Инновационно-креативная подготовка педагога в динамике его профессионального становления (06.07.2009)

Автор: Цедринский Александр Дмитриевич

Психолого-педагогические исследования, реальная педагогическая практика и наше исследование экспериментально доказывают, что овладение педагогической профессией на новом уровне педагогического сознания не может быть осуществлено без определенных личностных изменений будущего специалиста образования, осознания и осмысления им метапедагогической деятельности, своего личностного отношения к избранной профессии.

Спецкурс состоит в основном из практических и тренинговых занятий, и, как показало наше исследование, позволяет будущему специалисту-педагогу в полной мере овладеть диагностическим инструментарием и техниками самоизучения, самопознания, самоконтроля, способствует формированию у него конструктивного взаимодействия со своим собственным «Я», помогает выработать объективное, позитивное самоотношение к педагогической профессии. Это новый тип учебно-практического пособия, конечной целью которого является научение будущего специалиста-педагога методикам самопознания, саморазвития. Исследование показало, что чем раньше будет начат процесс целенаправленного личностного и профессионального формирования самосознания будущего специалиста образования, тем в большей степени можно прогнозировать удовлетворенность его своей профессиональной педагогической деятельностью, психологическим благополучием и профессиональным личностным ростом.

Третий структурный компонент был направлен на формирование инновационно-креативного педагогического мышления и формирование у будущего учителя навыков использования и проектирования инновационно-креативной деятельности в ОУ. Для этой цели были разработаны два специальных курса: «Инновационная деятельность в школе» для студентов 4-х курсов, которые выходят на первую производственную практику, и специальный курс «Педагогическая инноватика России» для студентов 5-х курсов, осуществляющих вторую производственную практику.

Разрабатывая концептуальную модель, мы учитывали важнейший аспект разработки всего инструментария – формирование мотивации к процессу профессионального образования у будущего педагога достижения своих личностных потребностей. Исследования показали, что процесс подготовки учителя к инновационно-креативной деятельности по своей операциональной последовательности может быть технологичным и является функциональной системой по организации управления подготовкой специалиста образования нового типа, которая представляет собой упорядоченный процесс введения инновационных учебных пособий, программ, спецкурсов, дидактических материалов, развивающих креативное мышление будущего специалиста и формирующих его готовность к самостоятельной (личностной) инновационной деятельности, т.е. инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата. Положительная динамика изменения, как отдельных компонентов, так и всего образовательного процесса свидетельствует о правильном направлении модернизации высшего педагогического образования, перехода на новую инновационно-креативную парадигму.

Мониторинг динамики изменения индикаторных показателей в экспериментальных и контрольных группах свидетельствует об эффективности предложенных теоретических положений и дидактических механизмов становления и развития специалиста профессионального педагогического образования к инновационно-креативной деятельности и эффективности управления процессом формирования его педагогического сознания, инновационно-креативным мышлением и способствующих осуществлять новые виды деятельности.

Наибольший интерес представляют данные, полученные в ходе исследования, выявляющего эффективность воздействия новой модели обучения специалиста на его склонность к инноватике и креативной педагогической деятельности, как учебной (1 – 3 курсы), так и при прохождении производственных педагогических практик.

В исследовании участвовало десять групп студентов разных факультетов: одни группы (пять) были контрольные, другие (пять) – экспериментальные, по 25 человек в каждой группе. Всего 250 человек (125 студентов контрольных групп и 125 студентов экспериментальных групп). Наблюдение велось на протяжении 5 лет (с 1 по 5 курс).

Констатирующий эксперимент показал, что существенной разницы в уровнях развития инновационно-креативной деятельности студентов контрольных и экспериментальных групп нет. Причем такая же картина наблюдалась на других факультетах. К сожалению, гендерных различий в контексте нашего исследования не проводилось, хотя этот вопрос было бы интересно исследовать, т.к. студенты мужского пола являются меньшинством в педагогическом институте, и в зависимости от факультета их состав колеблется в пределах 10% – 25% от состава группы. Определение уровней готовности и развитости инновационно-креативного аспекта будущих специалистов осуществлялось по разработанной нами интегративной методике, позволяющей определять три уровня инновационно-креативного показателя. Уровни этого показателя представляют собой следующие содержательные аспекты: высокий уровень (В) – указывает на ярко выраженное творческое начало в различных видах деятельности (учебно-познавательная, перцептивная, инновационная, кооперативная, креативная, исполнительская, социальная, исследовательская и др.); средний уровень (С) – творческие способности проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с инноватикой и креативностью, при этом эти виды деятельности не носят ярко выраженного характера; низкий уровень (Н) – творческие способности выражены слабо, фрагментарно либо отсутствуют вообще.

Из данных эксперимента видно, что процент высокого уровня инновационно-креативной готовности специалиста-педагога в контрольной группе очень низкий, начиная с 1-го курса и эволюционно, но очень слабо растет к 5-му курсу. В то же время в экспериментальных группах, с которыми велась определенная целенаправленная работа по развитию инновационно-креативных качеств специалиста в предметном (психолого-педагогическом) блоке, показал более быстрый рост этого же уровня. Если полученные данные представить графически для какого-нибудь факультета, то он будет выглядеть следующим образом (см. рис. 3 – 5).

Динамика развития готовности студентов к инновационно-креативной педагогической деятельности свидетельствует о том, что ее формирование в экспериментальных группах проходит неравномерно от курса к курсу и зависит не только от факультетов, но и от качества набора абитуриентов на ту или иную специальность. Зато ярко выражено отличие от контрольных групп, в которых не велась работа по формированию готовности специалиста к выполнению инновационно-креативной педагогической деятельности.

В качестве позитивного фактора внедрения новой парадигмы педагогического образования можно привести статистику среди студентов СГПИ, окончивших наш педагогический институт (2003 – 2006 уч. г.). Благодаря новой парадигме более 10 человек уже защитили кандидатские диссертации по педагогике, так как у них была сформирована мотивация к инновационно-креативной педагогической деятельности и они пошли в педагогическую науку. Одна из кандидатов наук получила грант президента РФ. В настоящее время (2006г.) в аспирантуре СГПИ на педагогических специальностях только наших выпускников обучается 17 человек. Студенты СГПИ, участвующие во всех всероссийских олимпиадах по педагогике, получали призовые места, особенно по теоретическому конкурсу.

1 ряд – филологи (к.г.); 3 ряд – филологи (э.г.)

2 ряд – историки (к.г.) 4 ряд – историки (э.г)

Рис. 3. Динамика развития инновационно-креативной готовности студентов

1 ряд-филологи (к.г.); 3 ряд-филологи (э.г.)

2 ряд-историки (к.г.) 4 ряд-историки (э.г)

Рис. 4. Динамика развития инновационно-креативной готовности студентов

1 ряд – филологи (к.г.); 3 ряд – филологи (э.г.)

2 ряд – историки (к.г.) 4 ряд – историки (э.г)

Рис. 5. Динамика развития инновационно-креативной готовности студентов

Тем не менее, анализируя личностное инновационно-креативное развитие будущего специалиста образования, надо отметить, что высокий уровень учебной, методической, научно-исследовательской деятельности студента определяется разными причинами и, наверное, не совсем объективно отражает его готовность к инновационно-креативной деятельности, что можно наблюдать по выполнению выпускных квалификационных работ, т.е. процент творческих работ ниже в тех группах, где не использовался новый подход подготовки специалиста. Сформированность готовности студента к инновационно-креативной деятельности можно фиксировать по другим критериям, в частности по разработанной нами модели «Производительность труда педагога», применяемой к работающему специалисту образования, но адаптированной к студенту, обучающемуся в вузе.

Апробация инновационных авторских программ повышения квалификации педагогических кадров и новых форм ее организации, спроектированных на основе результатов проведенных исследований, позволила получить следующие позитивные результаты по Славянскому-на-Кубани району Краснодарского края (см. табл.3) «Динамика количества специалистов образования, повышающих квалификацию по программам, акцентированным на развитие инновационно-креативной деятельности».

Таблица 3

Год проведения КПК 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Количество слушателей 63 90 56 96 270 308

Ориентация на инновационную и креативную педагогическая деятельности создаёт условия для полноценного проявления личности учителя и поиска им новых дидактических и технологических систем обучения. Следуя рекомендациям формирования целостного сознания школьника в условиях функционирования целостного педагогического общения, педагоги-практики строили образовательный процесс на принципах информационно-педагогического взаимодействия – принципы тезауруса, фасцинации и майевтики.

Корректировка основных параметров образовательного процесса имела креативный характер (см. табл. 4).

Таблица 4

Новое качество информационного взаимодействия в образовательном процессе

(на примере обобщающего урока, метаурока в школе развития)

Принципы информационного взаимодействия и мыследеятельность Основные параметры образовательного процесса Критерии качества информационного взаимодействия

Дидактический

(теоретический) Организационный

(методический) Технологический (практический)

Принцип тезауруса

(знаний)

Ассоциативно-

репродуктивное

мышление Обогащение знаний учащихся в дидактической системе «учебная информация – знание – понимание – применение» Проектирование методического обеспечения образовательного процесса в форме плана (сценария) урока, учебного занятия. Мастерство

реализации


загрузка...