Развитие методологии исследования экономики благосостояния на основе теории элит (06.07.2009)

Автор: Лавров Игорь Валентинович

Богатство и связанные с ним категории собственности и деятельности, включая труд и управление, относится, по мнению автора, к конститутивным элементам современной цивилизации. Богатство – нормативное экономическое понятие – представляет вместе с тем и категорию нравственную: богатство может получать высокую или низкую оценку, его роль в человеческой жизни может пониматься по-разному, так как хозяйственная деятельность во всем ее объеме является важнейшей составной частью взаимодействия человека с миром и его творческого воздействия на мир.

Автором предлагается следующее синтетическое (нормативно-позитивное) определение богатства: богатство есть мера возможного в действительности. При этом необходимо принимать во внимание, что мера имеет качественные и количественные аспекты. Со стороны качества богатство измеряется степенью использования благ (степенью комфорта). Количественный аспект богатства раскрывается в ценах, цены отражают его стоимость как денежного богатства, и оно становится предметом оценки во временном масштабе с точки зрения текущих, прошлых и будущих периодов использования. Иначе говоря, богатство – это стоимость комфорта, выраженная в текущих ценах. Концептуализация категории богатства необходима для понимания социокультурной и деонтологической основы современной мировой и российской национальной экономики. К тому же экономическая теория богатства отражает менталитет и жизненные установки наций, классов и социальных групп. Поэтому концепция богатства и труда, доминирующая в обществе, задает императивы поведения, формирует идеалы, которыми руководствуются члены этого общества. Согласно авторскому подходу, основными параметрами формирования концепций богатства и труда в обществе являются их цель и сущность. Логика рассмотрения цели богатства в истории экономической мысли, как показывает автор, реализует хозяйственную или экономическую, а его сущности – биосоциальную или социокультурную трактовку (табл.4).

Как следует из табл. 4, интерпретация сущности богатства в истории и теории экономической науки в наиболее абстрактном виде сводится, согласно автору, к двум альтернативным схемам объяснения: первая схема основана на сведении (редукции) многообразия форм богатства к некой их естественной субстанции, например, к психосоматическим и физиологическим затратам человеческого труда (именно в таком качестве труд анализируется в «Капитале» К. Маркса) или к кортикализации денег как основной формы экономического богатства (этот физиологический аспект денег дан в «Философии денег» Г. Зиммеля).

Вторая объяснительная схема в исследовании сущности богатства опирается на разновидность дедукции – на логические связи так называемой традукции – движения познания от старого знания к новому знанию равной степени общности (от единичного к единичному, от частного к частному и от общего к общему). Сущность богатства в социокультурной интерпретации рассматривается как величина равная всем своим экономическим проявлениям, видам и формам. Так, если существует финансовое богатство наряду с нефинансовым, то их взаимосвязь не нуждается в редукции и выведении затем из какой-либо абстрактной сущности природы, человека и/или общества, скорее наоборот, их достоверная связь устанавливается через сравнение и равенство с третьим объектом той же самой совокупности. В данном случае все виды богатства равны друг другу как активы, которые формируют соответствующие потенциалы в социально-экономической системе.

Таблица 4

Взаимодействие цели и сущности богатства в экономической системе

Сущность

богатства Цель богатства

Самовозрастание стоимости элементов богатства (W)

(экономическая) Воспроизводство человека (H), социальной группы, общества в целом 

(хозяйственная)

I. Биосоциальная: биология и физиология человека; природно-географическая среда;

материальные характеристики общества как социального организма Трудовая деятельность, труд человека;

тягость условий трудовой деятельности и жизнедеятельности;

редкость или изобилие благ природы (классическая, марксистская и советская политэкономия;

Г. Зиммель) Производство и сохранение индивидов как части семьи, территориальной корпорации, нации и общества на основе договора о правах и свободах, равенстве и справедливости (Аристотель, Фома Аквинский, маржиналисты, неоклассическая школа, Г. Маркузе, Г. Лебон, А. Сен)

II. Социокультурная: совокупный социальный, экономический, экологический, духовный и т.п. потенциал

общества и человека, включающий соответствующие ресурсы и активы Превращение монетарной экономики

в «финансомику» (Ю.М. Осипов, Е.Ф. Авдокушин) на основе «закона кортикализации денег» (Г. Зиммель), новой экономики, массового общества и предпринимателя как делателя (накопителя)

денег (А. Смит, К. Маркс) Рост изобретений, инноваций,

человеческого и символического капиталов, социального творчества в рутинных практиках хозяйствующих субъектов (С.Н.Булгаков,

Ю.М. Осипов, Г. Тард, Й. Шумпетер,

А.В. Этциони, П. Бурдье)

Пересечение в позитивном экономическом анализе той или иной трактовки цели и сущности богатства раскрывает его нормативную основу и возможных субъектов.

Австрийская школа маржинализма представила первый в истории неоклассики научный проект нормативной теории: концепция экономического блага и, соответственно, ценности базируется на отношении предметов, продуктов труда, самого труда и т.д. к потребностям и благосостоянию человека. По К. Менгеру, предмет является благом, если совпадают следующие условия его функционирования: а) наличие человеческой потребности; б) свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности; в) познания человеком этой причинной связи; г) возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности. Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может быть благом.

Собственно, качественная сторона отношения полезных свойств вещей к благосостоянию человека выражается в понятии ценности, а количественная трактовка указанного отношения дает метод предельного (маржинального) анализа хозяйственных явлений.

Таким образом, во-первых, в основе нормативной экономической теории лежит отношение потенциальных, реальных или воображаемых благ к потребностям и благосостоянию человека. Во-вторых, экономика является таксономической наукой. В-третьих, основными категориями нормативной экономической теории, которые делят объем ее проблематики на взаимосвязанные части, являются категории богатства (благосостояния индивида и общества), собственности и деятельности (труда). Теоретики австрийской школы ориентировались на исследование отношения человека и окружающих его предметов, которое (отношение) и формирует у них характер блага. Исходя из подхода австрийской школы, в диссертации были разработаны определения тождества и различий экономических категорий «активы» и «благо», которые представлены в табл.5. Соотношения этих категорий концентрируются в разном отражении ими экономической сущности трансакций, ценности, стоимости, механизма обмена в процессе социального и экономического взаимодействия агентов, в различии атрибутивных свойств.

Таблица 5

Соотношение категорий «активы» и «благо»

Категории экономических отношений Активы Благо

Трансакции Обмен Обмен, дарение

Ценность Экономическая ценность Социокультурная ценность (включает как аспект экономическую ценность)

Окончание таблицы 5

Стоимость Преимущественно денежная оценка. Редко бартерная оценка Денежная и неденежная оценка применяются в равной степени

Механизм обмена Механизм обязательств и требований:

обязательство ? договор ?

передача актива ?

определенное вознаграждение Дополненный экономический механизм обязательств и требований системой трансфертов, награждений и безвозмездной передачи

Свойства Два атрибутивных свойства: потребительная и меновая стоимости Четыре атрибутивных свойства (по К. Менгеру)

Выбор альтернатив государственной экономической политики в значительной степени вместе с активами и благами определяется трансакционными издержками ее осуществления. В истории институциональной экономики проблема определения специфики трансакционных издержек реализации общественного выбора и их минимизации была решена, на наш взгляд, на основе ряда подходов.


загрузка...