Развитие рынка мяса и мясной продукции в Российской Федерации (теория, методология, практика) (06.08.2012)

Автор: Пожидаева Елена Сергеевна

определена группа основных факторов, влияющая на функционирование национального рынка мяса и мясной продукции и учитывающая природные и экономические условия ведения скотоводства, свиноводства, птицеводства, уровень доходов населения;

определены тенденции, сложившиеся на рынке мяса и мясной продукции, с использованием методов экономико-математического моделирования, учитывающих динамику интегральных оценок сфер производства и переработки мяса и мясной продукции;

рассчитан уровень самообеспеченности страны и регионов мясом и мясной продукцией на основе оценки региональной дифференциации объемов их производства и потребления, межрегионального обмена и импортных поставок мяса и мясопродуктов;

выявлена зависимость обеспеченности населения мясом и мясной продукцией от уровня его доходов на основе применения кластерного анализа;

установлена зависимость темпов прироста отечественного производства мяса и мясной продукции от применения тарифных и нетарифных мер регулирования их рынка в целях импортозамещения;

предложена система мер по повышению конкурентоспособности мяса и мясной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях членства России в ВТО.

Предметом исследования послужили закономерности формирования организационно-экономических отношений, прямо или косвенно характеризующих и определяющих развитие рынка мяса и мясной продукции, повышение эффективности его функционирования.

Объектом исследования явился рынок мяса и мясной продукции Российской Федерации и ее отдельных регионов.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития рыночных отношений в аграрном секторе экономики, агропродовольственного рынка в целом и мясного рынка в частности, а также результаты исследований научных учреждений Россельхозакадемии, нормативные правовые акты федерального и регионального уровней.

В диссертационной работе применялись абстрактно-логический, монографический, экономико-статистические, расчетно-конструктивный и балансовый методы исследования.

Информационной базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, статистических сборников, ежегодников, материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, законодательные акты, а также интернет-ресурсы и проведенные автором исследования. Репрезентативная совокупность использованных данных, их аккумулирование, систематизация, анализ и экономическая интерпретация обеспечили достоверность результатов исследования и аргументированную обоснованность практических рекомендаций.

Работа соответствует п. 1.2.31. «Функционирование и развитие агропродовольственных и ресурсных рынков АПК, методы их защиты» паспорта ВАК специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Научная новизна заключается в следующем:

раскрыты теоретические основы функционирования рынка мяса и мясной продукции как сложной и динамично развивающейся многофункциональной производственно-экономической системы;

предложены методические подходы к оценке рынка мяса и мясной продукции на основе использования системы показателей, характеризующих производство, обмен, распределение и потребление мяса и мясопродуктов;

разработана концепция развития национального рынка мяса и мясной продукции с позиции импортозамещения, включающая наличие стабильной законодательной базы и постоянно действующих разного рода целевых программ;

усовершенствована методика оценки рынка мяса и мясной продукции, включающая интегральные атрибутивные показатели производства, переработки и реализации мяса и мясной продукции;

обоснован прогноз объемов производства и потребления отдельных видов мяса и мясной продукции на среднесрочную и долгосрочную перспективу с использованием системы эконометрических моделей;

определены основные направления совершенствования организационно-экономического механизма регулирования рынка мяса и мясной продукции и предложена система мер по повышению эффективности его функционирования с учетом требований ВТО;

предложены методы государственного регулирования рынка мяса и мясной продукции на основе организации мясного территориально-производственного кластера.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Результаты исследований позволят на более высоком научно-методическом уровне решать вопросы повышения эффективности функционирования национального рынка мяса и мясной продукции, что даст возможность полнее обеспечить население страны мясом и мясопродуктами за счет наращивания отечественного производства.

Рекомендации по результатам исследования использованы в процессе принятия научно обоснованных решений по государственному регулированию рынка мяса и мясной продукции в стране и ее отдельных регионов.

Предложенные в диссертационной работе рекомендации могут применяться аграрно-экономическими образовательными учреждениями при совершенствовании учебных программ.

Апробация результатов исследования. Разработанные в диссертационной работе методические рекомендации и практические предложения были использованы Союзом оптовых продовольственных рынков России и Министерством сельского хозяйства Калужской области при разработке программы развития рынка мяса и мясной продукции и его отдельных сегментов.

Отдельные результаты исследования послужили основой для докладов и сообщений, сделанных автором на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликованы 54 научные работы общим объемом авторского текста 69,3 п.л., из них 15 в рецензируемых научных журналах и изданиях для опубликования основных научных результатов диссертаций ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и предложений, списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, изложено состояние изученности проблемы, определены цель и задачи, предмет и объект, методология исследования, научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Теоретические основы развития рынка мяса и мясной продукции» рассмотрены существующие теоретические подходы к трактовке категории рынка, раскрыты экономическая сущность и особенности развития рынка мяса и мясной продукции, показаны роль и место рынка мяса и мясной продукции в системе продовольственного обеспечения страны, предложения по импортозамещению мяса и мясной продукции.

Во второй главе «Методологические основы развития рынка мяса и мясной продукции» обоснованы методические подходы к оценке современного состояния рынка мяса и мясной продукции, прогнозирования его развития, разработаны критерии, показатели и параметры устойчивого обеспечения населения страны высококачественной мясной продукцией за счет увеличения собственного производства.

В третьей главе «Современное состояние рынка мяса и мясной продукции в Российской Федерации» выявлены сложившиеся тенденции развития и размещения мясного животноводства в стране и мире, определен комплекс факторов, определяющих функционирование отечественного рынка мяса и мясной продукции, произведена его экономико-математическая оценка, проанализирован уровень самообеспеченности страны и регионов мясом и мясной продукцией, исследованы дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню потребления мяса и мясной продукцией и возможности их импортозамещения.

В четвертой главе «Основные направления развития рынка мяса и мясной продукции» произведена оценка зависимости объемов отечественного производства мяса и мясной продукции от объемов импортных поставок, предложены меры по повышению конкурентоспособности отечественного производства и реализации мяса с позиции использования кластерного подхода, совершенствованию организационно-экономического механизма на рынке мяса и мясной продукции.

В выводах и предложениях обобщены основные результаты выполненного исследования в соответствии с определенной целью и поставленными задачами.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Теоретические основы функционирования рынка мяса и мясной продукции как сложной и динамично развивающейся многофункциональной производственно-экономической системы

Составной часть агропродовольственного рынка является рынок мяса и мясной продукции, представляющий собой особую сферу приложения экономических интересов производителей и потребителей мяса и мясопродуктов. Возникающие в процессе производства, обмена, распределения, потребления мяса и продуктов его переработки экономические отношения составляют организационно-экономический механизм мясного рынка. При этом экономическими регуляторами производства мяса являются платежеспособный спрос населения на мясные продукты и потребность в мясном сырье мясоперерабатывающих предприятий. Саморегулирование рынка мяса и мясной продукции осуществляется на принципах конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции процесс саморегулирования этого продуктового рынка связан с потерями, выражающимися в разорении его хозяйствующих субъектов, наиболее уязвимыми из которых являются непосредственные производители товарных ресурсов мяса и мясной продукции.

Воспроизводственный процесс в мясном животноводстве осуществляется посредством взаимодействия хозяйствующих субъектов рынка в сферах производства, распределения, обмена и потребления продукции. В процессе функционирования между субъектами рынка мяса и мясной продукции складываются производственные, организационные, технологические, социально-экономические связи, обладающие определенной временной зависимостью. Российскому рынку мяса и мясной продукции как крупному продуктовому сегменту агропродовольственного рынка свойственны относительная независимость потребления мяса и мясопродуктов от потребления других пищевых продуктов, тесная связь с мировым рынком. Вместе с тем рынок мяса и мясной продукции специфичен по своей природе и имеет отличительные особенности с точки зрения формирования его сырьевых ресурсов, затрат и цены, приспособленности мясного сырья к переработке и потребительских качеств полученной конечной продукции.

Рынок мяса и мясной продукции неоднороден с видовой, отраслевой, технологической, территориальной, функциональной структур. Виды мяса различаются по вкусовым качествам, содержанию питательных веществ, жиров. Технологическая структура определяет движение мяса и продуктов его переработки через технологические стадии – производства, переработки, хранения, сбыта. Территориальная составляющая структуры этого продутового рынка оценивает особенности регионального размещения производства мяса и его переработки. Функциональная структура отражает роль мяса и мясной продукции в системе продовольственного обеспечения страны и ее регионов. Эффективность функционирования рынка мяса и мясной продукции характеризует уровень жизни населения страны, так как они являются пищевыми продуктами почти повседневного спроса. Следовательно, рынок мяса и мясной продукции занимает одно из ведущих мест в национальной агропродовольственной системе.

Рынку мяса и мясной продукции, как неотъемлемому сегменту агропродовольственного рынка, свойственны как общие черты рынка, так и некоторые особенности, которые во многом определяются характером сельскохозяйственного производства:

в производстве продукции наряду с рабочей силой и промышленными средствами производства используется земля, экономические процессы тесно переплетаются с биологическими факторами земледелия и животноводства;


загрузка...