Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании (06.07.2009)

Автор: Майковская Лариса Станиславовна

На первом этапе (1996-2000 гг.) изучалась литература по проблеме исследования; разрабатывались его базовые методологические характеристики и теоретико-методические основы; выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; разрабатывался инструментарий планируемых социологических исследований; проводилось пилотажное социологическое исследование, направленное на выявление корреляционных связей между музыкальными предпочтениями и коллективным поведением различных этнических групп (г. Ашхабад, 279 респондентов-учащихся ТГНК, ТГУ, ТГПИ), а также исследования, позволяющие определить уровень развития этнокультурной толерантности у музыкантов и представителей иных профессий с целью подтверждения исходных гипотез (г. Краснодар, 180 респондентов-учащихся КГУКИ).

На втором этапе (2001-2005 гг.) разрабатывались теория и методика воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства; проводилась серия повторных социологических исследований, позволяющих выявить наличие (отсутствие) этнокультурной толерантности у музыкантов и не музыкантов (г. Москва, 422 респондента-учащихся МПГУ, МГУКИ, МАИ); разрабатывался диагностический инструментарий (показатели, параметры, критерии оценки, опросники, задания), посволяющий фиксировать уровень готовности педагога-музыканта к формированию этнокультурной толерантности учащихся в процессе музыкальных занятий; разрабатывался специальный курс «Этнокультурная толерантность в теории и практике музыкального образования».

На третьем этапе (2005-2007 гг.) создавалась концептуально-технологическая модель подготовки педагога-музыканта к формированию этнокультурной толерантности школьников в процессе музыкальных занятий; проводилось диагностическое исследование исходного уровня готовности педагогов-музыкантов к формированию этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства (78 человек в экспериментальной группе и 75 человек в контрольной группе – учащихся МГУКИ и МПГУ); осуществлялась экспериментальная работа по внедрению спецкурса в вузовский учебно-воспитательный процесс; проводилась педагогическая практика студентов в школах (№№ 45, 687, 825, 828, 232, 899, 1285, 1508, 601 г. Москвы).

На четвертом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялось контрольное обследование уровней готовности педагогов-музыкантов к формированию этнокультурной толерантности школьников в процессе музыкального образования; систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента; производилась обработка данных; уточнялись теоретико-методические выводы; подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– разработана и внедрена авторская концепция, включающая методологическое обоснование феномена этнокультурной толерантности в музыкальном образовании, теорию и методику воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства, концептуально-технологическую модель подготовки педагога-музыканта к формированию данного качества личности учащихся в процессе музыкальных занятий;

– теоретически и эмпирически подтверждена возможность эффективного формирования этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства и осуществления вузовской профессиональной подготовки педагога-музыканта к воспитанию этнокультурной толерантности школьников в процессе занятий музыкой;

– выявлены основные тенденции в изменении социальных функций музыкального искусства: девальвация культовой (секуляризация обрядов, их условно-символическое значение) и классовой роли искусства; значимость национально-идеологической функции искусства в регулировании межнациональных отношений; усиление роли комфортной (гедонистской, релаксационной) функции искусства; повышение значимости функции искусства как социального идентификатора);

– определен алгоритм изучения музыкальных культур различных этнических традиций (от постижения музыки своего народа к восприятию музыки народов мира), исходя из базового тезиса о том, что основой этнокультурной толерантности является позитивная этническая идентичность;

– доказано – на основе выявления корреляционных связей между музыкальными предпочтениями и этнокультурной толерантностью, – что лица с более широким спектром музыкальных предпочтений более терпимы к представителям иных этнических групп;

– установлено, что музыкальное искусство может выступать в качестве своеобразного индикатора межнациональных отношений в социуме;

– разработана теория и методика воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства, включающая положения:

о сущности феномена этнокультурной толерантности, рассматриваемом в контексте музыкального образования как интегративное качество личности, которое формируется в процессе познания музыкальной культуры различных этнических традиций и проявляется в доброжелательном отношении ко всем нациям, основанном на понимании (осознании) и приятии особенностей психологии и культуры разных этносов;

об основных составляющих этнокультурной толерантности (эмпатия, музыкально-языковая восприимчивость, рефлексия, флексибельность и диалогичность мышления, саморегуляция, самоконтроль), фиксирующих ее сущностные свойства в процессе постижения музыки различных этнических традиций;

о принципах формирования этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства (принцип поликультурного музыкального образования; принцип диалоговой направленности обучения; принцип ценностного постижения музыки; принцип межкультурного взаимодействия в процессе познания музыки разных этнокультурных традиций);

об этапах формирования этнокультурной толерантности в процессе музыкального образования (первый этап – изучение музыкальной культуры своего народа, которая узнается, «вспоминается» генетической памятью посредством актуализации глубинных архетипов и организации «точки удивления» при столкновении с различными культурными инвариантами воплощения этих архетипов; второй этап – знакомство и освоение музыкальной культуры разных этнических традиций через выявление в них «общего» и «особенного», осознание единства общечеловеческих ценностей, межкультурных различий и сходства культур на духовно-нравственных основах);

о формах функционирования этнокультурной толерантности в музыкально-образовательном пространстве общеобразовательной школы (в качестве установки на либеральное принятие моделей учебных планов и программ; как толерантное поведение преподавателей по отношению к учащимся и коллегам, а также учащихся к преподавателям и друг другу; как олицетворение плюрализма, свободного выражения своих музыкально-культурных интересов, потребностей, взглядов; как готовность принимать духовно значимые ценности музыкального искусства «Другого» в условиях «толерантного музыкального пространства»; как проявление уважения к «чужой» музыкальной культуре и ее представителям);

о педагогических условиях, необходимых для эффективного формирования этнокультурной толерантности школьников на уроках музыки (включение в репертуар музыкальных занятий подлинно художественных народных, классических и современных произведений разных стран, способных вызывать у учащихся активный интерес; создание необходимой художественно-творческой атмосферы и поликультурной среды, в которой развиваются субъект-субъектные (учитель – ученики) и субъект-объектные (учитель, ученики – музыка разных народов) отношения; развитие музыкально-языковой восприимчивости, эмпатии, рефлексии, гибкости и диалогичности мышления в процессе постижения музыки разных этнических традиций; художественная направленность коммуникативной деятельности учителя музыки и учащихся; активная музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся на основе познания различных этнокультурных обычаев, традиций, обрядов и т.д.);

– создана концептуально-технологическая модель подготовки педагога-музыканта к воспитанию этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства, основанная на системно-синергетическом, аксиологическом, герменевтическом, культурологическом и поликультурном подходах, в рамках которой:

разработаны и обоснованы логико-содержательные компоненты данной подготовки (мотивационно-ценностный, логико-конструктивный и художественно-операциональный);

определены и теоретически обоснованы педагогические условия профессиональной подготовки педагога-музыканта к формированию этнокультурной толерантности учащихся в процессе музыкальных занятий: а) разработка основных положений теории и методики воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства, являющихся базовыми для создания концептуально-технологической модели подготовки педагога-музыканта в данном направлении; б) создание спецкурса «Этнокультурная толерантность педагога-музыканта в теории и практике музыкально-педагогического образования»; в) разработка и использование диагностической методики, позволяющей фиксировать уровень данной подготовки педагога-музыканта; г) обеспечение в учебном процессе единства теории и практики (лекции, семинары, практические занятия в виде художественно-коммуникативного тренинга, педагогическая практика);

выявлены и обоснованы приоритетные качества личности педагога-музыканта, необходимые для эффективного формирования этнокультурной толерантности школьников на занятиях музыкой (артистизм, музыкальность, эмпатия, личностная профессиональная позиция, широкий кругозор, умение создавать эмоционально-творческую атмосферу в процессе художественно-коммуникативной деятельности);

разработана эффективная технология формирования этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства, направленная на обеспечение межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ в многонациональном государстве;

предложена технология развития этнотолерантного самосознания педагога-музыканта, включающая когнитивный, эмоционально-волевой (аффективный) и поведенческий компоненты.

разработана методика диагностики уровней формирования готовности педагога-музыканта к воспитанию этнокультурной толерантности школьников средствами музыкального искусства, включающая их классификацию, параметры, критерии оценки, опросники и систему заданий.

Теоретическая значимость исследования:

Разработана авторская концептуально-технологическая модель подготовки педагога-музыканта к формированию этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства, развивающая научное представление о профессиональной педагогической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе. Разработана теория воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства. Введены в научный оборот новые блоки знаний: об этнокультурной толерантности с позиций реализации в музыкальном образовании диалоговой межкультурной коммуникации, представляющей собой способ включения «чужого» бытия в «моё», и наоборот; о феномене этнокультурной толерантности в ракурсе проблемы постижения духовных ценностей, заложенных в музыкальной культуре, и ценностных ориентаций личности (что позволило выдвинуть и доказать гипотезу о том, что этнокультурная толерантность является одним из важнейших принципов педагогики музыкального образования); о взаимодействии музыкальных традиций Востока и Запада в контексте его влияния на преодоление границ межкультурного диалога; о сущности музыкального языка с точки зрения герменевтического подхода и идеи о его универсальности (в связи с чем был подтвержден вывод о том, что восприятие музыкального фольклора разных народов обеспечивается структурно-типологической общностью архетипов интонирующего сознания, связанных с всеобщим пониманием духовных ценностей, не требующих перевода, а также сходными для всех культур способами общения – интонацией и движением).

Расширено терминологическое поле проблемы формирования этнокультурной толерантности средствами музыкального искусства: охарактеризованы понятия «эмпатия», «музыкально-языковая восприимчивость», «рефлексия», «диалог», «флексибельность мышления», «самоуправление» и «самоконтроль», фиксирующие сущностные свойства феномена этнокультурной толерантности в музыкально-образовательном пространстве. Выявлен и обоснован воспитательный потенциал музыкального искусства как средства формирования этнокультурной толерантности личности. Теоретически обоснованы функции (информационная, регулятивная, аффектно-коммуникативная), логико-содержательные основы структурных элементов (мотивационного, содержательного, художественно-исполнительского) художественно-коммуникативной деятельности педагога-музыканта, направленной на воспитание этнокультурной толерантности учащихся в процессе музыкальных занятий. Определен алгоритм проявления этнокультурной толерантности в процессе восприятия музыки разных народов, который заключается, в первую очередь, в стремлении познать музыкальную культуру того или иного этноса, в способности понять ее музыкальный язык, проникая в сущность глубинных архетипов определенной этнокультурной традиции, и, как следствие – принять эту культуру. Охарактеризованы различные виды деятельности педагога-музыканта (конструктивная, музыкально-исполнительская, организаторская, исследовательская) в контексте воспитания этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства. Теоретически обоснована проблема создания художественно-творческой атмосферы на уроках музыки как необходимого педагогического условия формирования этнокультурной толерантности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

     – разработанная методология исследования феномена этнокультурной толерантности в области музыкального образования может быть применима как в научно-исследовательском, так и в учебном контексте;

     – сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем педагогики музыкального образования, а также исследований, связанных с развитием этнокультурной толерантности личности как учителя музыки, так и учащихся;

     – полученные данные, системно-организованные материалы и технологии могут быть использованы в разработке учебных и исследовательских программ, спецкурсов, спецсеминаров, музыкально-педагогических практикумов, курсов повышения квалификации специалистов в области музыкального образования;

     – подготовленные соискателем учебные пособия для студентов высших учебных заведений (обучающихся по специальности 030700 – Музыкальное образование), рекомендованные УМО по специальностям педагогического образования, а также учебные программы и методические разработки активно внедряются в практику вузовской подготовки педагога-музыканта, переподготовки специалистов на курсах повышения квалификации;

– разработанные в исследовании теоретико-методические положения нашли свое применение в диссертациях и студенческих выпускных квалификационных работах, научным руководителем которых является соискатель;

– разработанные научно-методические рекомендации по реализации технологии формирования этнокультурной толерантности у учащихся, а также диагностический инструментарий могут быть использованы преподавателями художественных дисциплин в учебных заведениях различного типа;

– предложенный комплекс творческих заданий и упражнений по развитию артистизма, формированию умений и навыков создавать эмоционально-творческую атмосферу в процессе художественно-коммуникативной деятельности, направленной на формирование этнокультурной толерантности школьников, может использоваться учителями музыки и студентами в процессе самостоятельной работы.

Достоверность результатов исследования обусловлена: совокупностью исходных методологических и теоретических положений, использованием исторического и деятельностных подходов в комплексной методике исследования, адекватной объекту, цели, задачам исследования; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, подтвержденных в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов; длительным характером изучения педагогической практики в школе и вузе, применением математических методов обработки результатов, проведением качественного и количественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 50 публикациях автора (общий объем – 90,3 п.л.).

Апробация результатов исследования осуществлялась:


загрузка...