Региональное экономическое развитие: финансово-кредитные механизмы (на примере Хабаровского края) (06.09.2010)

Автор: Шляховой Андрей Захарович

ШЛЯХОВОЙ АНДРЕЙ ЗАХАРОВИЧ

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

(НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Специальность 08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Хабаровск

Работа выполнена в Институте экономических исследований Дальневосточного отделения РАН

Научный консультант: доктор экономических наук, академик РАН Минакир Павел Александрович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук

Лаврикова Юлия Георгиевна

доктор экономических наук,

Потапов Леонид Васильевич

доктор экономических наук

Прокапало Ольга Михайловна

Ведущая организация: Дальневосточная академия государственной службы

Защита состоится «__» ноября 2010 г. в ___на заседании диссертационного совета Д 005.014.01 в Институте экономических исследований ДВО РАН по адресу: 680042 Хабаровск, ул.Тихоокеанская, 153.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономических исследований ДВО РАН.

Автореферат разослан «___» _______________2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент Найден С.Н.

Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность исследования. Вплоть до начала 1990-х гг. фундаментальная наука не уделяла особого внимания изучению взаимодействия финансового и реального секторов экономики. Исследования денежного рынка, финансовой системы и исследования реального сектора экономики (процессов производства, распределения материальных благ) развивались обособленно. При этом представители обоих направлений достигли значительных научных результатов. Но основные теории экономического роста – кейнсианская и неоклассическая –

исходили из предположения о том, что фирмы всегда могут получить необходимое им финансирование, а решения об инвестировании принимаются только исходя из величины процентной ставки, формируемой параметрами равновесия на рынке денег.

Ситуация изменилась в первой половине 1990-х годов после финансовых кризисов 1994 г. в Латинской Америке и в 1997-1998 гг. в Юго-Восточной Азии и Восточной Европе. Эти кризисы показали, что игнорирование взаимодействия финансового и реального секторов экономики, пренебрежение рационализацией функций финансовых посредников, фактически обезоруживает не только экономическую теорию, но и, самое главное, практическое управление экономикой.

Еще более наглядно это продемонстрировал глобальный финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. Крушение финансовых рынков, спровоцировавшее фундаментальные потрясения в реальной экономике, превратило проблему взаимодействия реального и финансового секторов в магистральное направление экономической науки.

В российской и советской экономике до 1992 г. финансово-кредитная сфера фактически угнеталась реальным сектором, что обусловило её отсталость как в масштабах финансовых ресурсов, так и эффективности используемых технологий.

Начало кардинальных экономических реформ ознаменовалось беспрецедентным ростом значения сферы финансовых услуг, которая стала оказывать сильное воздействие на общеэкономическую динамику и функционирование реального сектора экономики. Преобразования в финансовом секторе, в частности, создание двухуровневой банковской системы, значительно опередили макроэкономические реформы. Это стало одной из основных причин возникновения трансформационного разрыва между финансовым и реальным секторами экономики.

Радикальная экономическая реформа породила банковско-финансовый фетишизм – убеждение в том, что, во-первых, именно финансовый сектор является ключевым для достижения экономического успеха, и, во-вторых, что этот сектор вполне автономен и уж во всяком случае – первичен в экономической структуре общества. Как результат – в течение 1990-х годов сектор финансовых услуг на фоне отрицательной динамики в реальном секторе экономики, сокращения в нем объемов производственной деятельности и товарооборота, имел явное преимущество по уровню доходности и темпам развития. Однако при этом масштабы самого финансового сектора оставались сравнительно незначительными, соответствуя малым масштабам реального сектора экономики.

Ситуация изменилась после 1999 года, когда реальный сектор российской экономики вступил в период сравнительно быстрого роста. На первый план вновь вышло развитие реального сектора экономики. Оказалось, что сектор финансовых услуг с точки зрения масштабов и уровня технологичности перестал соответствовать потребностям производственно-торгового капитала.

Практика подтвердила теоретическую гипотезу относительно того, что финансовый и реальный сектора развиваются взаимообусловлено. Отставание одного из них сразу же приводило к возникновению проблем в другом. И теоретики, и практики стали соглашаться, что лишь взаимосогласованное развитие и поддержание устойчивости мегасистемы «реальный сектор – финансовый сектор» являются условием сбалансированного экономического роста.

Однако до высокоэффективной взаимосвязанности развития реального и финансового секторов экономики еще далеко, причем, не только в России, но и в мире. Между тем достижение вполне сбалансированного экономического роста немыслимо без трансформации отношения к финансовому сектору экономики и его взаимодействию с реальным. В свою очередь подобная трансформация невозможна без модификации фундаментальных теоретических взаимосвязей.

К настоящему времени сложилась ситуация стратегической неустойчивости с точки зрения соотношения финансового и реального секторов экономики. С одной стороны, слабость национальной и региональных финансово-кредитных систем сдерживает развитие реального сектора экономики. Но с другой стороны, результаты деятельности реального сектора экономики зачастую не являются достаточно эффективными для рассмотрения финансово-кредитными организациями целевого финансирования проектов развития и не способствуют сокращению кредитных и иных рисков финансово-кредитной системы.

В условиях рыночной экономики возникла системная проблема. Государство является, с одной стороны, гарантом стабильного развития экономики. С другой стороны, государство не относится к рыночным институтам и не должно обеспечивать финансовую поддержку участникам рынка и принимать на себя рыночные риски. Однако при отсутствии государственного участия кредитные институты рассматривают финансирование реального сектора достаточно рискованным и не нацелены на его комплексную поддержку.

В частности, подобное противоречие стало одной из причин в предкризисный период форсирования внешних заимствований российскими финансовыми и нефинансовыми корпорациями, что привело к заражению российской экономики вирусом мирового финансового кризиса в 2008 г.

Эти проблемы проецируются и на региональный уровень. Причем на уровне отдельных регионов установление оптимальных взаимодействий финансового и реального секторов экономики усложняется в силу неравномерности пространственного распределения финансовых ресурсов и институтов, а также несовпадения во времени масштабов реализуемых проектов развития реального сектора экономики и изменения масштабов и технологий финансового сектора.


загрузка...