Следственные и экспертные ошибки при формировании внутреннего убеждения (06.09.2010)

Автор: Аубакирова Анна Александровна

4. Незнание закономерностей психологического исследования, последовательности стадий исследования и т.п.

5. Игнорирование психологических аспектов познавательной деятельности (психологических факторов, влияющих на познавательную деятельность, последовательность ее развития, выявления всех ее элементов и т.п.). В итоге – неполнота исследования, недополучение необходимой информации.

6. Игнорирование психологических факторов при реализации конструктивной деятельности:

- психологическое неумение предвидеть развитие событий процесса расследования;

- психологические дефекты прогнозирования:

а) отсутствие четкого представления о целях прогнозирования;

б) прогнозирование при отсутствии достаточных оснований для прогноза;

в) предвзятость и предубежденность при прогнозировании действий и решений;

г) неправильное применение конкретных методов прогнозирования;

- психологические дефекты планирования:

- ошибки в построении версий (невыдвижение необходимых версий при наличии достаточных оснований);

- ошибки планирования;

- ошибки принятия решений (отсутствие необходимости, отсутствие условий, отсутствие средств и т.п.).

7. Психологические ошибки в коммуникативной деятельности:

- неумение установить этико-психологический контакт с участником следственного действия (в первую очередь – обвиняемым, подозреваемым);

- плохое владение речевым контактом;

- невладение (слабое владение) неязыковыми средствами общения;

- плохой психологический анализ семантики поведения участников следственного действия (смысл и значение их поступков, действий).

8. Психологические ошибки организаторской деятельности:

- неумение мобилизовать умственную активность на одновременное (последовательное) решение многообразных задач;

- психологическое неумение сочетать одновременно виды деятельности: поисковую, познавательную, конструктивную;

- психологическое неумение организовать совместную деятельность с понятыми, специалистами, экспертами, оперативными работниками.

9. Психологические ошибки удостоверительной деятельности:

- ошибки в выборе (определении) объектов, подлежащих фиксации;

- ошибки в выборе технических средств и приемов фиксации;

- ошибки в установлении объема фиксации;

- ошибки в выборе процессуальной формы фиксации.

10. Психологические ошибки в воспитательной деятельности:

- неверный выбор объекта воспитания;

- недостаточность собранных данных для психологической характеристики объекта воспитания;

- отсутствие целенаправленности и системности в познании объекта воспитания;

- неумение правильно определить общую цель и частные задачи воспитания объекта;

- неверная разработка системы воздействия на объект воспитания;

- выбор ненадлежащих форм воздействия (воспитания) на объект.

11. Общие психологические ошибки при подготовке и проведении отдельного следственного действия:

- недостаточное понимание психологической структуры планируемого следственного действия (структура вида таких действий, структура данного действия);

- неприменение психологического анализа при подготовке следственного действия;

- отсутствие психологической подготовки участников следственного действия;

- отсутствие психологического анализа функции при проведении следственного действия;

- отсутствие психологического анализа в ходе проведения следственного действия;


загрузка...