных по уровню образования претерпела изменения, объективно отражающие специфику требований к рабочей силе со стороны работодателей. В 2008 году в составе безработных преобладали представители рабочего класса (55,9 %), по уровню квалификации они распределялись следующим образом: 26,6 % — неквалифицированные рабочие, 16,4 % — высококвалифицированные рабочие, 12,9 % — рабочие среднего уровня квалификации. Большое количество квалифицированных рабочих в составе безработных граждан свидетельствует, по мнению автора, о более высоком общем уровне подготовленности трудовых ресурсов, отразившемся и на составе временно незанятой рабочей силы.

В увеличении спроса на кадры доминирующая роль принадлежит крупному и среднему предпринимательству, которые формируют до 2/3 общей потребности в рабочей силе. Однако приоритетную роль в развитии рынка рабочей силы до настоящего времени продолжают играть сырьевые отрасли использования минеральной базы, лесных ресурсов, но с частичной переработкой и производством полуфабрикатов.

Ограниченные возможности в удержании требуемой рабочей силы уменьшали вес периферийных территорий в управлении мобильными ресурсами труда. Недостаточная информированность, высокие цены за проезд к месту трудоустройства и отсутствие средств на его оплату, проблемы жилья сделали поиск работы для населения отдаленных районов за пределами своего местожительства труднодоступным. Еще более серьезная ситуация складывается на селе, где безработица охватывает более половины экономически активного населения. Эти процессы привели к значительным различиям районов по уровню занятости населения и напряжению на рынке труда.

С развитием бизнеса и дальнейшим ухудшением демографической обстановки работодатели стали испытывать дефицит квалифицированных специалистов и рабочих, но сами пока не начали вкладывать средства в подготовку рабочей силы. Анализ численности занятых по уровню образования показывает, что в 2008 году в составе занятых 22 % работников не имели даже начального профессионального образования, 20,7 % специалистов имели высшее образование (табл. 1). Такой состав работников создает значительные проблемы в процессе перехода экономики на инновационный путь развития. Особенно остро ситуация прослеживается в промышленности, строительстве и в транспортной сфере. И только в социальных отраслях отмечается очень высокий профессиональный уровень подготовки специалистов высшего и среднего звена. Эта картина усугубляется сокращением кадрового потенциала за счет возрастного аспекта. На пенсию выходят специалисты с хорошим базовым образованием и большим практическим опытом, при этом из-за сложившейся системы предпочтений и низкого уровня заработной платы отмечается слабый приток молодых кадров на производство.

?l?0???%?

?????y?<

?l?0???%?

?l?0???%?

??1/4AE??

%фицит квалифицированных кадров стал реальностью, а конкуренция между работодателями за профессиональные кадры значительно выросла. В этих условиях ещё большее значение приобретают формирование системы непрерывного образования, развитие индивидуальных способностей работников и повышение их квалификации в соответствии с требованиями экономики, ориентированной на инновационный путь развития.

Исследование показало, что, несмотря на трансформационные процессы и подвижки в сфере занятости, вопросы роста эффективности и гибкости регионального рынка труда остаются нерешенными. Ключевыми проблемами можно назвать:

— дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на территории республики;

— усиление дифференциации сельских и городских рынков труда по уровню доходов, занятости и безработицы;

— низкую профессиональную и территориальную мобильность работников;

— сохранение высокой степени неэффективной занятости в связи с деформациями системы трудовых отношений, развитием латентных процессов на рынке труда, медленной перестройкой трудового менталитета и др., влияние застойных явлений;

— слабое развитие конкуренции, форм прогрессивных трудовых отношений, торможение процесса появления новых и отмирания старых профессий;

— наличие рабочих мест с неблагоприятными условиями труда с низкой оплатой, а также изношенность основных фондов, которые ограничивают возможности экономически оправданной занятости;

— наличие значительного числа городов и районов с напряженной ситуацией на рынке труда — факт, свидетельствующий о том, что динамика макроэкономических показателей, перспектив развития отдельных отраслей и размещения производств в рамках республиканских целевых, инвестиционных и отраслевых программах программ пока не отражает всестороннего учета ситуации на рынке труда.

Эти проблемы приобрели ещё большую остроту в период экономического кризиса. Спад производства в реальном секторе экономики, ухудшение финансового состояния предприятий и их банкротство, «замораживание» или сокращение заработной платы, сокращение персонала (отправка в вынужденный отпуск) и увеличение безработных имеет место в Республике Карелия. Для поддержания стабильной обстановки на региональном рынке труда разработана программа поддержки занятости населения. Программа направлена на реализацию дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на рынке труда, основными направлениями являются опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения и стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений.

Кризисные явления привели к корректировке планов перехода экономики республики на инновационный путь развития и сказались уже сейчас на процессах формирования регионального рынка труда.

В главе 3 «Роль образовательных услуг в процессе формирования современной рабочей силы» представлены аргументы в пользу того, что построение инновационной экономики, где ведущую роль играет специфический ресурс — знания, неразрывно связано с развитием сфер, в которых происходит накопление человеческого капитала, прежде всего сферы образования. В работе проведен анализ доступности, востребованности, эффективности получаемого образования в образовательных учреждениях республики, сделан акцент на устаревании знаний и необходимости их обновления, а в связи с этим и развития дополнительного и внутрифирменного образования.

Потребности и соответствующие экономические интересы индивида и государства относительно образования имеют общее основание — образование одновременно удовлетворяет потребности и того, и другого. Это объясняется такой особенностью образовательных услуг, как раздвоение полезности. С одной стороны, образовательная услуга удовлетворяет личные потребности людей (как духовного блага, обогащающего жизнь, расширяющего сферу интересов, самореализации), определяет трудовой потенциал человека и связанный с этим личный доход от трудовой деятельности.

С другой стороны, образовательные услуги обладают характерными качествами, которые в экономической науке называют общественным товаром. От уровня образованности населения и качества, получаемых им образовательных услуг зависят экономическое развитие страны и благосостояние народа, формирование цивилизованной, культурной сфер обитания для каждого, социальная и политическая стабильность. Поэтому при переходе экономики на инновационный путь развития, сфера образования должна измениться настолько, насколько это позволяет предлагать новые, адекватные времени образовательные услуги.

В работе доказано, что темпы и направления развития регионального рынка образовательных услуг не соответствуют потребностям рынка труда. Наибольшая доля выпускников высших учебных заведений Карелии 2008 года (70 %) имеют образовательные и гуманитарные специальности и лишь 2 % — инженерные специальности. В системе среднего профессионального образования доля технических специальностей — 26 %, в начальном профессиональном образовании — 38 %. Прослеживается явная нехватка специалистов инженерных специальностей высшего уровня подготовки.

При этом в Республике Карелия сложилась достаточно полная система образовательных услуг: 20 учреждений начального и 15 среднего профессионального образования; около 20 вузов, включая филиалы; 68 учреждений дополнительного образования; 7 образовательных центров повышения квалификации; 16 научных организаций. Анализ показывает, что на протяжении долгого времени в республике стабильно сохраняются 16 из 19 типов и 52 из 88 видов образовательных учреждений, действующих на территории Российской Федерации. Однако, несмотря на эти факты, проблема несоответствия спроса рынка труда и предложения образовательных учреждений осталась актуальной.

Эту ситуацию сильно обостряет сокращение численности учащихся за последние пять лет в 9-х классах на 47,8 %, в 11-х классах — на 48 %. Из выпускников 9-х классов 20 % идут учиться в учреждения начального профессионального образования (НПО), 7 % — в учреждения среднего профессионального образования (СПО), около 1 % обучаются в других регионах или трудоустраиваются, а 72 % продолжают обучение в 10-ом классе. Среди выпускников 11-х классов 14 % продолжают обучение в учреждениях НПО, 32,4 % — в учреждениях СПО и 41 % — в вузах, остальные 12,6 % выпускников уезжают в другие регионы, трудоустраиваются или идут служить в армию.

Демографические и социально-экономические факторы привели к необходимости реструктуризации сетей республиканских образовательных учреждений. Увеличение числа качественных образовательных учреждений, количества обучающихся в них через устранение институциональных, территориальных и административных препятствий способствует повышению ресурсной эффективности интегрированных учреждений, доступности и качества образовательных услуг.

Реинтеграция ряда учреждений СПО в состав университетских комплексов, объединение образовательных учреждений НПО с колледжами, а колледжей с профильными институтами затронули всю систему образования республики. В этом процессе оптимизации образовательных учреждений учитываются не только демографический прогноз, но и анализ тенденций социально-экономического развития территории, ее географических особенностей. Одним из главных аргументов принятия решения о реструктуризации профессиональных учреждений в республике являются результаты исследования, которые подробно рассмотрены в диссертации.

Сфера образования - самая затратная составляющая социальной сферы Карелии, которая охватывает более 36% населения республики, в ней занято около 30 тыс. педагогов и специалистов. Поэтому в республике в рамках процесса оптимизации расходов и доходов существует тенденция перехода к смешанному способу накопления человеческого капитала, предполагающему возложение части издержек обучения на потребителей.

Автором проанализированы существующие в развитых странах модели совместного финансирования образования: модель, ориентированная на свободный рынок, модель, ориентированная на общественный рынок и антирыночная модель. При наличии различий в подходах все модели сходятся в одном: людские ресурсы являются важнейшим источником благосостояния нации. Несмотря на то что представленные модели финансирования образования в странах Запада явились результатом развития общества последних 50 лет, сторонники теории человеческого капитала не находят согласия в вопросе оптимальной стратегии для развития производительных сил. Они ищут пути решения этого вопроса главным образом в социальном диалоге, нацеленном на постоянное сотрудничество государства, частных организаций, семей, самих обучаемых, спонсоров, донорских и благотворительных организаций при участии некоммерческих структур.

Автором исследованы расходы бюджетов Республики Карелия на образование, объем платных образовательных услуг по формам собственности, объем затрат домохозяйств на образовательные услуги по 10-процентным группам населения, предпочтения населения в выборе источника, представляющего образовательные услуги, динамика объема образовательных услуг в ВРП Республики Карелия.

На рисунке 1 представлена динамика объема образовательных услуг в ВРП Республики Карелия.

. Динамика объема образовательных услуг в ВРП

Республики Карелия, млн. рублей (до 1998 года — млрд. рублей)

Исследование основных финансовых показателей подтвердило, что в структуре ВРП по показателю производства услуг доля услуг образования и науки устойчиво занимает десятую часть от общего объема услуг и имеет тенденцию роста. Автор связывает это с тем, что одним из инвесторов в сфере услуг и науки является государство. Гарантированное государством бесплатное школьное образование, финансирование учреждений профессионального образования стабилизируют спрос населения на услуги.

Счет производства ВРП ведется по суммарным показателям производства рыночных и нерыночных услуг. Корреляционная зависимость объема ВРП Карелии от объема расходов населения на оплату услуг образования представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Зависимость ВРП Республики Карелия от объема расходов

населения на оплату услуг образования, млн. рублей

(до 1998 года — млрд. рублей)


загрузка...