Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе в условиях развивающейся демократии (06.09.2010)

Автор: Киреев Хасан Саидович

В работе дается комплексное обоснование и системный анализ современного состояния новой этнокультурной политики, базирующейся на учете достижений и просчетов политической истории, опыта прежних поколений, трансформации государственной национальной политики конца 80-х - 90-х гг. XX в.

Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту:

Национальный вопрос, межэтнические отношения на рубеже XX и XXI вв. вошли в число самых приоритетных направлений общественного развития, сохранения государств и мирной жизни граждан. Они выявляют необходимость формирования адекватной государственной национальной политики, отражающей специфику государства, этнополитический статус народов, обеспечивают формы самоопределения народов в соответствии с их статусом.

Формируются разные подходы к понятию «нация», «этнос», «этнические группы», и т. д. На их глубинных смыслах базируются традиционные структуры и институты государственного управления, а также националистические и сепаратистские проявления. Национальные отношения на Северном Кавказе - многосложные, этносоциальные явления, зависящие от комплекса факторов: исторических, геополитических, экономических, этносоциальных, конфессиональных.

В советский период в истории кавказских народов прослеживалась двойственность процессов в области национального строительства. В СССР 13 народов подверглись репрессиям в форме депортаций. Среди них и северокавказские народы: балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы.

Реальные достижения - осуществление права народов на самоопределение в различных формах государственности, сопровождались деформациями, а в отношении отдельных народов преступлениями. К началу перестройки состояние, в котором находилась страна, привело к кризису межнациональных отношений, а впоследствии и к межнациональным конфликтам.

Процесс суверенизации на рубеже 90-х годов приобрел для страны угрожающие масштабы. Кризис национально-государственного устройства и государственной власти после распада СССР породил этнополитический экстремизм и сепаратизм. Чеченская война стала основной проверкой на прочность российской государственности и будущего ее народов. Причины, способствовавшие зарождению и эскалации чеченского конфликта, комплексные. Они кроются как в сложных взаимоотношениях кавказских народов, так и в ошибках власти, а также в современных религиозных, этнополитических, экстремистских течениях, захлестнувших республики Северного Кавказа в постсоветский период. Основной урок чеченской войны - это умение власти упреждать негативное развитие событий, чтобы не доводить их до неизбежности применения военной силы.

На рубеже веков терроризм стал одной из самых опасных форм политической борьбы. Поиск путей профилактики и противодействия этому явлению стал не только общероссийской задачей, но и международной. В целом в последние годы на Северном Кавказе наметился процесс выхода из кризиса, ведется поиск путей разрешения конфликтов, хотя все еще остается активное сопротивление этому процессу. Яркое подтверждение тому теракты в московском метро.

Специфика современного развития российского федерализма определяется особенностями российской государственности, в первую очередь его многонациональностью. Российский федерализм связан с комплексом сложнейших проблем, решение которых возможно путем гибкой политики согласования интересов федерации и субъектов федерации. Реалистичными представляются, прежде всего, экономические подходы, предусматривающие расширение социально-экономической самостоятельности субъектов федерации, определение региональной политики и систем местного самоуправления. Обострение этнополитических процессов во многом обусловлено зависимостью их от социально-экономической ситуации. Республики Северного Кавказа относятся либо к группе малообеспеченных, либо бедных регионов. При этом возрастает роль теневой экономики. По данным экспертов, почти каждый житель региона занят, так или иначе, в этой сфере.

Юридическое закрепление особых прав «титульной нации» порождает дискриминацию других народов. Проблема русских в республиках Северного Кавказа – это не только вопрос этнополитики, демографии и миграции, а более серьезный фактор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектива дальнейшего социально-экономического развития региона.

Этноконфессиональные процессы характеризуются политической радикализацией ислама. Конфессиональный фактор, не имевший исходно особого веса в нагнетании конфликтной напряженности, стал приобретать опасные черты по мере использования его экстремистами, опирающимися на фундаменталистские идеи в их крайних формах. В целях эффективности борьбы с этнополитическим экстремизмом и терроризмом, профилактики их, важен комплексный анализ этого сложнейшего социально-политического феномена. Государство, несущее главную ответственность за противодействие экстремизму, должно использовать все имеющие в его распоряжении средства для профилактики этого явления. К этому должны быть привлечены и общественные силы.

В Российской Федерации государственная национальная политика должна учитывать своеобразие регионов, традиционные формы общественного устройства. Демократическая национальная политика предполагает партнерские отношения наций-этносов и государства во всех сферах жизни. В условиях отсутствия традиций демократического управления все усилия могут быть сведены к декларациям, не подкрепленным практическим механизмом осуществления. Национальной политике на Северном Кавказе требуется эффективная правовая и структурно-управленческая основа.

Теоретическая и практическая значимость исследования вытекает из актуальности исследуемой проблемы для управления многонациональной страной. Диссертация раскрывает специфику межнациональных отношений в современной России, обусловленность этой специфики историческими особенностями государственной национальной политики в отношении народов Северного Кавказа, социально-экономическими, этнорелигиозными и геополитическими проблемами современности.

Диссертационное исследование вносит определенный вклад в развитие теории этнополитических процессов. Обоснованные в диссертации идеи и выдвинутые предложения могут служить исходными точками для продолжения исследований этнополитической ситуации на Северном Кавказе, а также могут быть использованы при обновлении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Материалы исследования пригодны для использования в преподавательской деятельности, подготовки спецкурсов, учебных пособий в области обществоведения, истории, политологии и других общественных дисциплин.

Апробация работы. По теме диссертации опубликованы монография, брошюры и статьи в научных журналах. Полученные в ходе работы над диссертацией научные результаты были представлены на международных, общероссийских и региональных конференциях. Диссертация обсуждалась на проблемной группе кафедры национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ. Ее результаты и выводы кафедрой одобрены и рекомендованы к защите.

Структура диссертации подчинена логике, целям и задачам проведенного исследования. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения, списка источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются степень и состояние научной разработанности проблемы, объект и предмет исследования, его теоретико-методологические основы, формулируются цель, задачи и гипотеза исследования, раскрываются его научная новизна и теоретико-практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту, обосновывается структура диссертационной работы.

В первой главе - “Российская национальная политика: уроки истории”, состоящей из трех параграфов – дается понятийный аппарат исследования, раскрываются теоретические проблемы развития нации и межнациональных отношений в условиях многонациональности (§1), анализируется история развития межнациональных отношений в российском государстве (§2), рассматриваются модели национальной политики: традиции и инновации (§3).

Начиная с 90-годов XX в., ученые отмечают неуклонный рост актуализации этничности для большей части населения России, причем оказывается, что многие этнические общности, считавшиеся в советское время ассимилированными с родственными народами, сохранили свою самобытность и особое самосознание, что проявилось в ситуации свободного волеизъявления.

Автор обращает внимание на разные подходы к понятию “нация”. В это понятие включают, с одной стороны, значения «культурного сообщества», духовной общности народа, живущего на своей исторической родине, с другой стороны – значения политического сообщества и средства государственной власти, отстаивающей идею политической автономии на определенной территории. Акцент на той или другой стороне этого понятия разделил два направления в этнополитологии.

Этатистское направление (от франц. “etat” – государство) определяет нацию как совокупность граждан государства, сторонники этой концепции сближают понятия «нация» и «гражданство». В рамках этой концепции русская или американская нация – это многоэтнический народ, объединенный в одно государство. «Этатисты», к которым в отечественной науке относят школу В.А. Тишкова, считают, что «раньше было» государство, а не нация, что именно государство является политическим основанием превращения этноса или совокупности этносов в нацию. Ключевыми понятиями в этатистской концепции являются «нация-согражданство» и «нация-государство». Эта концепция критикуется в отечественной науке за абсолютизацию в ней специфичного пути национального развития западноевропейских стран.

Мы полагаем, что этническая концепция нации больше соответствует нашей историко-культурной специфике. Ключевым понятием в ней является «нация-этнос».

Представляется, тем не менее, что для политической науки и практики опасны обе крайности – и этатистская, и этническая. Если в первом случае риск заключается в гиперболизации идеи государственности, абсолютизации политических институтов, то во втором случае утрирование концепции может привести к идеологии государственного этноса, чреватой в многонациональном государстве дискриминацией. В нашей практике понятия “национальное” и “этническое” используются как взаимозаменяющие. В российской науке и политической практике уже давно используется термин “нация-этнос”.

В диссертации анализируются понятия “национальные” и “межнациональные отношения”, их смысловая особенность в условиях исторически сформировавшихся межнациональных отношений в России. Автором выявляется комплекс факторов, обусловивших их специфику: исторические, политические, социально-экономические, географические, социо культурные. Сердцевиной национальных и межнациональных отношений является национальное самосознание, формирующееся на национальных и межнациональных ценностях. В этом процессе выявляется феномен национализма, отмечаются его причинно-следственные связи и характер проявления. Подчеркивается его многозначность, разная сущность этого понятия в теории и политической практике, в научных концепциях.

В данной главе подчеркивается политическая сущность многонационального российского государства, рассматриваемая как генетическое качество российского общества, влияющее на характер формирования государственной национальной политики.

Многонациональность народа России подтверждена в ее Основном Законе. Конституция Российской Федерации открывается словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации …». Дальше в первой главе указывается, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». На практике это означает, что за каждой национальностью России, независимо от ее численности, сегодня признается такое же право, что она равная среди равных членов этого сообщества, то есть такая же государство-образующая национальность, как и другие.

Автор обращает внимание, что для анализа современных межнациональных процессов, в частности, на Северном Кавказе, важное значение имеет выявление исторических особенностей развития межнациональных отношений в России.( §2)

С момента своего возникновения Российское государство характеризовалось разнородностью устройства земель, значительной самостоятельностью княжеств и других образований (так, в состав Древнерусского государства входили Новгородская и Псковская республики). Это повлияло и на складывающуюся национальную политику. В истории России можно найти немало примеров подавления и угнетения, но достаточно примеров и братского сотрудничества русского и других народов. Русь всегда славилась уважительным отношением к иноязычному населению и иноверцам. Многие историки сходятся во мнении об особом характере Российской империи, в национальной политике которой преобладали принципы сотрудничества и уважения национальной специфики, и известное клише «тюрьма народов» нельзя назвать иначе как фальсификацией истории.

Зрелость и уровень функционирования входящих в Российское государство наций-этносов были весьма различными, и собрать Россию, сохранить и превратить в мощное жизнеспособное государство можно было только учитывая интересы каждого и всех.

Новый подход к решению национального вопроса был осуществлен после Октябрьской революции. За всеми нациями, входящими в состав России, было признано право на свободное отделение и на образование самостоятельного государства. Основные положения программы партии в области национальной политики были закреплены в утвержденной в ноябре 1917 года «Декларации прав народов России» и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в январе 1918 года, а затем и в Конституции РСФСР 1918 года.

Это послужило началом на Северном Кавказе самоопределения народов в форме национально-государственных образований: в 1921 году была создана Горская АССР, из которой позднее возникли Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, преобразованные впоследствии в автономные республики.

III Всероссийский съезд Советов (январь 1918 года) провозгласил образование РСФСР, а в июле 1918 года V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, признававшую равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, и не допускавшую ограничений и привилегий по национальному признаку. В декабре 1922 года I съезд Советов образовал СССР. В 1924 году была утверждена первая Конституция СССР, где одной из основных целей государства объявлялось обеспечение свободы национального развития народов. Народы, не имеющие своих государственных образований, получили право на создание автономий в различных формах.

В первой главе диссертации обосновывается, что в годы сталинского правления демократические тенденции в национальной политике все больше утрачивались. Развитие государственного устройства направлялось в сторону унитаризма, усиливалось этническое неравенство, а в отношении некоторых народов был применен метод депортации.

За распадом СССР и образованием новых суверенных государств последовал всплеск движения за национальное самоопределение, в форме самореализации национально-государственных образований. «Перестройка», сопровождавшаяся ростом национального самосознания, до предела обострила межнациональные конфликты и породила этнополитические национальные движения.

Процесс суверенизации стал принимать тревожные масштабы, и в некоторых случаях даже угрожать целостности Российской Федерации. Уже в 90-е годы появилась острая необходимость в изменении национальной политики и принятии новых конституций в национальных республиках.

Спираль цепной реакции сепаратизма, раскручиваясь на разных уровнях, до предела усилила межнациональную напряженность, и без того обостренную претензиями ряда народов Северного Кавказа друг к другу.

31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор, с помощью которого удалось остановить процесс распада России. Впоследствии большинство положений Договора было включено в Конституцию, принятую 12 декабря 1993 года, которая сыграла решающую роль в политической стабилизации в стране.

Образовавшаяся Российская Федерация начала свое развитие на демократической основе, что привело к необходимости формирования государственной национальной политики на общепринятых нормах и принципах международного права. Автором рассматриваются различные модели национальной политики, сочетание в ней традиций и инноваций.


загрузка...