Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза (06.09.2010)

Автор: Базарова Татьяна Содномовна

Организации педагогического процесса в системе высшего образования, характеристике современного студенчества посвящены работы В.П.Беспалько, А.А.Вербицкого, В.И.Купцова, В.Т.Лисовского, М.М.Поташника, Н.Ф.Талызиной, В.А.Смирнова, Ю.Г.Фокина, В.И.Чупрова.

Международный опыт подготовки социальных работников рассматривается как зарубежными (Г.Бернлер, М.Доэл, А.Пинкус, А. Минахан, П.Кляйн, Ш.Рамон, П.Салюстович, С.Шадлоу, Ф.Шмидт Л.Юнссон), так и отечественными учеными (С.А.Беличева, В.Г.Бочарова, Б.Битинас, А.А.Козлов, Ф.Ш.Мухаметзянова, М.В.Фирсов, Т.И.Яркина).

Характеристика образовательного пространства Республики Бурятия, основных направлений развития содержания и форм профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе представлена в трудах В.И.Вагановой, Н.Ж.Дагбаевой, С.В.Калмыкова, Г.Ц.Молонова, В.С.Самсонова, В.Б.Цыреновой, Н.В.Языковой.

Вместе с тем в процессе профессиональной подготовки вопросы формирования творческой личности, учета в образовательном процессе специфики региона не находят должного отражения. Налицо противоречия:

между развитием глобальных процессов стандартизации в образовании и спецификой регионализации образования;

между требованиями современной социальной ситуации в регионах и недостаточной разработанностью региональных аспектов подготовки социальных работников в системе университетского образования;

между востребованностью общества в профессионалах социальной работы и готовностью самих специалистов к осуществлению своей деятельности в соответствии с современными требованиями, обусловленными социально-экономическими, этнонациональными, образовательными, культурологическими и другими проблемами;

между статичностью учебных планов подготовки социальных работников, их ограниченностью определенными стандартами, критериями, квалификационными требованиями и необходимостью мобильности, креативности, творческого подхода в самой профессиональной деятельности специалиста;

между наличием индивидуальных профессионально-личностных потребностей студентов и отсутствием опыта проектирования процесса их удовлетворения;

между потребностью усвоения существующей системы профессиональной деятельности и необходимостью выработки собственного индивидуального стиля будущего специалиста;

между необходимостью непрерывного профессионального самосовершенствования социального работника и его неготовностью управлять собственным развитием.

Исходя из обозначенных противоречий сформулирована научная проблема исследования, которая заключается в выявлении особенностей профессиональной подготовки социального работника в системе высшего образования в целях актуализации и развития его субъектной сущности посредством формирования его профессиональной компетентности, обусловленной спецификой полиэтнического региона.

Кроме того, проблемы, связанные с исследованием конкретных педагогических условий, способствующих формированию личности социального работника на этапе вузовской подготовки, недостаточно изучены и обоснованы. Требуют дальнейшей разработки методологические и теоретические подходы к профессиональной подготовке социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в полиэтническом регионе.

Цель исследования: разработать и обосновать концепцию профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза.

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки социального работника в современном вузе.

Предмет исследования – система научно-методического обеспечения профессиональной подготовки социального работника в региональном вузе.

Задачи исследования:

обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу процесса профессиональной подготовки социального работника в системе высшего образования в регионе;

построить и апробировать региональную модель личности социального работника, осуществляющего профессиональную деятельность в полиэтническом регионе;

выявить сущность и региональные особенности системы профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза;

разработать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы систему научно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки социального работника;

определить основные направления и перспективы развития профессионального образования по направлению «социальная работа».

Гипотеза исследования

Эффективность системы профессиональной подготовки социального работника в региональном вузе обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий:

Целевых: направленность вузовской профессиональной образовательной программы на использование потенциала всех учебных дисциплин и видов социальной практики, научно-исследовательской работы и общественной деятельности на формирование профессионально компетентной личности и деятельности будущего специалиста, обусловленных спецификой полиэтнического региона;

Диагностических: систематическое изучение личности каждого студента посредством разработанной системы диагностики и самодиагностики его профессиональных компетенций, включающей исследуемые критерии и показатели, доступность необходимых методик и оборудования, средств обработки и интерпретации результатов, гарантию конфиденциальности, наличие педагогов-консультантов; востребованность результатов при определении стратегии и тактики профессионального развития и саморазвития будущего специалиста;

Содержательных: интеграция государственных, региональных, личностных интересов обучающихся в определении содержания и организации профессионального образования; актуализация региональной направленности содержания образования; взаимообусловленность формирования профессиональной деятельности и личности социального работника; преемственность и взаимодополняемость познавательной деятельности студентов, обеспечивающей единство их теоретической и практической подготовки;

Процессуальных: непрерывность и целостность образовательного процесса, объединяющего учебную, практическую и исследовательскую деятельность студента; ориентация педагогического процесса на формирование личности студента как субъекта социально-творческой деятельности; организация учебно-воспитательного процесса на основе анализа и моделирования профессионально значимых качеств личности студента; создание и реализация системы социально-педагогических ситуаций, обеспечивающих единство и преемственность педагогического воздействия в процессе всего периода вузовского обучения; включение студентов в различные формы социальной практики на основе осознанного выбора ими средств и способов удовлетворения профессиональных, социальных и личностных потребностей, реализация личностно-ориентированных педагогических технологий;

Управленческих: нормативное и организационное обеспечение педагогического процесса; социально-педагогическая, культуросообразная среда университета, интегрирующая глобальные, национальные и личностные интересы; организация педагогического процесса на принципах творческого саморазвития личности, самопознания, приоритета практики, на принципах творчества, гуманизма, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Методологической основой исследования выступают общенаучные подходы: системный, деятельностный, культурологический, определяющие роль регионального подхода в проектировании процесса профессиональной подготовки социального работника. В качестве методологических ориентиров также выступают личностно-ориентированный, компетентностный, акмеологический, аксиологический подходы.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс теоретических и эмпирических методов и методик, адекватных сущности изучаемого явления. Теоретические методы: анализ зарубежных и отечественных научных источников по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование.

В опытной работе применялись педагогические, психологические и социологические методы исследования: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, беседа, прямое и включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности, методы статистической обработки.

Теоретической основой исследования являются:

теории деятельности и ее субъекта (Б.Г.Ананьев, В.С.Библер, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.А.Климов, М.С.Коган, А.К.Маркова, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина, Б.М.Теплов, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин);

культурологические концепции (С.С.Аверинцев, В.Г.Афанасьев, М.М.Бахтин, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, А.Ф.Лосев).

концепции философии образования и теории профессионального образования (А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, В.В.Краевский Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Л.И.Новикова, А.В.Хуторской);

теории профессионализма (Л.И.Анцыферова, В.И.Байденко, А.А.Бодалев, В.А.Болотов, Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, Э.Ф.Зеер, А.Г.Здравомыслов, И.А.Зимняя, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.М.Новиков, В.В.Сериков, Н.Хомский, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская);

теории профессиональной подготовки и профессионально-личностного развития социального работника (В.Г.Бочарова, Г.Ю.Бурлака, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, Л.В.Мардахаев, Г.М.Медведева, А.Минахан, Г.В.Мухаметзянова, Ф.Ш.Мухаметзянова, В.А.Никитин, А.М.Панов, А.Пинкус, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова, Н.Б.Шмелева, В.Н.Ярская);

аксиологические идеи и положения (И.Д.Багаева, Е.В.Бондаревская, М.В.Кларин, Г.П.Медведева, Н.Д.Никандров, Е.Н.Шиянов).

Хронологические рамки исследования.


загрузка...