Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза (06.09.2010)

Автор: Базарова Татьяна Содномовна

Итак, на основании представленных данных можно сделать вывод о положительной динамике развития психологических характеристик будущих специалистов.

Полученные результаты позволяют сделать сравнительный анализ уровней профессиональной компетентности выпускников 2005 года (КГ) и 2008 года (ЭГ). В основу анализа были положены данные экспертного опроса, проведенного среди членов Государственной аттестационной комиссии по специальности «социальная работа» в 2005-м и 2008 годах (таблица №4).

Таблица №4

Динамика уровней сформированности профессиональной компетентности

Исполнительский Инициативный Преобразовательный

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

40,2 29,4 48,9 54,8 10,9 15,8

Достоверность: p < 0,05

Данные показатели свидетельствуют, что динамика в уровнях сформированности профессиональной компетентности носит не случайный характер, а вызвана целенаправленной деятельностью. Полученные данные свидетельствуют об изменении в уровнях сформированности профессиональной компетентности в результате реализации опытно-экспериментальной программы.

Вместе с тем, сравнительно небольшое увеличение количества студентов, достигших преобразовательного уровня своей компетентности, показывает всю сложность данной задачи и ее решения в процессе профессиональной деятельности.

Таким образом, положительная динамика мониторинга свидетельствует об эффективности разработанной системы профессиональной подготовки социального работника, обусловленной организационно-педагогическими условиями, определенными в рабочей гипотезе исследования.

Дальнейшее развитие системы многоуровневого университетского образования предоставляет возможности для удовлетворения культурно-образовательных потребностей каждой личности, выбора образовательной траектории в зависимости от возможностей и способностей обучающегося, обеспечивает необходимое сочетание общеобразовательного, научного и профессионально-ориентированного образования.

Исходя из анализа Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения по направлению «социальная работа», мы выделяем следующие аспекты: значительно расширена область профессиональной деятельности; впервые четко сформулированы виды профессиональной деятельности бакалавров; значительно увеличено количество часов, что позволяет расширить спектр учебных дисциплин и курсов по выбору, отражающих региональную специфику; усилено психолого-педагогическое направление подготовки и в связи с этим разрешено осуществление профессиональной педагогической деятельности без дополнительного обучения (как это было условлено в государственном образовательном стандарте второго поколения); знания, умения и компетенции определены стандартом не на каждую учебную дисциплину, а на каждый цикл в целом, что позволяет более эффективно осуществлять межпредметные связи и преемственность при переходе от одной учебной дисциплины к другой; акцентирована обязанность вуза предоставить студентам возможность участия в разработке своей программы обучения, в том числе и индивидуальной образовательной программы; впервые в стандарте дана характеристика оценки качества освоения основных образовательных программ, представляющая по сути условия организации анализа и контроля учебно-воспитательного процесса в вузе.

В условиях индивидуализации профессиональной подготовки, как одного из ведущих дидактических принципов Болонской системы, увеличивается возможность подготовки специалиста в соответствии с профессиональными требованиями конкретного рабочего места конкретного учреждения. Это, в свою очередь, будет способствовать реализации таких положений Болонского процесса как повышение эффективности контроля качества образования и обеспечение трудоустройства выпускников. В современных условиях, когда идет поиск путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство, подготовка бакалавров должна иметь действительно практикоориентированную направленность и осуществлять подготовку кадров для практической работы с клиентами во всех сферах жизнедеятельности. Исходя из этого, определенному рабочему месту (профилю) должен соответствовать модуль, который разрабатывается и обеспечивается определенной группой преподавателей. Выбор студентами профиля профессиональной подготовки будет обусловлен несколькими позициями:

соответствие личным потребностям и интересам (личностный уровень);

востребованность профиля подготовки на рынке труда (федеративный и региональный уровень);

качество образовательного процесса (вузовский уровень).

Развитие Болонского процесса способствует интеграции систем высшего образования стран-участников и формированию единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования.

На основе результатов проведенного исследования были сформулированы основные перспективные направления совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы:

дальнейшее развитие региональной направленности образовательных программ;

обеспечение выбора и многообразия содержания, форм, методов и направлений обучения в системе высшего профессионального образования;

усиление практической составляющей в образовательных программах бакалавров, внедрение инновационных форм организации практики студентов на основе тесного взаимодействия с учреждениями;

совершенствование научно-исследовательской работы студентов посредством активизации преобразовательной социально-проектной деятельности, в том числе по заказу органов управления, учреждений и организаций;

реализация индивидуально-творческого подхода в педагогическом процессе, подготовка оснований для разработки индивидуальных образовательных траекторий (в т. ч. индивидуальных программ производственной практики, научно-исследовательской работы);

активизация деятельности по созданию творческих групп студентов, объединенных общностью профессиональных целей, научных интересов, исследовательских проблем, психологических характеристик, где студент получает возможность свободно проявлять и развивать свою индивидуальность;

развитие предпринимательской деятельности вузов в связи с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

развитие международного сотрудничества, направленного на реализацию Болонского соглашения и совместных научных проектов.

Таким образом, анализ факторов и условий, определяющих профессиональное образование в конкретном регионе, выявляет позитивные изменения в российском обществе, отразившихся на системе высшего образования, которые, в свою очередь, создают необходимые предпосылки для успешной подготовки работников социальной сферы.

В Заключении излагаются итоги выполненной работы, в ходе которой подтвердилась рабочая гипотеза.

Констатировано, что в современных условиях профессиональная подготовка кадров социальной сферы должна выполнять социальный заказ общества, обусловленный геополитическими, культурно-историческими и социально-экономическими потребностями региона. Именно региональная направленность образовательной системы в условиях полиэтнического региона обеспечивает баланс глобальных, национальных и личностных интересов, способствует развитию профессионального самоопределения будущих специалистов.

Установлено, что процесс формирования профессионально компетентной личности социального работника как субъекта социально-творческой деятельности отражает выбор и реализацию достаточно продуктивного варианта профессиональной подготовки студентов в системе университетского образования в регионе. Разработанная модель личности и деятельности социального работника позволила определить и реализовать приоритетные задачи педагогической системы, способствующие формированию специальной, социальной и личностной компетентности будущего специалиста.

Доказано, что включение студентов в специально организованный последовательный ряд личностно-ориентированных социально-педагогических ситуаций (творческо-познавательные, субъектно-деятельностные, преобразовательные), в которых стимулируются и корректируются социально-творческие проявления, ведет к формированию преобразовательной направленности и социальной креативности будущего специалиста.

Определено, что социально-педагогическая, культуросообразная среда университета, являясь важным фактором развития и совершенствования педагогического процесса, должна соответствовать быстро изменяющимся требованиям общества и личности, предоставляя студентам свободу выбора средств и способов удовлетворения профессиональных, социальных и личностных интересов и потребностей.

Констатировано, что выбор студентами индивидуальной образовательной траектории может быть осуществлен в процессе целенаправленного проектирования личности будущего специалиста на основе разработанной системы диагностики и самодиагностики его профессионально-личностного развития.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод об актуальности выдвинутой проблемы и возможности ее решения посредством целенаправленной профессиональной подготовки.

Основные публикации по теме диссертации

Монографии

Базарова Т.С. Социальный портрет современного студенчества / Т.С.Базарова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009. – 4,6 п.л. ISBN 978-5-9793-0180-8

Базарова Т.С. Формирование личности социального работника как субъекта профессиональной деятельности / Т.С.Базарова. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – 8,2 п.л. ISBN 978-5-9793-0183-9

Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.


загрузка...