Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза (06.09.2010)

Автор: Базарова Татьяна Содномовна

Базарова Татьяна Содномовна

Система профессиональной подготовки социального работника

в условиях регионального вуза

13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.08. – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Улан-Удэ, 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики

Бурятского государственного университета

Официальные оппоненты: Действительный член Российской Академии

образования, доктор педагогических наук,

профессор

Болотов Виктор Александрович

доктор педагогических наук, профессор

Тимошенко Александр Иванович

доктор педагогических наук, профессор

Ваганова Валентина Ивановна

Ведущая организация: ГОУ ВПО “Новосибирский государственный педагогический университет»

Защита состоится 11 ноября 2010 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, д.24а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 670000, г.Улан-Удэ, ул. Смолина, д.24а

Автореферат разослан «____» ________ 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Т.Н.Суетина

Актуальность

Одна из наиболее характерных особенностей нашего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг как у нас в стране, так и за рубежом, все больше требуются не просто высококвалифицированные специалисты, а творческие личности, которые способны не только исполнять свои функциональные обязанности на должном уровне, но и обладать способностями к инновационной деятельности. Мировой опыт показывает, что на первое место выходит понимание профессионального образования как социального института, способствующего развитию личности в соответствии с индивидуальными потребностями и стремлениями, в том числе в профессиональной деятельности.

В связи с этим необходимо преодоление традиционного взгляда на профессиональное образование как на систему, ориентированную главным образом на развитие у обучаемых способности в какой-либо конкретной области труда. К проблемам высшей школы относят такие как акцент на профессиональную подготовку в ущерб общекультурному развитию, низкий уровень профессиональной мотивации и ответственности, жесткая регламентация деятельности студентов, порождающая пассивность выпускников, нивелировка уровней подготовки и т.п.

На фоне современных преобразовательных процессов по-прежнему остро стоят вопросы повышения качества жизни. В таких условиях крайне необходимо дальнейшее реформирование системы социальной защиты населения, и, следовательно, решение проблем повышения качества подготовки специалистов для социальной сферы.

Развитие социальной работы как профессиональной деятельности обуславливает новую парадигму социального работника, которая определяет его как главного субъекта профессиональной деятельности в социальной сфере, выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста. Сегодня для того, чтобы быть социальным работником, недостаточно иметь доброе отношение к людям, нужно обладать профессиональными компетенциями, так как помогать надо уметь, а милосердие должно быть эффективным. Профессиональная подготовка данного специалиста требует выявления специфики его личностных и функциональных характеристик.

Данные приоритеты заложены в компетентностном подходе как главном инструменте модернизации образования, который задает не только основные направления его дальнейшего развития, но и определяет стратегии педагогического процесса с целью обеспечения, с одной стороны, личностного развития обучаемого, а с другой – совершенствования профессиональной деятельности педагога.

В настоящее время осуществляется работа по структурной и институциональной перестройке профессиональной подготовки специалиста социальной сферы. Предполагается реализация различных моделей подготовки в целях интеграции глобальных, национальных и личностных потребностей и интересов, обусловленных региональными особенностями.

Регионализация образовательного пространства позволяет осуществить отбор содержания профессиональных компетенций с учетом специфики региона, его этнокультурных и ментальных ценностей и традиций, профессиональных требований к специалисту, и в целом повысить качество профессиональной подготовки.

Вуз как социокультурный институт в зависимости от применяемой образовательной концепции обеспечивает применение новых педагогических технологий, ориентированных на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал будущих специалистов, максимально готовых к практической деятельности, способных быстро включаться в инновационные процессы и корректировать свою профессиональную деятельность.

Овладение информационными технологиями, умения заботиться о своем здоровье, осуществлять коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен сегодня переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Поэтому актуальной задачей педагогического процесса на этапе вузовской подготовки является формирование социально-творческой личности будущего социального работника.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

В научной литературе достаточно глубоко разработаны теоретико-методологические вопросы профессионального образования: механизмы развития личности и деятельности в учебном процессе (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, М.С.Каган, А.П.Тряпицына, Г.И.Щукина); психолого-педагогические основы образования (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн, Г.Н.Филонов, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская); проблемы профессионального образования (В.А.Болотов, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, М.И.Махмутов, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, В.В.Сериков, В.А.Сластенин); вопросы формирования профессионализма и профессиональной компетентности (В.П.Байденко, А.А.Бодалев Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмин, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина).

Идеи регионализации современного образования, актуальность их реализации рассматриваются в трудах Ю.Ф.Абрамова, М.И.Махмутова, Г.В.Мухаметзяновой, Ф.Ш.Мухаметзяновой и др.

Проблемы профессиональной деятельности и подготовки социальных работников исследуются С.А.Беличевой, В.Г.Бочаровой, С.И.Григорьевым, Л.Г.Гусляковой, Н.Ф.Дементьевой, В.И.Жуковым, Р.М. Куличенко, А.И.Ляшенко, Г.П.Медведевой, В.А.Никитиным, П.Д.Павленком, А.М.Пановым, Л.В.Топчим, Е.И.Холостовой, Н.Б.Шмелевой, В.Н.Ярской.


загрузка...