ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (06.07.2009)

Автор: Осипова Людмила Яковлевна

Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности специалиста обусловлена следующими обстоятельствами: общими тенденциями мирового развития и задачами образовательной политики России на современном этапе; праксиологическим подходом к оценке качества и эффективности современного образования, предполагающим подготовку конкурентно-способных специалистов, отвечающих вызовам современной реальности; известной оторванностью российских ученых от источников мировой литературы, от участия во всемирных конгрессах исследований будущего и др.

Вопросами компетентностного подхода к организации прогностической деятельности, развития профессионально значимых качеств специалистов-прогно-зистов, а также формирования прогностической компетентности в процессе обу-чения занимались А.Л. Андреев, В.М. Антипова, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, С.И. Григорьев, Ж. Делор, Д. Ермаков, И.А. Зимняя, Н.И. Калаков, Л.Г. Лаптев, М.И. Лукьянова, Л.А. Регуш, Е.Ф. Сабуров, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и др.

Признание исключительной значимости научно-образовательного потенциала как фактора экономического и социального развития современного общества (А.Р. Белоусов, Ю.А. Васильчук, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.Л. Матросов, И.Д. Митина, М.Н. Руткевич, Е. Слесарева, Г.И. Филонов, Ф.Э. Шереги) не должно скрывать острых противоречий, нерешенных проблем. В условиях развернувшейся научно-технической революции его дальнейшее наращивание, а самое главное – использование в народном хозяйстве явно не соответствуют новым объективным требованиям. Эта ситуация носит глобальный, планетарный характер, но особую остроту она приобрела в нашей стране в последние десятилетия.

В современной ситуации в отечественной системе образования возникло противоречие между достаточно детально разработанными представлениями о том, как и с помощью каких педагогических технологий, каких дидактических средств, на основе какого содержания образования может и должен формироваться образовательный потенциал рабочей силы, и в целом населения реформируемой страны, и отсутствием достаточно подробно разработанных представлений о том, каковы наиболее существенные условия его эффективного социального использования, какие факторы препятствуют повышению уровня социальной эффективности процесса конвертации образовательного потенциала в развитие страны, на какие конкретно общие и частные критерии социальной эффективности образования следует ориентироваться современной педагогической теории и практике при проектировании педагогических систем, как соответствующие критерии должны проецироваться в педагогические технологии и дидактические принципы, какие превентивные меры компенсации сложившихся дисфункций образовательной и социальной системы должны уже сейчас разрабатываться в рамках современного педагогического сообщества. На субъектном уровне анализа проблемы как проблемы педагогического плана имеются основания говорить о необходимости повышении уровня прогностической компетентности в прогнозировании уровня социальной эффективности образования (учащихся педагогических учебных заведений, преподавателей вузов, практикующих педагогов, специалистов по социальной работе, государственных служащих, представителей бизнеса, менеджеров системы образования и других специалистов, работающих как непосредственно в системе образования, так и в сопряженных с нею областях).

Исследование современного состояния прогностического образования показало, что в научно-методическом обеспечении прогностического образования учащейся молодежи имеются существенные недостатки: не ведется подготовка специалистов-прогнозистов в различных областях; слабо разработаны теоретико-мето-дологические основы прогностического образования, учитывающие современные социально-экономические условия развития нашего общества, что негативно сказывается на развитии его прогностической функции; терминологический аппарат теории прогностического образования нуждается в систематизации и упорядочении; многие авторы учебников, учебных пособий и монографий по-разному трактуют современные прогностические процессы и явления, что затрудняет их усвоение и применение в научно-исследовательской и учебно-практической деятельности; нет концепции непрерывного прогностического образования; нуждаются в совершенствовании имеющиеся учебные планы и программы образовательных учреждений с учетом необходимости комплексного прогнозирования.

К сожалению, проблема прогностической компетентности специалистов остается практически неразработанной, несмотря на то, что этот вид компетентности является необходимой составляющей общепрофессиональной компетентности современного специалиста, особенно в тех сферах деятельности, которые предполагают построение кратковременных и долгосрочных прогнозов, в том числе и в сере образования, с его специфическими особенностями и высокой степенью риска. Ситуация обостряется наличием неразрешенных частных противоречий между необходимостью: учета быстрого изменения социально-экономических отношений в стране и приведения в соответствие с ним содержания и характера подготовки будущих специалистов-прогнозистов; улучшения качественных и количественных показателей прогностических знаний, умений, навыков и прогностического мышления обучающихся и недостаточным использованием для этого потенциальных возможностей содержания прогностического образования и учебно-воспитательного процесса; повышения качества прогностического образования и существующей материально-технической базой учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научно-образовательных центров в различных областях.

Таким образом, на современном этапе развития мирового образовательного пространства актуализируется проблема философско-педагогического обоснова-ния исследования и прогнозирования социальной эффективности образования. Актуальность проблемы, ее неразработанность, а также потребность в компетент-ностном подходе к организации прогностической деятельности в современных образовательных системах дали возможность определить тему настоящего исследования «Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования», а выявленная совокупность проблем и противоречий позволила сформулировать научную проблему исследования: каковы те теоретические, предметно-дисциплинарные и междисциплинарные, концептуальные и методологические основания, которые могут в совокупности служить в качестве достаточно надежного инструментального базиса в процессе педагогического прогнозирования уровня социальной эффективности образования как особого объекта прогнозирования?

Целью исследования является философско-педагогическое обоснование прогнозирования социальной эффективности образования в ходе транснационального и междисциплинарного дискурса в области прогнозирования в контексте ретроспективного анализа истории развития педагогического знания, роли и места педагогической прогностики в разработке проблемы социальной эффективности образования, определение ведущих содержательных признаков прогностической компетентности специалистов по педагогическому прогнозированию в современных образовательных системах.

Объект исследования: социальная эффективность современных институтов образования, помещенных в конкретный социокультурный контекст их функционирования и трансформации.

Предмет исследования: философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования.

Ретроспективный анализ проблемы методологического обоснования иссле-дования и прогнозирования социальной эффективности образования, современного состояния проблемы, изучение отечественного и зарубежного опыта становления и развития педагогической прогностики в мировом образовательном пространстве, а также некоторых позиций транснационального и междисциплинарного дискурса в области прогнозирования социальной эффективности образования, дают основания для выдвижения в качестве гипотезы совокупности теоретически обоснованных тезисов:

- для современной педагогики и, в частности, педагогической прогностики адекватная разработка проблемы прогнозирования социальной эффективности образования в силу ее принципиально комплексного и междисциплинарного характера может и должна служить многообещающим по своим возможностям средством междисциплинарной интеграции всего педагогического знания; в зависимости от характера объекта прогнозирования педагогика при выполнении своей прогностической функции должна включать в сферу объекта прогнозирования междисциплинарную область научных знаний, раскрывающих в прогнозном плане перспективы развертывания различных социальных и социокультурных процессов;

- прогнозирование социальной эффективности образования предполагает обязательную предварительную систематическую и детальную концептуально-методологическую проработку проблемы, исходя из принципа некуммулятивности интегральных социальных эффектов образования, диктующего необходимость ориентации педагогики на использование и синтез междисциплинарных концептуальных и знаниевых ресурсов; в качестве достаточно надежной концептуальной базы, экспликативный ресурс которой до конца пока еще не исчерпан, возможно использование понятийного аппарата, возникшего и развившегося в рамках структурно-функционального подхода (Т. Парсонс, Р. Мертон), при условии критического использования ранее сложившихся представлений о функциях и дисфункциях образовательных институтов в новых социокультурных условиях;

- с учетом того, что образование активно воздействует как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни, его необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: педагогическом, экономическом и социальном; поскольку без педагогической плодотворности невозможен должный социальный и экономический эффект образования, то  педагогический аспект является превалирующим даже в рыночных условиях и при нынешнем неблагоприятном социально-экономическом положении в стране;

- в методологическом плане важно различать, с одной стороны, внутреннюю, а с другой, – внешнюю эффективность образования, причем социальную эффективность образовательных институтов для общества в целом (внешнюю эффективность) не следует смешивать и сводить к отдельным частным эффектам образования (внутренней эффективности), которые могут быть отслежены и определены на уровне рассмотрения отдельных индивидов, подвергающихся педагогическому воздействию;

- при разработке общей проблемы социальной эффективности образования необходимо дополнение динамического подхода, направленного на описание ведущих тенденций социальной динамики в условиях перемен, статическим подходом, позволяющим выстроить представление о характере социальных процессов в условиях относительной стабильности; каждый из этих подходов может раскрывать какой-либо один (или даже несколько) из равно важных аспектов описания социума, поэтому их взаимодействие как способ видения характера социальной связи необходимо рассматривать в соответствии с методологическим принципом дополнительности;

- необходимыми предпосылками получения прогноза в педагогическом исследовании являются: создание формальной модели педагогического объекта, выделение важнейших характеристик этого объекта (цели, задач, содержания, критериев оценки, средств и организационных форм функционирования реального объекта педагогической практики в будущем), получение объективных и достоверных количественных оценок этих характеристик, разработка алгоритмической модели развития объекта и проведение этапов моделирования;

- успешность педагогического прогнозирования социальной эффективности образования определяется степенью методологического, методического и концептуального обоснования технологии построения сущностных прогнозных моделей, в частности, в результате уточнения, пересмотра и реконструкции реквизита его базовых функций, а также на основе составления прогностически релевантного реквизита функций с учетом анализа сложившихся новых реалий современности, а также ведущих тенденций социальной динамики;

- представления о базовом инвариантном наборе функций института образования на современном этапе должны быть уточнены, пересмотрены и расширены с учетом того, что разработка проблемы социальной эффективности образования с использованием только лишь структурно-функционального подхода с его теоретическим концептуальным аппаратом (даже в его модифицированной форме) не может носить исключительного и исчерпывающего характера, но требует также дополнительного применения иных подходов и иных концептуальных средств;

- в состав функций современного института образования, имеющих критическое значение для его функционирования в обществе, закономерным образом следует вводить прогностическую функцию: при недостаточном развитии указанной функции, во-первых, его базовая антропогенная функция не может быть реализована в упреждающем режиме; а во-вторых, институт образования неизбежно утрачивает свою автономию как самостоятельный социальный институт; в плане прогнозирования социальной эффективности образовательных институтов важно учитывать, что их дисфункциональность по отдельным критически важным функциям может существенным образом нарушать баланс интегративных и поляризующих факторов в обществе;

- важнейшим условием обеспечения инновационно-эффективного потенциала образовательных институтов современного российского общества является освоение и развитие ими функции медиации – функции создания, поддержания и распространения в социуме так называемой срединной культуры, степень погружения в которую в целом в пределах современного российского общества в прогнозном плане может облегчить процесс преодоления диктата жестких бинарных опозиций в мышлении отдельных индивидов и социальных групп, а также содействовать формированию их адекватной идентичности, преодолению в обществено-политической жизни искажений псевдодемократии, гармоничному сосуществованию архаики и модерна, переходу к подлинной демократии справедливого общества, укреплению атмосферы неконфронтационного мультилога, социального партнерства и солидарности;

- при построении сущностных прогнозных моделей социальной эффективности образования в состав признаков прогностической компетентности специалиста по педагогическому прогнозированию должны входить как непременные ее условия признаки чувствительности к различиям и способности выносить взаимонесоразмерность; следует также учитывать, что, принимая к сведению взаимную дополнительность отдельных описаний, можно попытаться выстроить целостный непротиворечивый образ назревающих социальных изменений, который необходим для решения любых прогнозных задач, при этом сознавая, что этот образ неизбежно и по необходимости вынужден оставаться синкретичным, то есть не достаточно четким и детализированным;

- при формировании опорного авторского варианта описания реквизита функций, положенного в основу построения той или иной сущностной прогнозной модели, особо следует учитывать возможность наличия неэксплицированных неявных (латентных) функций образования, а также функций, которые в тех или иных фазах социальной динамики могут выходить на передний план либо оказываться в депривированном состоянии;

- требования к уровню прогностической компетентности специалистов по педагогическому прогнозированию, в частности, социальной эффективности образования, не могут формулироваться в некоем абстрактном виде, то есть безотносительно к результатам разработки соответствующей методологии и концептуального базиса прогнозирования данного специфического объекта прогнозирования; они должны быть уточнены, развиты и дополнены на основании результатов дальнейшего углубленного содержательного анализа проблемы, а целевые ориентиры должны быть производными от конкретных результатов разработки концептуально-методологических оснований прогнозирования;

- непременным условием разработки проблемы социальной эффективности образования является разработка критериальной характеристики, включающей индикаторы и критерии социальной эффективности образования;

- философско-педагогическое обоснование проблемы исследования предполагает выявление основных тенденций прогнозирования социальной эффектив-ности образования в условиях перехода современного общества в новое качество, с изменением как внешнего геополитического, так и внутреннего социокультурного и социо-экономического фона развития.

Таким образом, гипотеза исследования заключается в том, что совокупность условий, заключенных в данных тезисах, отражает основные тенденции, факторы и закономерности, а также механизмы успешного прогнозирования социальной эффективности образования в динамично изменяющихся условиях трансформации российского общества.

В соответствии с научной проблемой, характером цели, объекта, предмета, гипотезы исследования решаются следующие задачи:

1. На основе транснационального и междисциплинарного дискурса в области прогнозирования социальной эффективности образования осуществить понятийно-терминологический анализ и реконструкцию содержания понятия «социальная эффективность образования».

2. Рассмотреть генезис проблемы становления и развития педагогической прогностики для обобщения представлений о возможностях прогнозирования социальной эффективности образования с учетом характера общественных потребностей в модернизации современного отечественного образования.

3. Осуществить поиск и адаптацию соответствующих методологических принципов, адекватного концептуального аппарата и решений, их совмещающих, в совокупности необходимых для реализации наметившегося подхода к прогнозированию социальной эффективности образования; раскрыть общенаучные и частные принципы, на которых базируется педагогическое прогнозирование в современных образовательных системах

4. Выявить наиболее общие условия построения прогнозных моделей, необходимые предпосылки получения прогноза в педагогическом исследовании, объективные факторы и механизмы успешной реализации педагогикой своей прогностической функции.

5. Раскрыть роль и место социальной динамики и социальной статики в педагогическом прогнозировании, определить функции (дисфункции) системы обра-зования, обозначить реквизит социально-значимых функций в педагогическом прогнозировании социальной эффективности образования.

6. На основе компетентностного подхода к организации прогностической деятельности в современных образовательных системах раскрыть структуру прогностической компетентности специалиста в области прогнозирования социальной эффективности образования как способности действовать в ситуации неопределённости будущего.

7. Определить основания, которые могут в совокупности служить в качестве достаточно надежного инструментального базиса в процессе педагогического прогнозирования социальной эффективности образования, а также ее наиболее общие критерии.

8. Выявить основные тенденции социальной эффективности современных институтов образования, помещенных в конкретный социокультурный контекст их функционирования и трансформации.

Методологическую основу исследования составили:

- исследования по социальной педагогике (Блонский П.П., Борисенков В.П., Выготский Л.С., Дистервег Ф., Дьюи Дж., Лесгафт П.Ф., Люблинская А.А., Макаренко А.С., Наторп П., Пирогов Н.И., Рубинштейн М.М., Симонович А.С., Сорока-Росинский В.Н., Сорокин П.А., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Шмелева Н.Б., Якобсон Л.И. и др.);

- компетентностный подход, концепция «ключевых компетенций» и ее развитие (Бондаревская Е.В., Зимняя И.А., Кульневич С.В., Хуторской А.В. и др.);

- исследования по философии образования и социального воспитания (Антипин Н.А., Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я., Балабан М.А., Гершунский Б.С., Колесников В.А., Краснухина Е.К., Кусжанова А.Ж., Кутьев В.О., Липская Л.А., Маркова О.Ю., Симоненко Т.И., Огурцов А.П., Платонов В.В., Манхейм К., Феоктистов Г.Г. и др.);


загрузка...