Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России (06.09.2010)

Автор: Григорьев Анатолий Николаевич

Во второй главе – «Профессиональная информационная культура специалистов МВД России, ее содержание структура, предпосылки формирования и развития» – рассматривается компетентностный подход в подготовке современного специалиста МВД России, проводится анализ компонентов его профессиональной информационной культуры во взаимосвязи с различными факторами, условиями ее формирования и развития в системе непрерывной профессиональной подготовки Министерства внутренних дел РФ.

В период формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан одним из важнейших приоритетов деятельности МВД России является создание высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством. В этой связи приоритетной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями системы МВД России, является формирование современной модели профессионального образования, призванной обеспечить эффективное решение задач в сфере профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел, отвечающей современным требованиям правоохранительной деятельности. Решение этой задачи актуализирует проблему обновления, пересмотра подходов, модернизации содержания ведомственного образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысления цели и результата образования.

Анализ ряда исследований, программных документов по модернизации и развитию системы непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России свидетельствует о том, что среди современных нормативных требований к подготовке специалиста органов внутренних дел важнейшим выступает сформированность у него различных компетенций. Соответственно фиксируется компетентностный подход в системе ведомственного образования, что является отражением современных требований к уровню профессиональной подготовки специалистов МВД России, определяющих необходимость формирования такого целостного качества личности специалиста, как его профессиональная компетентность.

Вместе с тем, динамичность общественного развития, развивающиеся новые парадигмы образования (информационно-педагогическая, личностно-ориентированная и др.), происходящие процессы развития информационных технологий, становления глобального информационно-педагогического пространства предполагают, что профессиональная деятельность специалиста МВД России не может быть предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривают необходимость непрерывного профессионального образования, процесса постоянного развития его профессиональной компетентности.

В этой связи, в аспекте изучаемой проблемы, основной задачей системы непрерывного профессионального образования МВД России является обеспечение такого уровня подготовки специалистов органов внутренних дел, который позволил бы им успешно решать различные задачи в специфической информационной среде профессиональной деятельности, характеризующейся широким использованием средств-носителей новых информационных технологий, а также осуществление непрерывного процесса развития и совершенствования профессиональной компетентности специалистов МВД России.

Выделение информационного аспекта в качестве детерминанты профессиональной деятельности современного специалиста органов внутренних дел Российской Федерации обуславливает необходимость формирования его профессиональной информационной культуры, рассматриваемой как результат развития личности специалиста, его профессиональной компетентности в информационной сфере.

Исходя из отмеченного, мы полагаем оправданным в аспекте изучаемой проблемы рассматривать профессиональную информационную культуру специалиста МВД России как интегративную качественную характеристику личности специалиста, представляющую собой сложную динамическую систему профессионально важных качеств и свойств личности, определяющих успешность исполнения специалистом своих должностных обязанностей в информационной среде профессиональной деятельности, способность к ее творческому познанию и преобразованию, саморазвитию личности в условиях информационного общества.

В этой связи информационная культура специалиста МВД России представляет собой высшее проявление его профессиональной компетентности, отражающее способность специалиста к творческому восприятию, пониманию и представлению действительности в профессиональной сфере, его способность успешно действовать в динамичной информационной среде с учетом специфики профессиональной деятельности.

На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что структура профессиональной информационной культуры специалиста МВД, по нашему мнению, включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, определяющие целостность образовательного процесса: мировоззренческий (представляет собой систему обобщенных взглядов специалиста на окружающий мир и сферу профессиональной деятельности как его составляющую, отражает ценностное отношение специалиста к объектам и явлениям информационной среды профессиональной деятельности, к работе с информацией), когнитивный (характеризует профессионально важные знания специалиста, его представления о характере и условиях правоохранительной деятельности, особенностях информационных процессов, реализуемых при ее осуществлении), мотивационно-ценностный (обеспечивает формирование системы знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия развития личности специалиста, познавательную и практическую деятельность по овладению ее ценностями и включает в себя мотивы, цели, потребности, ценностные установки), деятельностный (характеризует уровень сформированности профессионально важных навыков и умений, необходимых для решения учебных и профессиональных задач), профессионально-личностный (включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность специалиста как личности, индивида и субъекта деятельности), морально-нравственный (отражает соответствие морально-нравственных качеств специалиста предъявляемым к ним требованиям, его нравственные ценности, определяющие своеобразие реагирования специалиста на моральные и нравственные аспекты фактов, событий, обстоятельств профессиональной деятельности), правовой (характеризует наличие у специалиста системных знаний нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления информационных процессов в сфере профессиональной деятельности; профессиональное отношение к праву и практике его применения в своей практической деятельности в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями, принципами законности).

Отмеченное позволяет сделать вывод о том, что формирование профессиональной информационной культуры – это процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста органов внутренних дел. Этому качеству личности специалиста присущи такие характеристики, как динамизм и незавершенность, обуславливаемые динамикой развития как мирового информационного пространства, так и информационной среды профессиональной деятельности. Указанное предопределяет непрерывность процесса формирования профессиональной информационной культуры сотрудника органов внутренних дел в системе профессиональной подготовки МВД России, эффективность которого обуславливается целым рядом факторов, которые условно могут быть подразделены на две основные группы: 1) личностные факторы и 2) факторы, определяющие содержание и условия процесса профессиональной подготовки.

Первая группа факторов определяется личностными характеристиками специалиста органов внутренних дел и прежде всего его личностно-профессиональной Я-концепцией, которая представляет собой совокупность представлений, знаний специалиста о себе как о личности и субъекте профессиональной деятельности. Учитывая специфику профессиональной деятельности и то обстоятельство, что правоохранительная служба для специалиста МВД России по сути представляет его образ жизни, данная группа факторов формирования профессиональной информационной культуры приобретает особое значение.

Для выявления профессиональной самооценки выпускников, им был предложен самоотчет в виде тестирования по методу семантического дифференциала в 12-ти позициях. Этот метод разработан психологом Ч. Осгудом и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, а также с анализом социальных установок и личностных смыслов. Измеряемыми объектами в исследовании были понятия: служба в органах внутренних дел, профессионал, карьера, наука, офицер милиции, специалист и другие. Анализ тестирования позволил определить нам следующее:

22,4 % отмечают, что служба в ОВД для общества потеряла свою былую значимость и 43,2% осознают необходимость дополнительного образования;

41,6% отмечают, что их опыт наверняка будет не востребован в нынешних условиях реформирования МВД России и 53% прогнозируют свое будущее максимум на год;

около 37% указывают на изменение отношения к сотруднику МВД со стороны общества;

79,1% считают профессионализм необходимым компонентом личности любого специалиста и 18,8 % ориентированы на применение своих навыков, знаний и умений в науке;

64% указывают на нетождественность среды обучения и среды профессиональной деятельности, выражающееся в несоответствии информационной среды профессиональной подготовки по своим функционально-операционным характеристикам информационной среде профессиональной деятельности.

Вторая группа – это факторы, определяющие содержание и условия процесса непрерывной профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел. Данная группа факторов определяет социально-психологические условия формирования профессиональной информационной культуры специалистов МВД России и оказывает непосредственное воздействие на степень развития их профессионально важных качеств. Психологическую основу такой тенденции, наряду с внешними негативными условиями, определяют недостатки в процессе формирования у специалистов МВД России профессиональной направленности личности и ведущих мотивов учебной деятельности.

OМетодом расстановки приоритетов нами определены доминирующие факторы: четыре фактора профессиональной направленности (убежденность, стремления, интересы и желания – в сумме 37%), один фактор опыта (знания – 33%), два фактора из группы психических процессов (воля – 11% и способности – 16%) определяют 97%-ное влияние на профессиональную подготовку, а остальные 13 факторов оказывают лишь 3%-ое влияние. Соответственно указанные 13 факторов из дальнейшего исследования можно исключить ввиду слабой «силы» влияния на профессиональную подготовку. Следовательно, выявленные 7 факторов оказывают наибольшее влияние на специальную подготовку, из них факторы профессиональной направленности составляют 37% и фактор опыта – 33%.

Расчет расстановки приоритетов, выявленных нами факторов, выполнен на ПЭВМ с применением электронных таблиц Microsoft Excel по методике, предложенной исследователями В.А. Колемаевым и В.Н. Калининой.

К этой же группе факторов относятся и те, которые оказывают негативное воздействие на процесс отбора и профессиональной подготовки кадров МВД России. К их числу следует отнести прежде всего низкий уровень доверия милиции со стороны граждан России. По данным социологических опросов, на протяжении последних десяти лет доля россиян, полностью доверяющих милиции, колеблется около 10%, тогда как доля ей полностью не доверяющих превышает 35, а в большинстве случае и 40%. Здесь же следует отметить и недостаточность надежных гарантий правовой защиты сотрудников органов внутренних дел и низкий уровень их обеспеченности материально-бытовыми условиями. Негативное воздействие на эффективность процесса профессиональной подготовки оказывает также отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и практическими органами; недостаточная практическая направленность процесса подготовки; методическое однообразие в проведении учебных занятий; недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса и многое другое.

Несмотря на то, что ни действующие государственные образовательные стандарты, ни ведомственные правовые акты в области образования не определяют целей профессиональной информационной подготовки специалистов МВД России, результаты исследования свидетельствуют о необходимости рассмотрения формирования профессиональной информационной культуры специалиста органов внутренних дел Российской Федерации в качестве одной из приоритетных целей его обучения в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России. Указанное требует коренного пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик учебно-воспитательного процесса с учетом не только структуры профессиональной информационной культуры, но и выявленных факторов, определяющих эффективность процесса ее формирования.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать качественное изменение характера профессиональной деятельности специалиста МВД России, что позволяет рассматривать формирование профессиональной информационной культуры специалиста в качестве одной из важнейших целей его профессиональной подготовки, обуславливает содержание данного понятия и его структуру. Отмеченное составляет суть третьего научного результата исследования и предопределяет необходимость разработки соответствующей организационно-педагогической модели формирования профессиональной информационной культуры и применения информационно-педагогической технологии обучения специалистов МВД России.

В третьей главе – «Организационно-педагогическая модель и технологии формирования профессиональной информационной культуры специалиста органов внутренних дел в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России» – разработана и реализована организационно-педагогическая модель формирования профессиональной информационной культуры специалиста и информационно-педагогическая технология обучения в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России на основе организационного, логического и методического этапов.

Происходящие в настоящее время изменения в российской образовательной системе, ориентированные на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождаются коренными изменениями в педагогической теории и практике, направленными на создание оптимальных условий для решения задач, стоящих перед отечественным образованием. Неизбежным следствием этого является качественное изменение содержания образования, его обогащение новыми процессуальными умениями, направленность на развитие способностей успешно ориентироваться и действовать в глобальном информационном пространстве, творчески решать профессиональные задачи. В этой связи происходит переориентация образовательного процесса на личность обучащегося с учетом его индивидуальных типологических, физиологических, психологических особенностей, его потребностей, возможностей, интересов. Использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных задач и самым непосредственным образом связано с проблемой технологизации образования.

Несмотря на то, что в последнее время данному вопросу как в зарубежной (А. Анастази, Б. Блум, Дж. Брунер, Г. Гейс, Д. Карнеги, В. Коскарелли, Дж. Кэрролл, Р. Мейджер, П. Митчелл, Д.Х. Холдинг и др.), так и отечественной (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, А.А. Вербицкий, В.И. Генецинский, О.В. Долженко, Г.И. Железовская, М.В. Кларин, А.А. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.И. Махмутов, П.И. Образцов, Н.Ф.Талызина, Ю.К. Чернова, Т.И.Шамова и др.) психолого-педагогической литературе уделяется самое пристальное внимание, приходится констатировать отсутствие единства взглядов на содержание понятия «педагогическая технология». Анализ научных работ по указанной проблематике позволяет сделать вывод о том, что под педагогической технологией в общем смысле понимают системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это – на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов. Исходя из отмеченного, в процессе обучения педагогическая технология выступает по сути в качестве деятельностного ключа к воплощению стратегии педагогического замысла.

Современное состояние и тенденции развития информационной среды системы непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России свидетельствует о том, что наряду с традиционными педагогическими технологиями в образовательном процессе все более широкое применение находят педагогические технологии, основанные на новейших достижениях в области информатизации и телекоммуникации. И это вполне закономерно, поскольку в настоящее время именно новые информационные технологии являются основным средством доступа к учебной и профессионально значимой информации, средством формирования мотивации к самостоятельному поиску, обработке, восприятию и использованию этой информации. Более того, результаты исследования свидетельствуют о востребованности этих технологий профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений системы МВД России.

Так, в ходе проведения опроса среди профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России на вопрос: «Считаете ли вы, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе вуза способствует повышению качества обучения?», – все опрошенные ответили утвердительно, при этом 71 % из них заявил, что они уже применяют их в своей профессиональной деятельности. При этом в качестве достоинств применения новых информационных технологий в учебном процессе были отмечены: наглядность представления учебного материала; возможность использования различных форм представления информации; повышение интереса обучаемых к изучаемым дисциплинам; возможность моделирования широкого спектра ситуаций профессиональной деятельности; индивидуализация обучения и др.

Вместе с тем, подавляющее большинство опрошенных (89%) в качестве основных причин, затрудняющих использование новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов МВД России, отметили отсутствие соответствующих научно-методических разработок, программного обеспечения (41%), недостаточный уровень готовности профессорско-преподавательского состава к работе в современной информационной среде обучения (49%), недостаточную оснащенность вуза новейшими техническими средствами обучения (24%).

Следует отметить, что в последние несколько лет вопросу информатизации образовательных учреждений системы МВД России уделяется самое пристальное внимание. Так, решением коллегии МВД России от 22.10.03 №5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в ОВД РФ» принята Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в ОВД на 2004 – 2010 г.г., которая предусматривает внедрение в образовательных учреждениях МВД России дистанционной формы обучения курсантов и слушателей, а также лиц, проходящих повышение квалификации и переподготовку. Разработан технический проект Системы дистанционных образовательных технологий (СДОТ), которая должна охватить все образовательные учреждения МВД России и предоставить сотрудникам ОВД возможность проходить обучение на своем рабочем месте или в ближайшем ведомственном образовательном учреждении. В настоящее время с помощью ЕИТКС ОВД в системе дистанционных образовательных технологий работают 30 ОВД, 13 образовательных учреждений, 12 учебных центров. Принят и реализуется План дооснащения образовательных учреждений МВД России и учебных центров на 2008 – 2010 гг. К концу 2010 года планируется поставка базовых технических компонентов на сумму более 560 млн. рублей. Вместе с тем, нерешенными остаются многие важные вопросы организации профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел в современной информационной среде образовательных учреждений МВД России, что существенно затрудняет достижение конечной цели образовательного процессе в аспекте рассматриваемой проблемы – формирование профессиональной информационной культуры специалиста.

Отмеченное обусловило необходимость разработки организационно-педагогической модели формирования профессиональной информационной культуры и применения информационно-педагогической технологии обучения специалистов органов внутренних дел в системе непрерывной профессиональной подготовки МВД России. Реализация данной модели подразумевает поэтапное решение поставленной задачи.

Организационно-подготовительный этап реализации педагогической технологии формирования профессиональной информационной культуры специалиста органов внутренних дел Российской Федерации имеет своей целью создание современной, динамичной, интегрированной в единое информационное пространство МВД России информационной среды профессиональной подготовки, что предполагает: разработку и введение в действие функциональных комплексов на базе локальных вычислительных сетей для автоматизации управленческой деятельности различных уровней и направлений; создание централизованных информационно-справочных систем в различных областях знаний; создание единой информационной сети образовательных учреждений МВД России; разработку экспертных систем, электронных учебников, обучающих и контролирующих компьютерных программ на основе новейших компьютерных технологий; компьютеризацию библиотечного дела в системе образовательных учреждений МВД России; создание информационных сетей для дистанционного обучения; разработку сетевых информационных технологий и информационных услуг в образовательных учреждениях МВД России.

Создание подобного рода информационной среды выступает необходимым и достаточным условием эффективной реализации учебных мероприятий в системе профессиональной подготовки с учетом целей и задач, стоящих перед ведомственным образованием, определяемых ими требований (см. рис. 2).

Рис. 2. Современные требования к подготовке

специалистов МВД России

При этом в настоящее время приоритетной задачей системы ведомственного профессионального образования является максимальное приближение подготовки выпускников к практической деятельности, тем более, что результаты проведенного департаментом кадрового обеспечения МВД России дистанционного тестирования курсантов и слушателей ведомственных вузов свидетельствуют об их неумении правильно применять теоретические знания в практической деятельности органов внутренних дел. Никакие теоретические знания не могут обеспечить эффективность борьбы с преступностью, если они не проверены и не освоены на практике.

Выдвигаемые современной теорией и практикой образования требования к специалисту органов внутренних дел Российской Федерации определяют содержание и структуру системы непрерывной профессиональной подготовки МВД России и выступают основой для построения своего рода системы координат, позволяющей идентифицировать текущее состояние информационной среды профессиональной подготовки, ее эффективность с точки зрения необходимости решения задач, стоящих перед ведомственной системой профессиональной подготовки. В этой связи процесс формирования профессиональной информационной культуры специалиста органов внутренних дел Российской Федерации представляется совокупностью структурных и функциональных компонентов, направленных на формирование знаний, навыков и умений, необходимых для достижения профессионального мастерства специалиста, неотъемлемой составляющей которого и является его профессиональная информационная культура. При этом в соответствии с п. 5 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 г. № 490), овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Данный подход использован нами как абстрактно-теоретический каркас при разработке организационно-педагогической модели обучения, направленный на решение как общих, так и специальных задач: во-первых, он свидетельствует о разнообразии форм профессиональной подготовки специалистов МВД России, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем форм, методов и средств такой подготовки, которая определяет необходимость формирования профессиональной информационной культуры специалистов органов внутренних дел Российской Федерации.

Системность образовательного процесса предполагает анализ взаимосвязей и логики поэтапного функционирования. В результате анализа удалось синтезировать логический этап реализации информационно-педагогической технологии по формированию уровней профессиональной информационной культуры специалиста МВД России, структура которого приведена на рисунке 3.

Рис 3. Уровни формирования профессиональной информационной


загрузка...