Формирование региональной структуры экологической безопасности (на примере радиационной безопасности) (06.07.2009)

Автор: Турлак Владимир Алексеевич

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА

На правах рукописи

ТУРЛАК ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

формирование региональной структуры экологической безопасности

(на примере радиационной безопасности)

Специальность

08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством: региональная экономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре региональной экономики и природопользования в ГОУ ВПО «Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова».

Официальные оппоненты:

Ведущая организация доктор экономических наук, профессор

Петров Иван Васильевич

доктор экономических наук, профессор

Угрюмова Александра Анатольевна

доктор экономических наук, профессор

Колосов Александр Васильевич

ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

Защита состоится « 7 » октября 2009 г. в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.08 при Российской Экономической Академии им. Г.В.Плеханова по адресу: 115998, Москва, Стремянный пер., 36, ауд. ____.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова.

Автореферат разослан « » _____________2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доц.

Л.С. Бабынина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Важнейшим условием обеспечения социально-экономического развития России, ее геополитических интересов и энергетической безопасности является адекватное развитие энергопромышленного потенциала страны, в структуре которого в современных условиях особое значение приобретает ускоренное масштабное развитие атомного энергопромышленного комплекса. До 2015 года на эти цели планируется направить 1471,4 млрд. руб. Соответственно в современной сложной экологической ситуации значительно возрос удельный вес радиационной составляющей. Ее нейтрализация зависит от своевременно принятых, взаимосвязанных, носящих системный характер, мер.

Вместе с тем, впервые в отечественной истории процесс развития атомной отрасли предполагается сопровождать комплексным решением проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 и на период до 2015 года» рассматривается как основной инструмент решения накопленных проблем и условие обеспечения развития атомного энергопромышленного потенциала страны. Объем финансирования этой программы за счет средств федерального бюджета составляет 131,82 млрд. руб. Столь масштабное финансирование данной проблемы является беспрецедентным для отечественной экономики. Достаточно сказать, что общий объем финансирования ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы» составил лишь 943,2 млн. руб. При этом эффективные организационно-экономические механизмы реализации подобных масштабных проектов в настоящее время отсутствуют.

При этом важно учитывать, что сегодня решение проблем экологического блока в современной России должно и предопределять, и быть одновременно результирующим итогом экономических, социальных и политических преобразований. И одна из таких проблем, которая является глобальной и важнейшей социально-экономической проблемой современности, - обеспечение радиационной безопасности человека и среды его обитания. Ее решение затрагивает интересы человечества в целом, а от эффективности принимаемых мер зависит будущее мирового сообщества.

Это определяет актуальность выбранной темы исследования, которая находится на стыке современных проблем в области социально-экономического развития, экологической и национальной безопасности.

Обеспечение радиационной безопасности является важнейшим условием перехода России на модель устойчивого развития, позволяющую осуществлять сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.

Исторический опыт свидетельствует, что прежние подходы к организации и практическому обеспечению радиационной безопасности в оказались неэффективными. Теоретические взгляды на сущность, объективные основы и принципы построения системы радиационной безопасности, а также способы управления ей, основывались на представлении о неизбежном усилении лишь материально-технических и военно-силовых факторов, лежащих в ее основе. При этом сама система оставалась и остается закрытой для общества.

Данные подходы себя не оправдали. Так, исследования показали, что значительная часть выявленной радиационной опасности связана с прошлой деятельностью, с уже прекращенным радиационно-опасным производством. Сведения же о такой деятельности подчас утрачены полностью или сохранились в ограниченном объеме. Радиоэкологический мониторинг в различных регионах России показал, что во многих из них сложилась крайне опасная в радиационном отношении ситуация.

Трансформация отношений собственности, ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах радиационной деятельности. При этом недостаточно изучены вопросы безопасного обращения с радиоактивными отходами (РАО), медицинских последствий малых доз радиационного воздействия, радиационной безопасности населения территорий, загрязненных в результате аварий на радиационно-опасных объектах. Сложность положения усугубляется тем, что часто невозможно получить достоверные данные о радиационной обстановке, особенно в закрытых организациях, использующих радиационно-опасные материалы.

Угроза ухудшения радиационно-экологической обстановки в России особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, отсутствия целостной развитой законодательной базы экологической и радиационной безопасности, ограниченного использования ресурсосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Эту угрозу усиливает тенденция к использованию территории нашей страны в качестве места захоронения опасных для окружающей среды радиоактивных материалов.

В условиях, когда вопросы экологической безопасности становятся приоритетными, требуются новые идеи обеспечения радиационной безопасности населения, являющиеся результатом поиска конструктивных методов достижения социальных и экологических целей, комбинирования административного контроля и рыночных механизмов.


загрузка...