Развитие рынка мяса и мясной продукции в Российской Федерации (теория, методология, практика) (06.08.2012)

Автор: Пожидаева Елена Сергеевна

наличие сезонности производства, региональные особенности, обусловленные влиянием природных факторов;

иммобильность продовольственных ресурсов, то есть использование одних и тех же средств труда в производстве многих видов продукции, что затрудняет движение капитала из одной подотрасли в другую, приводит к медленному изменению предложения по сравнению с изменением спроса;

ценовая неэластичность спроса на пищевые продукты способствует отставанию роста цен на них от повышения доходов населения, тем самым формирует относительно низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей;

спрос на пищевые продукты более стабилен, чем на промышленную продукцию, при насыщении рынка дальнейшее наращивание производства сельскохозяйственной продукции оказывается экономически невыгодным;

на рынке действует большое число товаропроизводителей, поэтому наблюдается высокая степень конкуренции, а для отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства, характерна монополия или олигополия, что приводит к диспаритету ценовых соотношений между сельскохозяйственной и промышленной продукцией;

мясоперерабатывающие предприятия, учитывающие технологические и ценовые характеристики мясного сырья, часто отдают предпочтение импортной продукции, а розничные покупатели, наоборот, приобретают отечественную продукцию.

Рынок мяса и мясной продукции является одним из крупнейших рынков продовольственных товаров. Он имеет весьма устойчивые традиции, его состояние оказывает существенное влияние на другие продуктовые рынки. Поскольку показатели развития рынка мяса и мясной продукции являются важнейшими индикаторами уровня и качества жизни населения, в диссертационной работе рассмотрены характерные признаки развитого рынка. К ним относятся:

стабильное предложение мяса и мясной продукции, пропорциональное насыщенному и устойчивому спросу на продукцию по ценам, ассортименту, объему и качеству;

проводимая протекционистская политика государства по отношению к отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям на основе государственной поддержки, обеспечивающей необходимый уровень доходов, позволяющий отечественным товаропроизводителям вести не только простое, но и расширенное воспроизводство путем перевода мясной подотрасли на инвестиционно-инновационное развитие; использование преимуществ кооперации и агропромышленной интеграции; устойчивое функционирование хозяйствующих субъектов рынка; высокоразвитая сеть специализированных кредитно-финансовых и страховых институтов; прозрачный мониторинг государственных и коммерческих информационно-аналитических центров и служб, ведущих контроль за функционированием рынка мяса и мясной продукции и его отдельных сегментов;

объективное формирование рыночных цен на мясо и мясную продукцию в условиях конкурентной среды, позволяющих окупить затраты основной части сельскохозяйственных товаропроизводителей;

постоянная координация хозяйствующих субъектов рынка между собой при усилении конкуренции между ними;

использование системы государственных мер экономического, организационного и законодательного характера, соответствующих изменению конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков мяса и мясной продукции;

активное участие государства в регулировании межотраслевых, внутриотраслевых и экономических отношений между хозяйствующими субъектами рынка мяса и мясной продукции посредством принятия разного рода целевых программ и инвестиционных проектов;

наличие развитой производственной и рыночной инфраструктуры, позволяющей выходить на рынок мяса и мясной продукции всем товаропроизводителям;

установление оптимальных территориально-отраслевых пропорций, способствующих развитию производства и переработки мяса как в отдельных регионах, так и в целом по стране, беспрепятственному перемещению мясного сырья от его производителей к потребителям;

существование разнообразных объединений участников рынка на микро-, мезо- и макроуровнях, лоббирующих экономические интересы хозяйствующих субъектов рынка в органах исполнительной и законодательной власти;

наличие развитой и стабильной законодательной базы, реализуемой посредством разнообразных нормативных правовых, экономических и административно-организационных мер.

2. Методические подходы к оценке рынка мяса и мясной продукции на основе использования системы показателей, характеризующих производство, обмен, распределение и потребление мяса и мясопродуктов

Проведенный в диссертации анализ существующих экономических тенденций на отечественном рынке мяса и мясной продукции позволяет сделать вывод о том, что в полной мере не проявляется ни один из вышеперечисленных признаков развитого рынка, характеризующих его как сложную экономико-производственную систему. Он пока во многом не оптимален, так как подавляющее число производителей мяса и мясной продукции имеют низкую экономическую эффективность, достаточно большой удельный вес убыточных предприятий; рынок не склонен к динамичному развитию; вследствие диктата предприятий перерабатывающей промышленности и торговли имеет слабо интегрированные связи; инфраструктура рынка мяса и мясной продукции неразвита; этот важный продуктовый рынок слабо организован, поскольку не имеет цивилизованного характера, а также неустойчив, так как имеется высокая зависимость от импорта, что не гарантирует продовольственную независимость страны. Вместе с тем рынок мяса и мясной продукции является целостной, открытой организационно-экономической системой, развивается под воздействием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, включает совокупность предприятий и организаций, участвующих в производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации мяса и мясной продукции.

Поскольку развитой рынок мяса и мясной продукции формируется под воздействием комплекса внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов (рис. 1), то для его оценки необходим многофакторный анализ на основе использования общих и частных критериев. Частные критерии характеризуют деятельность отдельных хозяйствующих субъектов рынка – поставщиков и переработчиков, сферы обращения и государства в качестве регулятора рынка. К системе общих критериев относятся: среднедушевое потребление населением мяса и мясопродуктов, показатели эффективности функционирования рынка мяса и мясной продукции, уровень доходности производства и переработки мясного сырья.

Обеспечение населения высококачественной отечественной продукцией является одной из приоритетных задач функционирования рынка мяса и мясной продукции. Для количественного анализа его состояния необходимо использовать систему показателей, отражающих динамику и тенденции совокупности процессов и явлений. Так, на основе данных о динамике поголовья животных и объемов производства мяса следует оценивать вариацию их продуктивности; при наличии данных об объемах отечественного производства мяса и мясной продукции и потребления можно рассчитать самообеспеченность страны, разработать прогноз объемов производства и потребления, определить приоритеты развития рынка мяса и мясной продукции на основе увеличения их товарных ресурсов (табл. 1).

Собственное производство мяса и мясопродуктов не покрывает внутреннее потребление, значительная часть товарных ресурсов рынка мяса и мясной продукции продолжает формироваться за счет их импорта, превышающего порог продовольственной безопасности страны. Миллиарды рублей, израсходованные на закупку и обслуживание импорта мяса и мясопродуктов являются нереализованными инвестициями в отечественного развитие мясного производства.

Сложившиеся негативные тенденции в мясном животноводстве в 90-х годах прошлого века потребовали пересмотра аграрной политики, принятию ряда мер по государственному регулированию рынка мяса и мясной продукции. Положительная динамика развития мясного производства в последние годы была достигнута благодаря мерам государственной поддержки, предусмотренным приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» на

Рисунок 1 – Факторы, оказывающие влияние на развитие рынка мяса и мясной продукции

в Российской Федерации

Таблица 1 – Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов

в Российской Федерации

Тыс. т В % к ресурсам

2003 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2003 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Запасы на начало года 623 733 744 804 7,5 7,2 7,2 7,6

Производство 4993 6268 6720 7091 60,3 61,2 64,7 67,3

Импорт 2668 3248 2919 2642 32,2 31,7 28,1 25,1

Итого ресурсов 8284 10249 10383 10537 100,0 100,0 100,0 100,0

Производственное потребление 67 45 41 37 0,8 0,4 0,4 0,4

Потери 17 17 18 15 0,2 0,2 0,2 0,1

Экспорт 36 90 65 59 0,4 0,9 0,6 0,6

Личное потребление 7521 9353 9455 9678 90,8 91,3 91,1 91,8

Запасы на конец года 643 744 804 748 7,8 7,3 7,7 7,1

период 2006-2007 гг. и реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, что позволило привлечь в мясное животноводство инвестиции в виде собственных средств и долгосрочных кредитов. Принятые меры позволили увеличить производство мясного сырья на 36,6% за 2003-2010 гг., которое было достигнуто в основном за счет роста производства мяса птицы в 2,7 раза и на 35,9% благодаря увеличению производства свинины (табл. 2).

Таблица 2 – Динамика производства скота и птицы на убой


загрузка...