Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля (06.09.2010)

Автор: Котов Владимир Владимирович

формирование полной и достоверной информации о финансовом состоянии организации и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для принятия экономических, управленческих и иных решений;

обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также для выполнения решений собственников и указаний администрации  (руководящего органа) при ведении организацией финансово-хозяйственной деятельности;

обеспечение информацией о признаках отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также об имеющихся резервах обеспечения  финансовой устойчивости».

Дано определение контрольного правоотношения в сфере НФК как формы общественного отношения, устанавливаемого для разграничения интересов субъектов правоотношения (контролирующих и контролируемых лиц) по поводу реализации контрольной функции управления хозяйствующими субъектами в порядке, определяемом нормами права.

По сравнению с урегулированными нормами права государственными финансово-контрольными отношениями, правовые отношения в сфере НФК имеют  ряд особенностей:

складываются для осуществления деятельности, ориентированной на достижение уставных целей контролируемых организаций, при этом  реализуется одна из обязательных функций управления, обеспечивающая достижение запланированных результатов финансово-хозяйственной деятельности;

характеризуются теоретической независимостью контролируемых и контролирующих субъектов, что подразумевает не только отсутствие административного подчинения, но и самостоятельность контролирующих субъектов в выборе методов, форм и способов контрольных действий;

подразделяются на «внешние» и «внутренние». Поскольку внутренний контроль осуществляется подразделениями самих контролируемых организаций, то реализация контроля опосредуется трудовой формой правовых отношений. Этим обусловлена институциональная проблема обеспечения независимости внутренних контролирующих субъектов, находящихся в административном подчинении у руководителей предприятий и организаций.

Разработана система принципов негосударственного финансового контроля, включающая: законность, интегрированность, рациональность и приоритет «человеческого фактора».

Дано определение принципа «законности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что все субъекты контрольных отношений обязаны соблюдать действующее законодательство Российской Федерации.

Дано определение принципа «интегрированности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что финансовый контроль должен являться неотъемлемой частью системы управления контролируемой организацией.

Дано определение принципа «рациональности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что при осуществлении финансового контроля необходимо учитывать объективную ограниченность трудовых, финансовых и временных ресурсов  контролеров и контролируемых организаций, и, в соответствии с задачами финансового контроля, производить планирование и  реализацию контрольных процедур таким образом, чтобы обеспечить их максимальную эффективность.

Дано определение принципа «приоритета человеческого фактора» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что результативность и эффективность финансового контроля достигаются, прежде всего, целенаправленными действиями должностных лиц и сотрудников контролируемой организации, с использованием заключений и рекомендаций внешних контрольных органов.

Разработана схема интеграции системы НФК с использованием внутреннего (внутрихозяйственного) контроля в качестве основного (базового) элемента, предусматривающего три уровня интеграции с другими видами НФК (внутренним и внешним аудитом, общественным и муниципальным контролем):

на правовом уровне – права и обязанности субъектов контрольной деятельности (контролёров, администрации и сотрудников контролируемой организации) должны быть взаимно согласованы;

на функциональном уровне – результаты деятельности внутренних и внешних контролёров должны быть отражены в планах и программах контролируемой организации;

на информационном уровне – порядок обмена данными между внешними контролерами и контролируемой организацией должен быть формализован в договоре на оказание услуг по проведению финансового контроля.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит заметный вклад в отраслевое и сравнительно-правовое исследование проблем правового регулирования негосударственного финансового контроля, поскольку является первым в российской науке комплексным исследованием этой области научного знания. Рассматривая исторические, межотраслевые, теоретические и практические аспекты правового регулирования негосударственного финансового контроля, автор выявляет одно из стратегических направлений совершенствования российского  законодательства.

Разработанные автором принципы, задачи и терминология негосударственного финансового контроля могут быть использованы при проведении последующих научных изысканий в области финансового права.

Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля, а также теоретические и методологические рекомендации по реформированию систем внутрихозяйственного контроля, бухгалтерского учета, аудита, муниципального контроля, сформулированные в данном исследовании ориентированы на широкое использование для научной и нормотворческой деятельности  в сфере финансового контроля.

Практическое значение диссертационного исследования определяется его направленностью на решение актуальных проблем негосударственного финансового контроля и представляет интерес для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, работников контрольных финансовых органов, саморегулируемых общественных организаций, комитетов по аудиту, аудиторов, ученых, специалистов в области внутрихозяйственного контроля, преподавателей и студентов юридических и экономических вузов.

Разработанные автором конкретные предложения по изменению и дополнению действующего законодательства являются правовыми механизмами реализации единой концепции интегрированной системы негосударственного финансового контроля, что, по мнению автора, должно повысить эффективность правового регулирования НФК и обеспечить достижение максимального социально-экономического результата.

Предложенная автором категория «бюджетно-значимых» хозяйствующих субъектов может быть использована для совершенствования действующего законодательства в части дифференциации требований к содержанию контрольных действий, осуществляемых в отношении «бюджетно-значимых» и иных предприятий и организаций, следствием чего должно стать повышение эффективности и результативности НФК. Основные методические принципы проверки бюджетно-значимых предприятий могут быть использованы при разработке общих и частных методик финансового контроля, а также при разработке специальных аудиторских стандартов.

Теоретические и методологические рекомендации по реформированию систем внутрихозяйственного контроля, бухгалтерского учета, аудита, муниципального контроля ориентированы на практическое использование и могут найти широкое применение не только в сфере негосударственного, но и государственного финансового контроля.

Выводы и практические предложения, выработанные в диссертационном исследовании, конкретизирующие понятие негосударственного финансового контроля, а также предложенный механизм обеспечения прав пользователей бухгалтерской отчетности, принципы взаимодействия систем финансового контроля и бухгалтерского учета, обоснование правоохранительной функции НФК могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций по финансовому праву, правовым основам аудиторской деятельности, преподавании смежных учебных дисциплин информационного и административного права.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено и обсуждено на кафедре «Правовой бухгалтерии и финансово-экономической экспертизы» Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации».

Сформулированные в диссертации и в опубликованных автором работах положения были изложены в докладах на международных, межведомственных, межвузовских и вузовских конференциях: «Актуальные проблемы судебно-экономической экспертизы» (Межведомственная научно-практическая конференция, 2005), «Проблемы модернизации современной экономики России в ХХI веке» (10 Международная межвузовская научно-практическая конференция, 2009), «Инновационные и интеграционные процессы в российской науке и образовании» (ВГНА, 2010), а также на методическом совещании руководящих сотрудников Минфина РФ «Актуальные проблемы правового регулирования негосударственного финансового контроля (ноябрь 2008 г.)».

Основные положения и выводы диссертационного исследования учтены Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы РФ при работе над законопроектом «О бухгалтерском учете».

Отдельные выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, используются в практической деятельности структурных подразделений ФНС РФ.

Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, в том числе использованы в авторском лекционном курсе «Правовое регулирование негосударственного финансового контроля» для студентов юридического факультета.

Структура и объем диссертации обусловлены сформулированными целями и поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, объединяющих восемнадцать параграфов, заключения, приложений, а также списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта степень научной разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрыта его методология и методика, охарактеризованы эмпирическая и теоретическая основы, научная новизна работы, перечислены положения, выносимые на защиту, представлены теоретическая и практическая значимость диссертации, приведены сведения о ее апробации.

Первая глава диссертации «История негосударственного финансового контроля в Великобритании, США и России» состоит из трех параграфов и посвящена исследованию возникновения и развития различных видов НФК, с учетом динамики социально-экономических условий в ряде экономически-развитых стран. Особое внимание автором уделено историческому развитию общественных отношений по поводу финансового контроля, правовому регулированию финансового контроля в частном секторе экономики, основным историческим тенденциям в сфере определения профессиональных обязанностей, прав и ответственности независимых аудиторов и других субъектов контроля.

В первом параграфе «Социально-экономические предпосылки формирования института независимого аудита в Великобритании (XVIII-XIX вв.) проводится комплексный исторический анализ возникновения и развития института независимого аудита.

Отмечается, что исследования по истории аудита представлены в мировой и отечественной специальной литературе явно недостаточно. Например, за последние пятнадцать лет, которые характеризуются быстрым распространением аудиторской деятельности в России, не вышло ни одной отечественной монографии, посвященной мировой истории аудита.

Рассмотрено влияние английского законодательства XIX века на развитие аудиторской профессии и обоснована необходимость разграничения аудиторской практики и аудиторской деятельности, ставшей предметом правового регулирования.

Рассмотрена история развития акционерных обществ в Европе и сделан вывод, что, начиная с раннего средневековья, когда были созданы первые акционерные компании, они стали ассоциироваться в общественном сознании с многочисленными злоупотреблениями и различными формами мошенничества.

Проанализирована теоретическая значимость выводов А. Смита о низкой экономической эффективности акционерных компаний в такой сфере  бизнеса как внешняя торговля и сделан вывод о том, что его тезис о повышенном риске банкротства акционерных обществ не потерял своей актуальности, но, в современных условиях, приобрел новые характеристики, связанные с циклическим характером глобальных финансовых кризисов.

Проанализированы события, связанные с деятельностью так называемой «Южно-океанской компании» и прецедентом привлечения независимого аудитора   для анализа состояния бухгалтерского учета указанной компании в 1720 г. По мнению автора, данное обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку, согласно общераспространенной версии, независимый аудит появился только после 1844 г., в результате принятия Парламентом Великобритании закона «О компаниях».


загрузка...