Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации (06.07.2009)

Автор: Орлов Михаил Олегович

В процессе исследования установлено, что глобальные риски способствуют ограничению стратегических дискурсов экономики, актуализация планетарных угроз требует от мирового сообщества осознания степени ответственности перед лицом надвигающихся проблем общечеловеческого масштаба, создания нового экономического порядка, основывающегося на социальной ответственности, реализуемой в соответствии с универсальной ценностью цивилизационно-планетарного жизнесозидания. Принцип дискурсивного управления требует равноправия всех заинтересованных сторон, участвующих в дискуссии, отказ и неприятие дискурсивных ценностей приведет к глобальной катастрофе.

Тесная связь между экономической, культурной и политической сферой социума приводит к тому, что малейшие кризисные ситуации, возникшие в одной из этих областей, объективно сказываются и на других. Поэтому требуется грамотное управление, социальный контракт, роль которого сейчас выполняют принципы социально-ориентированного государства. Позитивное значение в этом отношении приобретает и поиск оптимальных моделей дискурсивной регуляции глобальных трансформаций.

В третьем параграфе «Модели дискурсивной регуляции глобальных трансформаций социокультурного пространства» рассматриваются изменения в культурной среде социума, вызванные глобализационными процессами. Социокультурная среда является, собственно говоря, тем пространством, в котором находят свое воплощение социальные и политико-экономические процессы. Диссертант выдвигает гипотезу, что социокультурное пространство является динамической системой, ритмы которой обусловлены особенностями коммуникативного взаимодействия между социальными и индивидуальными субъектами, инициирующими институциональные и ценностные трансформации в культуре глобализирующегося мира. Методологический ресурс дискурсивной теории позволяет определить культуру как совокупность знаний, которая позволяет находить участникам коммуникативного пространства идентичные интерпретации в процессе достижения взаимопонимания. Культура помогает найти и сохранить принадлежность индивида к той или иной группе и при этом не потерять собственную идентичность, характеристики, позволяющие говорить об индивиде как о личности. Именно поэтому в условиях социальной динамики глобальных процессов ведущая роль в культуре отводится коммуникации.

В результате исследования предложены авторские модели социальной динамики, основанные на коммуникативной регуляции взаимодействия культур. Так, завершающая этап своего господства вестернизационная модель связана с всемирным масштабом тотальной трансляции западно-американских ценностей. Составляющими модели являются, во-первых, тенденция поглощения отдельных локальных культур и субкультур. Во-вторых, новые возможности, которые предоставляет коммуникация, позволяют странам, успешно ориентирующимся в условиях глобализации, наращивать свою экономическую и политическую мощь, в-третьих, ассимилировать и колонизировать культурное пространство, тем самым, разрушая систему локальных культур. Ресурсом данной модели являются следующие компоненты международной коммуникации: развитие международного туризма; развитие общего языка международного общения, признанного всем мировым сообществом; увеличение и углубление научных контактов; международный образовательный обмен; развитие международных средств массовой информации; развитие сети Интернет и электронной почты. Все это позволило Западноевропейской цивилизации интенсифицировать коммуникативное пространство, унифицируя культурные стандарты продуктов культуры, которые образовали общество массового потребления, чьи патологии вызвали в начале XXI века системный социально-экономический кризис.

Дестабилизационная модель выражает противостояние западноамериканского и незападного мира, обусловленное доминантой конфронтационного управления на международном уровне. Составляющими модели являются, во-первых, нарушение репродуктивных ритмов культуры, так как именно они становятся тем основанием, которое обеспечивает устойчивое состояние общества. Во-вторых, формируемая в течение не одного столетия традиционная культура теряет свою идентичность, подвергаясь тем самым угрозе распада. В-третьих, культура любого сообщества – это своего рода транслятор системных закономерностей, обладающий большой потенциальной силой, способной положительно влиять на все системные области общества. Дестабилизация и разрушение этого важного элемента ведет к общему кризису социальных систем, который с наибольшей вероятностью приведет к возникновению новых моделей организации социальной динамики: к обществу экономии ресурсов, и далее, во второй половине XXI века – к обществу глобального дефицита.

Ассимилятивно-религиозная модель формируется религиозными системами, поскольку они имеют традиционно прочную связь с общественными институтами, ценностями и господствующим в социуме мировоззрением. Составляющие модели определяются, во-первых, тем, что именно в религии на протяжении довольно долгого времени воплощалась идея глобального. Во-вторых, признаки глобализации в религиозной сфере проявляются, прежде всего, в презентационизме религий, существующих в мире. В-третьих, социальная динамика по своей сути выполняет некоторые функции, присущие религии – провозглашение общечеловеческих ценностей и формирование особого взгляда на личность. В-четвертых, четко проявляющаяся тенденция, согласно которой религиозные образования претендуют на ассимиляцию социальных групп в рамках традиционно-консервативных ценностей, что компенсирует психологическое давление кризисного социума начала XXI века, и одновременно содержит опасность развития сепаратизма, экстремизма и терроризма.

Ассимилятивно-религиозная модель конституируется в условия неоархаики. Базовые функциональные виды деятельности архаичного человека (биосоциальное воспроизводство, борьба и агрессия, ориентация на сакральное), способствуют организации такой управленческой модели, которая демонстрирует беспрецедентно высокий уровень организационной культуры, как в религиозно-традиционных сообществах, так и в современных транснациональных корпорациях. Предполагается что, эффективный управленец должен объединять в себе развитые способности к «родительскому», «героическому» и «жреческому» типам взаимодействия, акцентируя их в зависимости от специфики конкретной ситуации, что будет способствовать эмоциональному, целевому и идейно-ценностному единству организации.

Наиболее эффективная в условиях системного кризиса модернизационно-традиционалистская модель успешно реализуется в сфере китайской социокультурной политики. Применяемые элементы коммуникативной регуляции способствуют сохранению традиционных ценностных доминант и позволяют выработать программу устойчивого развития государства в глобальном мире. Данная стратегия обладает теоретико-методологическим потенциалом и для российской социальной политики. Характеристикой этой модели является представление процесса глобализации как явления амбивалентного по своей сути. С одной стороны, глобальная динамика способствует интегративным процессам, создает мощный экономический и политический потенциал для мирового сообщества. Это воздействие глобализации оценено социальными философами Китая позитивно. Негативная же сторона связана с угрозой национальной и культурной самоидентификации. Ценностным ориентиром модели регуляции социокультурных трансформаций является поддержание тенденций, направленных на глобализацию в области политики и экономики с одновременным сопряжением достижений в сфере образования и предохранением их от влияния процессов гомогенизации, привносимых глобальной динамикой. Данная модель стимулирует тенденцию социокультурного расширения Китая.

Наращивание оснований для эффективного коммуницирования на уровне международной экономики и политики возможно только при сохранении государственной и национальной целостности перед вызовами глобальной динамики. Это достижимо одновременным использованием инновационного технико-технологического ресурса и сохранением основополагающих культурных традиций национального государства. Институциональная корреляция традиционных духовных ценностей с достижениями инновационной экономики и производства, ориентация на универсальную виталистическую ценность сохранения жизненного мира, готовность к открытому диалогу и партнерству на международном уровне могут быть интерпретированы, как модель цивилизационно-планетарного жизнесозидания. Прогнозируя дальнейшие изменения ритмов и форм социальной динамики глобальных процессов, можно говорить и об альтернативных стратегиях управления ими, однако проблемы человека и ценностного бытия личности должны оставаться перспективными методологическими ориентирами философского проектирования постсовременного мира.

В заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейших исследований.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

Монографии:

Орлов М.О. Постклассическая парадигма социальной динамики: философский анализ. М.: Мрежа, 2007. 160с. 16 п.л.

Орлов М.О. Социальная динамика глобального мира. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 256с. 17,8 п.л.

Орлов М.О.,  Устьянцев В.Б., Акимова Н.А., Аникин Д.А. и др. Коллективная монография: Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты. Саратов: Наука, 2006. 289с. 18 п.л. / 1,5 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Орлов М.О., Листвина Е.В. Жизненное пространство цивилизаций // Философия и общество. 2007. № 1. С. 174-190. 1 п.л. / 0,5 п.л.

Орлов М.О. Права человека и их нравственные основы в глобальном мире: христианский взгляд // Власть. 2007. № 11. С. 103-109. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Социальная динамика в эпоху глобализации // Власть. 2007. № 12. С. 64-67. 0,5 п.л.

Орлов М.О., Аникин Д.А. Религиозный фактор и террористические риски в глобальном мире // Религиоведение. 2008. № 1. С. 113-123. 0,5 / 0,3 п.л.

Орлов М.О. Место и роль религии в глобальных процессах современности // Власть. 2008. № 4. С. 91-95. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений // Власть. 2008. № 5. С. 66-70. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Социально-политические факторы динамики глобальных процессов // Власть. 2008. № 8. С. 84-89. 0,5 п.л.

Орлов М.О., Данилов С.А. Роль коммуникации в политической жизни современного общества // Философия и общество. 2008. № 4. С. 126-132. 0,5 / 0,4 п.л.

Орлов М.О. Социально-философские аспекты динамики глобальных экономических институтов // Власть. 2008. № 10. С. 94-99. 0,5 п.л.

Орлов М.О., Данилов С.А., Аникин Д.А. Исламский терроризм в глобальном мире: социально-философский анализ // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 307. С. 32-38. 0,5 / 0,3 п.л.

Орлов М.О., Данилов С.А. Государство, общество, религия в пространстве западноевропейской цивилизации // Известия Саратовского университета. Новая серия: философия, психология, педагогика. 2008. Выпуск 1. Т. 8. С. 20-27. 0,9 / 0,5 п.л.

Орлов М.О. Дискурсивное управление социальной динамикой глобальных процессов: социально-политическая сфера // Известия Саратовского университета. Новая серия: философия, психология, педагогика. 2009. Вып. 1. Т. 9. С. 34-40. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Социальная динамика глобализирующейся культуры: подходы и методология // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. № 5-6. С. 65-68. 0,5 п.л.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

Орлов М.О. Социоантропологический взрыв в духовном пространстве цивилизации // Современная картина мира: общество, время, пространство: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во СГУ, 2001. С. 154-160. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Восприятие философского знания в образовательном процессе // Философия образования в пространстве классического университета: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во СГУ, 2001. С. 40-44. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Отображение информационного общества в романе В. Пелевина «Чапаев и пустота» // Русский роман XX века: духовный мир и поэтика жанра. Саратов: Изд-во СГУ, 2001. С. 88-95. 0,5 п.л.

Орлов М.О. О концептуальных положениях синергетической парадигмы // Философия науки: идеи, проблемы перспективы развития: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во СГТУ, 2002. С. 167-175. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Социальные процессы в пространственно-синергетическом измерении // Актуальные проблемы современного менеджмента: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во СГТУ, 2002. С. 110-117. 0,5 п.л.

Орлов М.О. Учение В.С. Соловьева о Богочеловечестве в пространстве социальной динамики // Философия и жизненный мир человека. Саратов, 2003. С. 136-143. 0,5 п.л.

Орлов М.О., Данилов С.А. Динамика стабильности и нестабильности как фактор социокультурной эволюции // Перспективы культурно-цивилизационной эволюции общества. Саратов: Изд-во СГТУ, 2003. С. 63-71. 0,7 / 0,4 п.л.

Орлов М.О. Динамизм в учении В.С. Соловьева о Богочеловечестве //  Соловьевские исследования. Иваново: Изд-во ИПГУ, 2003. Вып. 6. С. 212-220. 0,5 п.л.

Орлов М.О., Данилов С.А. Методология анализа социальных процессов: энергийный аспект // Современная парадигма социально-гуманитарного знания: Сб. науч. статей. Саратов: Научная книга, 2004. С. 153-162. 0,5 / 0,25 п.л.

Орлов М.О. Динамика кантовского априоризма в системе философского знания // И. Кант, неокантианство и Г. Коген: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во СГУ, 2004. С. 94-121. 0,5 п.л.


загрузка...