Неравенство в системе современного образования: основания и механизмы воспроизводства (06.09.2010)

Автор: Шолохов Андрей Витальевич

Неравенство и как проблема научная, и как проблема социальная имеет сложную природу, выражающуюся в многоплановых проявлениях, что проявилось в различных направлениях анализа сущности общественного неравенства и механизмов его воздействия на развитие общества. Проблематика неравенства волновала и педагогов, и ученых-обществоведов. Философия образования представляет собой то поле философской мысли, где позволено и, более того, дoлжно размышлять о том, что есть социокультурный мир, принимающий человека как незавершенную данность и бесконечно становящуюся сущность. В этом отношении значимый вклад в исследование проблем неравенства в образовании внесли работы таких исследователей, как Дж. Дьюи, Дж.С. Коулман, П. Мак-Ларен, П. Бурдье, Ж.-К. Пассрон, Дж. Брунер, М. Фуллан, П. Фрейре, И. Иллич, Г.К. Ашин, В.И. Жуков, А.П. Огурцов, Б.Д. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, Н.Э. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, Д.Л. Константиновский, Г.И. Герасимов. Значительный интерес в контексте проблематики образовательного неравенства представляют работы, выполненные группой современных российских исследователей высшего образования (Е.М. Авраамова, О.А. Александрова, Г.Е. Бесстремянная, Х. Воссенштайн, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, А.С. Заборовская, А. Зидерман, Н.А. Зоркая, Т.Л. Клячко, А.Г. Левинсон, Д.М. Логинов, Я.М. Рощина), издавших ряд работ под руководством С.В. Шишкина.

Анализ работ, посвященных проблемам образовательного неравенства, позволяет сделать вывод о том, что подавляющая их часть представлена социологическими и педагогическими исследованиями, в то время как социально-философские работы в основном лежат в плоскости исследования онтологии образовательного неравенства. Но нам представляется более важным и в практическом аспекте, и в аспекте философского осмысления образовательного неравенства исследование механизма его воспроизводства. Потому что именно процесс воспроизводства – это то, что подвержено общественному воздействию с целью оптимизации получаемого результата, в то время как коррекция полученного результата практически всегда есть признание несостоятельности, хотя и критически осмысленное признание. Понимание закономерностей и оснований работы этого механизма позволит выстраивать более адекватные и эффективные социально-управленческие решения в сфере развития образования.

Цель исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа образовательного неравенства в современном обществе в контексте его сбалансированности и адекватности (соответствия) долгосрочным перспективам развития общества и личности.

Цель исследования предопределила постановку и необходимость решения следующих исследовательских задач:

проанализировать явление социокультурного неравенства как атрибутивного состояния общества, детерминирующего характер образовательного неравенства;

провести анализ проблемного поля образовательного неравенства;

исследовать роль социокультурного неравенства в контексте равновесного состояния социальной системы;

выделить и проанализировать проблему определения структуры и критериев сбалансированности неравенства в образовании;

проанализировать проявления социальной инклюзии и эксклюзии в качестве основы маркерной границы сбалансированности образовательного неравенства;

исследовать структурно-институционального механизм воспроизводства социокультурного неравенства через образование;

оценить и показать социальную значимость и проблемность общественного неравенства для равновесного состояния социума в образовательных контекстах;

вскрыть аксиологические основания образования и образовательного неравенства;

проанализировать социально-лингвистическое неравенство и его трансляцию в неравенство образовательное;

исследовать герменевтический контекст образовательного неравенства;

выделить и изучить информационные аспекты образовательного неравенства;

обосновать социально-конструктивный характер образовательного неравенства в качестве фактора, детерминирующего динамику развития общества и личности;

рассмотреть и представить роль образовательной системы в формировании активной мотивации молодых людей на социальное самопродвижение в системе общественного неравенства.

Гипотеза исследования. При проведении диссертационного исследования автор исходил из следующих предположений.

Во-первых, существующее в обществе социальное и культурное неравенство не является искажением естественного состояния социума, а напротив атрибутивно выражает его нормальное состояние и нормальную динамику его развития.

Во-вторых, образование, являющееся неотъемлемой составной частью социокультурной системы общества, неизбежно содержит в себе все основные характеристики этой системы, в том числе дифференцированную структуру и неравенство как характеристику этой структуры.

В-третьих, неравенство, которое присуще образованию, и которое оно само воспроизводит и закрепляет, есть социокультурная оценка глубины дифференциации системы образования, когда в общем случае такая дифференциация латентно признается излишне деформирующей основу образовательной системы.

В-четвертых, процессы развития неравенства в обществе и, в частности, в образовании могут принимать деформирующий характер, что порождает социальную напряженность и конфликтность, приводящие к стагнации или социальным революциям.

В-пятых, неравенство есть состояние, оцененное со стороны социальных субъектов, и поэтому существует проблема объективизации такой оценки и выделения критериев объективности.

Объект исследования – социальное неравенство как атрибутивная характеристика образовательной системы.

Предмет исследования – условия и механизмы возникновения, развития и закрепления неравенства в системе образования, основные формы проявления образовательного неравенства.

Теоретико-методологические основания исследования. В фундамент методологического инструментария настоящего диссертационного исследования легли такие принципы научного исследования как принцип единства системного анализа и синтеза, принцип научного абстрагирования, принцип междисциплинарного подхода в исследовании такого многоаспектного явления, как образование, принцип ценностно-ориентированного образования, принцип приоритета личностно-индивидуального содержания обучающегося над социально-требуемым конформным образом результата обучения.

В качестве основополагающего подхода при проведении данного диссертационного исследования был выбран проблемный подход, активно и достаточно успешно применяемый и в отечественной, и в зарубежной научно-исследовательской практике, в том числе в философских исследованиях (И.С. Нарский, Т.И. Ойзерман, Б.В. Емельянов, Л. Лаудан, Ст. Тулмин).

Последовательное применение проблемного подхода, в свою очередь, актуализирует системный подход, поскольку проблемный анализ исследуемого феномена неизбежно приводит к выводу о системной природе исследуемого предмета. Системный метод базируется на солидной научной основе, здесь прежде всего необходимо указать такие имена, как Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, П.К. Анохин, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, В.А. Горшков, В.П. Свечников, Дж. ван Гиг, В.А. Карташев, Н. Луман.

Рассматривая явление социокультурного неравенства, которое имеет место в сфере образования, представляется вполне естественным применять в исследовании этого социокультурного явления метод критического рационализма, пионером которого в социальных науках выступил его основоположник К. Поппер, и плодотворно развитый впоследствии в работах И. Лакатоса, а также Г. Альберта, Х. Шпинера, К. Хюбнера.

Рассматривая фундаментальное основание любого образовательного процесса, невозможно его проанализировать без обращения к герменевтическим концепциям философии. Поэтому в качестве одного из главных методологических оснований исследования предстал метод философской герменевтики, развитый в работах таких выдающихся философов, как Г.-Г. Гадамер, П. Рикер, Р. Рорти, Э. Бетти, а также концепция «философии символических форм» Э. Кассирера.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в следующем.

обоснована идея объективности образовательного неравенства, его социокультурной оправданности и востребованности при условии, что степень выраженности и формы образовательного неравенства соответствуют существующему в обществе социокультурному неравенству, притом, что существующее социокультурное неравенство не тормозит динамического развития общества;

установлено, что неравенство в образовательной подготовке позволяет социальным управляющим иметь временной и информационный потенциал для своевременного принятия мер по антикризисному управлению для сохранения эволюционного характера развития общества, а также доказано, что неравенство в образовательной системе по результату ее функционирования способствует социальной стабильности общества в гораздо бoльшей степени, чем выравнивание образовательного уровня основной массы населения;

доказано, что социальное сознание, в конечном итоге, всегда будет фундировать мировоззренческую основу того или иного существующего или реструктурирующегося порядка социального неравенства, а он, в свою очередь будет оказывать воздействие на дифференциацию социального сознания субъектов, занимающих в этом порядке свои неравные социокультурные позиции. Показано, что не стирание неравенства в масштабах общества, а, наоборот, его воспроизводство в объемах и структурном соответствии общему неравенству в социуме является органичной функцией образования. При этом образование выступает механизмом дифференциации сознания субъектов, закрепления и воспроизводства социального неравенства в конституированных или эволюционирующих формах;

показано, что компромисс интересов групп населения в сфере образования, социальных групп, управляющих развитием образования, и социальных групп населения – «главных пользователей» образования является основным условием достижения сбалансированного системного неравенства в образовательной системе, отражающего состояние общественного неравенства и обеспечивающего эффективное функционирование и развитие системы образования; выделен базис такого эффективного компромисса;

установлено, что различие в используемых социальных диалектах и различие в характере социального сознания, присущего разным и неравным социальным группам, порождает разное предпонимание и в начале образовательного процесса, и в самом образовательном процессе, что формирует неравные начальные позиции и, во многом, неравные траектории прохождения образовательного процесса у большей части представителей разных и неравных социальных групп, а в итоге – неравный образовательный результат;

показано, что стремление к преодолению герменевтического барьера, возникающего в образовательном процессе между педагогами и обучаемыми, стимулирует высокоранговые социальные группы к созданию элитарной подсистемы в системе образования, а невозможность или значительная затрудненность преодоления герменевтического барьера стимулирует низкоранговые социальные группы к маргинализации образовательного процесса и самих образовательных структур;

доказано, что элитарное образование не является неестественным состоянием образовательной системы, а наоборот есть нормальное состояние для этой системы; взаимодействуя с «нормальными» учебными заведениями, элитарное образование способствует в своей части формированию элитно-элитарных структур, что чрезвычайно необходимо для придания требуемых высоких профессиональных, социальных и культурных качеств тем высокоранговым группам населения, которые активно участвуют в различных сферах общественной жизни в качестве управляющих, и тем самым в значительной мере определяют тенденции развития общества;

установлено, что, несмотря на главную ориентацию высшего образования, направленную на формирование именно профессиональной квалификации, в информационной системе высшего образования приоритетную роль играет информация гуманитарного, социально-экономического и культурного характера, поскольку именно эта информация в процессе ее усвоения формирует интенцию и потенцию будущего специалиста как представителя соответствующих социальных групп, потенциально ближе причастных к социальному управлению и его обеспечению, на перманентное поддержание и повышение своего профессионализма и прежде всего за счет дальнейшего усвоения новейших массивов профессиональной и культурной информации в ходе своей будущей профессиональной деятельности;

определено, что возникшее новое социальное и культурное неравенство в современной России нашло свое отражение в организационной и содержательной структуре образовательных учреждений России постсоветского периода. Для высшего образования в современном обществе становится присущим явление маргинализации, как ранее это имело место для общеобразовательных учреждений. В российской образовательной системе выделен процесс маргинализации высшего образования, объективированный в сформировавшейся широкой сети «новых филиалов»; выстроилась трехуровневая система – «маргинализированные» «новые филиалы», затем учреждения среднего ранга – «нормальные» вузы и часть элитарных вузов, и далее учреждения высших рангов – элитные, элитно-элитарные вузы и часть элитарных вузов;


загрузка...