Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации (06.07.2009)

Автор: Орлов Михаил Олегович

Орлов Михаил Олегович

Социальная динамика:

философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации

Специальность 09.00.11 —

социальная философия по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Саратов — 2009

Работа выполнена в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского

Научный консультант доктор философских наук, профессор Рожков Владимир Петрович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Гирусов Эдуард Владимирович, Московская государственная академия делового администрирования

доктор философских наук, профессор Демидов Александр Иванович, Саратовская государственная академия права

доктор философских наук, профессор Хохрина Елена Николаевна, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Ведущая организация Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится «2» октября 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 по присуждению ученой степени доктора философских наук при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. XII, ауд. №203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Автореферат разослан «___» ________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Листвина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Среди проблемных областей социальной философии важнейшей представляется концептуализация оптимальных моделей регуляции социальной динамики глобализирующегося мира. Именно постижение закономерностей и особенностей социальной динамики приближает нас к пониманию самой сути и смысла социального бытия, способствует определению теоретико-методологических программ предотвращения и минимизации глобальных угроз и системных рисков современности.

Прежде всего, реалии сегодняшнего дня заставляют обратить внимание на противоречивые процессы глобализации, именно они в условиях современности являются причиной масштабных изменений в обществе. Концепт «глобализация» – это аналитический фокус и теоретическая перспектива тех изменений и новых явлений, которые возникают в социальной реальности. С помощью теоретико-методологической рецепции данного концепта открывается актуальная перспектива постижения логики трансформаций и самой природы политических, экономических и духовно-культурных процессов на всех уровнях человеческого общества. При значительном количестве трудов в данной области существует дефицит социально-философских работ, носящих методологическую значимость. Имеющиеся исследования обладают преимущественно эмпирический и фактологический характер; к их недостаткам можно причислить существенные расхождения в категориальном аппарате. В настоящее время термин «глобализация» становится наиболее употребляемым, но остается при этом и наименее проясненным. Таким образом, актуальным является разработка и уточнение категориального аппарата социальной философии, направленного на описание специфики трансформаций и логики изменений современного социума в условиях глобализации.

Поскольку процессы глобализации объединяют в себе многочисленное число аспектов социальной жизни, которые варьируются по ширине охвата – от локальных до планетарных, обладая при этом разной динамикой и направленностью, нет никаких оснований считать глобализацию завершением или остановкой социальных изменений. В таких условиях важна и необходима философская рефлексия, так как только в рамках последней возможно выявить сущностные, глубинные характеристики глобализации. Социально-философский анализ этого феномена позволит вести более конструктивный и концептуальный диалог между исследователями в данной области. Неизбежно возникает потребность в критическом пересмотре и реконструкции ряда классических категориальных оснований теории общественного развития и социального управления. Наиболее перспективной в данном контексте представляется разработка постклассической парадигмы мышления и использование соответствующего теоретико-методологического инструментария, позволяющего прояснить соотношение таких понятий, как социальная динамика, глобализация, социальное управление, этические императивы и традиционные ценности.

Кризисный характер современного глобального мира приводит нас к вопросу о том, какие управленческие стратегии и универсальные ориентиры, являясь наиболее значимыми и эффективными, соответствуют ценностям устойчивого функционирования системы «человек – природа – общество». Не менее важной остается проблема– как долго будет сохраняться это переходное состояние и когда оно сменится более стабильным. Интенсивные социальные изменения привели к актуализации методологических вопросов, связанных с концептуализацией управленческих практик: глобальной, межгосударственной, государственной, региональной, локальной. Каждая из этих систем управления связана с процессами глобализации и отличается механизмами, задачами и целями, а также объектом, на который направлено непосредственное влияние.

В контексте глобальной динамики актуальным является анализ природы глобальных угроз и системных рисков. Различные рискогенные ситуации становятся все более заметными явлениями, влияющими на динамику общественных процессов, жизненный путь социальных сообществ и жизненный путь человека. Для социальной философии сегодня особенно важен анализ возможных последствий различного рода экологических катаклизмов, а также предупреждение возможных негативных исходов технической и научной деятельности человечества. Если мы говорим о глобальных угрозах и социальных рисках как о реалиях современного общества, то это означает, что в данной социальной структуре отсутствует методологическая программа эффективного управления и система устойчивых этических императивов. Наиболее оптимальным в данных условиях представляется анализ коррекции социальных процессов в контексте коммуникативных ценностей.

Актуальность исследования социальной динамики глобальных процессов с философско-методологических позиций связана с тем, что глобализация обусловлена не только трансформацией локальных областей социальной системы – экономики, политики, культуры, науки, но и с более масштабными проблемами – ценностями становления и развития современной цивилизации. Глобализация тем самым выходит на антропологический уровень: в центре внимания – человек, его сущностные характеристики, сознание, общественные цели и идеалы, основополагающим из которых является ценность цивилизационно-планетарного жизнесозидания.

Концептуализация коммуникативных основ социальной динамики способствующих сохранению жизненного мира человеческой цивилизации – такова одна из важнейших задач, стоящих перед современной социально-философской мыслью.

Степень разработанности проблемы

Само понятие «социальная динамика» обладает теоретико-философской претензией на универсальную интерпретацию общественных явлений любых уровней, в том числе и глобальных масштабов. Однако в отечественной литературе данной дефиниции до последней четверти XX века отказывалось в статусе научной категории. Тем не менее, с начала 90-х годов прошлого века в связи с интенсификацией глобальных процессов ряд авторов проявляет интерес к термину «социальная динамика».

В классической парадигме понятие «социальная динамика» рассматривается как отражение всей совокупности многообразных изменений социальной реальности, однако уже на данном теоретико-методологическом уровне мы наблюдаем концептуальную связь социальной динамики и процессов глобальных масштабов. Историцистский подход имеет существенное значение для изучения проблем социальной динамики и формирования проблемного поля глобальных процессов благодаря исследованиям Э.В. Ильенкова, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, С.Э. Крапивенского. Прогрессистский подход имеет прочную методологическую базу и устоявшуюся традицию рассмотрения социальной динамики, представленную А.П. Бутенко, И.А. Гобозовым, Н.Г. Козиным, И.Я. Левяш, Г.С. Ливановым, А.А. Макаровским, К.Х. Момджяном, А.И. Уткиным.

В неклассической парадигме наиболее четко и последовательно формируется представление о социальной динамике глобальных систем. Программно-методологический интерес и ценность здесь представляют работы О. Контао и П. Сорокинао: авторам удалось наиболее полно и содержательно применить цивилизационный и системно-функциональнальныйо подходы, сформулировать концепции социальных изменений, отражающие темп, фазы и стадии социальных преобразований, т.е. процесс перехода системы от одного уровня развития к другому.

Концепция локальных цивилизаций, определяющая общество как систему, которая обладает своим жизненным циклом, этапами, стадиями и фазами развития, представлена в исследованиях Н.Я. Данилевского, П. Сорокинао, А. Тойнбио, О. Шпенглерао. В неклассическойо парадигме производится критический пересмотр методологических коллизий однолинейныхо моделей социальных изменений, осуществляется ориентация категорий социальной философии на глобальные преобразования, актуализируется рассмотрение таких понятий, как исторический процесс, социальная революцияо, социальная эволюцияо, социальный кризис в трудах Дж. Девиса, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А. Кинга, К. Маркса, Т. Стокпол, В.С. Соловьева, Дж. Тернерао, Ф. Хайекао, Б. Шнайдера, Л. Эдвардсао, С. Айзенштадта.

Перспективные подходы к анализу управления процессами социальной динамики отражены в трудах таких российских ученых, как Р.Ф. Абдеев, Ю.П. Аверин, С.В. Алешня, В.Г. Афанасьев, В.А. Бокарев, Э.Г. Винограй, А.И. Демидов, В.Н. Иванов, Е.В. Ушакова. В исследовании мы также опираемся на фундаментальные труды зарубежных ученых, специалистов по теории и организационной практики управления: М. Амстронг, И. Ансофф, М. Марков, У. Мастенбрука, А. Файоль.

Постклассическая парадигма определяет объектом своего рассмотрения динамичность и нестабильность социальных систем, усматривает доминантную роль информационных процессов в становлении глобального мира и трансформации человеческой субъективности, оперирует целым рядом перспективных подходов и методологических программ.

Постклассические основания философии и методологиио науки, применимые к социальным преобразованиям, разрабатываются в отечественной философской традиции П.П. Гайденкоо, В.Н. Гасилиным, С.Ф. Мартыновичем, В.С. Степиным, В.Н. Федотовой.

Пространственный подход к процессу социальной динамики глобальных процессов представлен в концепциях Р. Будонао, П. Бурдье, Э. Гидденсао, К. Левинао, Ю. Хабермасао, Р. Харрео, М. Хоркхаймерао. В данном контексте представляют непосредственную ценность работы представителей саратовской философской школы, которыми являются Я.Ф. Аскино, В.П. Барышков, А.И. Демидов, О.А. Лосева, В.П. Рожков, В.Б. Устьянцево, О.Ф. Филимонова, В.Н. Ярскаяо.

Цивилизационный подход, отражающий условия глобальных трансформаций, используется в трудах современных исследователей К.Х. Делокарова, А.А. Зиновьева, Э.В. Гирусова, С. Кара-Мурзы, Н.М. Мамедова, Г.Г. Пирогова, И.М. Подзигуна, А.Д. Урсула. Серьезное значение сценариям цивилизационного развития России в глобализирующемся мире придают в своих научных статьях В.А. Сурков и А.В. Коновалов. Геополитические принципы в анализе глобальных трансформаций представлены Ж. Аттали, З. Бжезинским, Ф. Ратцелемо, К Хаусхоферомо, С. Хангтингтоном; российскими исследователями – А. Дугинымо, К.С. Гаджиевымо, А.С. Панаринымо, К.В. Плешаковым, А.Н. Чумаковым.

Неоэволюционизм глобальных процессов рассматривается в работах И. Валлерстайна, Ван Мэна, Дж. Стьюардса, Дж. Форрестера. Проблема социального кризиса глобальных систем представлена в трудах В.И. Арнольда, Дж. Сороса, Ф. Фукуямы, а также российских исследователей – Э.А. Азроянца, А.Д. Базыкина, Э.В. Гирусова, Ю.А. Кузнецова, В. Павленко, Д.Ю. Стиглица, А. Хибник, Е.Н. Хохриной. Рискогенная динамика глобального общества анализируется в работах У. Бека. Продолжателями заданной исследовательской программы в России явились И.А. Афанасьев, С.А. Данилов, А.В. Иванов, В.Б. Устьянцев, О.Н. Яницкий. Анализ основных черт глобализирующегося социума содержится в теории информационного (постиндустриального) социума, осмысленной Д. Беллом и О. Тоффлером, разрабатываемой в работах отечественных ученых – В.Ф. Анурина, В.Л. Иноземцева.


загрузка...