Свобода и несвобода в бытии (06.07.2009)

Автор: Иошкин Владимир Кузьмич

8. Свободы состояния, свободы активности и несвободы бытия реализуются в мышлении и творчестве – неотъемлемых процессах рациональной деятельности людей. Субъект мыслительной деятельности является носителем и выразителем свобод и несвобод мышления и творчества. Свобода состояния мысли проявляется в мыслительном процессе как стабильность, определенность, конкретность применяемых понятий и суждений. Свобода активности мыслительной деятельности реализуется в постоянном процессе уточнения, изменения имеющегося и в открытии нового знания. Несвобода мыслительной деятельности выражается в зависимости субъекта познания от содержания и правил мышления. Творчество – это свободная мыслительная деятельность по созданию нового, по изменению существующего. Творчество как процесс не свободно от своих целей и промежуточных ступеней.

Мышление соединяет в себе свободу и несвободу человеческого бытия, поскольку, познавая мир, человек не может не мыслить, а мысль, отражая процесс свободного формирования понятий, соотнесения друг с другом полученного знания, закрепляется в индивидуальном и общественном сознании и выступает в качестве основы (несвободы) последующего процесса познания.

Свобода мыслительной деятельности проявляется через выражение самостоятельности личности в суждениях о мире, в оценках сторон бытия, в рациональном познании процессов объективной и субъективной реальности. Понятия и суждения, которыми оперирует индивид, обладают состоянием свободы, так как отражают различные объекты предметного бытия, обладают многозначностью и связаны с вариативностью мышления. Вместе с тем мышление выступает также проявлением функциональной несвободы человеческого бытия. Существуя, человек не может не мыслить, потому что он не свободен от своего свойства высшей нервной деятельности – сознания, от осмысления своего статуса в природе, обществе и изменяющихся условиях бытия. Содержание мыслительной деятельности индивида также не свободно от сфер природного и социального бытия. Самосознание личности не свободно от познания самого себя (рефлексии), от оценки своих знаний, нравственного и иного облика, интересов, мотивов поведения, общения и деятельности. Индивид в своем мышлении зависим (не свободен) от условий и факторов существования.

Через самосознание проявляется свобода состояний мыслей человека. Мысль не существует без своего носителя – субъекта социального бытия, который защищает свое понимание мира, закрепленное в знании, в убеждениях. Результат мыслительной деятельности (рациональные знания и оценки), благодаря носителю сознания, приобретает свободу состояния, поскольку обладает конкретностью и определенностью. Этот же результат характеризуется несвободой от своего содержания (знаний и формулируемых оценок), от конкретности в возможном применении в мыслительном процессе и на практике.

Свобода и несвобода мысли проявляется в сфере общения. Человек не свободен от процесса публичного выражения мыслей, содержание которых вербально нельзя искажать. Процесс общения не свободен от процесса понимания. Индивид может не полностью осмысливать содержание передаваемой ему информации из-за своих индивидуальных особенностей и различной интерпретации её содержания. Он не свободен от смыслов и значений информации. Возникает противостояние осознаваемого (мыслимого) и немыслимого (неосмысливаемого).

В русском языке слово «немыслимый» имеет конкретное значение, обозначающее то, что невозможно представить, что-то невероятное. Понятие «немыслимое» как неосмысливаемое, как то с чем человек не может справиться в своем мышлении, не может понять и разобраться, может иметь значимые смыслы и объем. Например, понятие «немыслимое» может иметь нулевой объем и содержание. Тогда немыслимое отражает «пустые понятия». Невозможность избежать таких понятий в мышлении будет выражать несвободу. Многие понятия индивид не может объяснить и понять, но употребляет их потому, что они существуют и используются другими, что также вызывает несвободу мышления. Несвобода в сознании возникает и тогда, когда используются несравнимые или противоречащие понятия. Несвобода мышления характерна также для логических ситуаций, когда постулируемое знание (понятия, суждения, умозаключения) пытаются выдать за реальное, соответствующее предметным объектам.

Немыслимое (неосмысливаемое) – это та часть знаний, которая фиксируется субъектом, но остается вне осмысления и переосмысления. Неосмысливаемое детерминируется внутренними или внешними несвободами бытия субъекта, а также стихийно возникающими, либо преднамеренно используемыми идеями. Они отодвигают в мышлении на второй план имеющиеся истинные идеи. Немыслимое (неосмысливаемое) может совмещать в себе свободу мысли, ведущую к новому знанию, и стремление к ограничению области мышления конкретным объемом информации. Данный объем определяется условиями существования субъекта или уровнем его интеллектуальной культуры.

Процесс мышления не свободен от правил мыслительной деятельности. Они обусловлены объектами познания, процессом рационального познания и формами мышления. Объект познания детерминирует, например, правила, связанные с адекватностью и последовательностью, полнотой и глубиной отражения им объективной и субъективной реальности в формах и содержании мышления. Правила рационального познания связаны с обязательным (не свободным) использованием методологических принципов и методов. Каждая из форм мышления имеет свои правила. Можно заключить, что эффективное использование правил мышления, которые выражают его несвободу, оптимизирует и упорядочивает мышление познающего субъекта, «экономит» его интеллектуальные силы. Действительно существует закон экономии мышления, который характеризует внутренние устойчивые, повторяющиеся, существенные, необходимые связи мыслительного процесса. Применение закона экономии мышления способствует систематизации и концентрации теоретических знаний, позволяет создавать надежную базу для пополнения знаний субъекта, открытия новых существенных признаков и закономерностей предметного бытия, упорядочивает сам процесс рационального познания.

Одним из проявлений несвободы человека от необходимости осмысления предметного бытия, познания глубинных его сущностей, приспособления к меняющимся условиям жизни является творчество. Творчество способно выходить за пределы известного в опыте и теории, воплощаться в новых достижениях науки и практики. Акт творчества есть несомненное проявление свободы мысли. Но мыслительный творческий процесс связан не только со свободой, а также с несвободой, когда творчество детерминировано объемом теоретических знаний, умениями и навыками мыслительной деятельности, культурой мышления, внешними условиями. В целом же процесс творчества человека – постоянно возобновляемый процесс свободы его мыслительной деятельности под воздействием форм несвободы. Творческое мышление воплощается в конкретных новых результатах, которые приобретают свое состояние свободы, а также и несвободу.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО АПРОБАЦИЯ

Теоретическая значимость диссертации состоит в творческой разработке крупной проблемы, связанной с проявлением и взаимодействием свободы и несвободы как атрибутов предметного бытия. Результаты исследования являются вкладом в онтологическое учение о материальном бытии, теорию опредмечивания и распредмечивания сознания. В диссертации обоснована точка зрения на свободы и несвободы как атрибуты предметного бытия, изучены их существенные признаки, содержание и формы, раскрыты функциональные взаимосвязи. Проведена аргументация закономерного характера взаимосвязи состояний свободы и её активности с формами несвободы предметного бытия. Сформулирован и раскрыт закон взаимосвязи и взаимной обусловленности процессов ничтожения и становления. Предложена авторская трактовка объема и содержания понятий «становление» и «ничтожение». Дана характеристика особенностей свободы и несвободы предметного бытия в природе, обществе, мыслительной и познавательной деятельности индивида.

Идеи и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки новых тем и направлений в сферах онтологии и гносеологии:

– свобода и несвобода предметного бытия и рациональность;

– свобода и несвобода предметного бытия в процессах самоорганизации материальных систем;

– анализ силовых связей сущего как проявлений свободы и несвободы предметного бытия;

– анализ содержания понятий «демократия», «законность» и «беззаконность», «справедливость» и «несправедливость», «государственность» и «анархия» с позиций свободы и несвободы предметного социального бытия;

– проявление свободы и несвободы в институтах общества;

– свобода и несвобода в научной деятельности;

– философия и проблемы её предметного существования;

– свобода и несвобода бытия религиозной конфессии;

– общественное сознание как область проявления свободы и несвободы бытия;

– методологические основы исследования свободы и несвободы милитаризма, войн, вооруженных конфликтов, различных форм агрессии, терроризма, национализма;

– процессы войны и вооруженной борьбы как проявления закона взаимосвязи и взаимной обусловленности процессов ничтожения и становления;

– армия как объект и средство ничтожения в противостоянии и противоборстве воюющих сторон;

– методологическое значение закона взаимосвязи и взаимной обусловленности процессов ничтожения и становления для деятельности военных кадров;

– анализ несвободы бытия и свободы состояния населения развитых стран, связанных с высоким уровнем материального благосостояния и потребления;

– выявление возможных направлений свободы деятельности развитых стран в соотношении с несвободой их предметного бытия;

– анализ и учет несвобод бытия наиболее влиятельных стран и союзов стран (блоков) планеты, центров силы, чтобы прогнозировать вероятные векторы проявления свободы активности и деятельности этих сил;

– общий анализ свобод состояний и несвобод предметного бытия природы и общества с целью прогнозирования динамики развития событий в ближайшей перспективе и отдаленном будущем;

– анализ взаимосвязи мыслимого и немыслимого (неосмысливаемого) в освещении и осмыслении явлений международной жизни, когда отдельные страны стремятся представить свою деятельность, деятельность своих союзников в одном ключе, а противников – в другом, когда преступник принимает облик героя, а потерпевший – облик преступника;

– выяснение свобод состояния, свобод активности и несвобод в научной и ненаучной вере, влияния веры на жизнь поколений;

– анализ силовых связей социального бытия, обусловленных несвободой существования субъектов и социальным насилием.

Практическая значимость диссертации определяется совокупностью рекомендаций, выработанных на основе исследования:

Во-первых, концепция свободы и несвободы предметного бытия имеет методологическое значение не только для философов, но и для естествоиспытателей, социологов, политологов, руководителей и организаторов, исследователей, преподавателей, дипломатов. Оно состоит в том, что конкретный анализ свобод и несвобод предметного бытия любого сущего дает возможность создать реальную картину его существования, познать законы обособленного бытия и бытия в системе, выявить вероятные направления проявления активности и соответствующие последствия. Поскольку связи свободы и несвободы предметного бытия проявляются во всех сферах существования, а их анализ является необходимым условием научного руководства сферами и отраслями деятельности, предлагается внести в обязанности соответствующих руководителей повседневный анализ этих связей, учет и отчет с соответствующими выводами.

Во-вторых, рекомендуется в Институте философии РАН создать направление, специализирующееся на исследовании свободы и несвободы видов и форм бытия, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов ничтожения и становления в природе, обществе и мыслительной деятельности индивида.

В-третьих, предлагается в программах биологических дисциплин, изучаемых в вузах, предусмотреть возможность введения тем, связанных с рассмотрением проблем свободы и несвободы предметного бытия биологических объектов. Целенаправленное выявление и рассмотрение несвобод предметного бытия и свобод состояний природных объектов способствует более полному познанию и пониманию процессов существования животных и растений, обоснованию, помимо тех, которые уже выявлены, зависимостей живых организмов от конкретных условий бытия, чтобы решать задачи по сохранению видового разнообразия растений и животных на планете. Выявление влияний среды (несвобод бытия), закрепленных в результатах жизнедеятельности растений и животных, позволяет реконструировать прошлое, условия существования живых организмов в минувшие времена.

В-четвертых, рекомендуется во всех социологических отделах и службах предусмотреть выделение направлений социального анализа, связанных не только с осмыслением свободы, но и несвободы объектов социального бытия, а также с исследованием общественных явлений под углом зрения закона взаимосвязи и взаимной обусловленности процессов ничтожения и становления. Это позволит иметь возможность выдавать более обоснованные рекомендации руководителям разных уровней.

Анализ социальных предметных свобод и несвобод бытия призван способствовать выявлению содержания и смысла человеческого существования, человеческих потребностей и интересов, реализуемых в сфере социальной активности, в различных направлениях и формах свободы деятельности. Уточнение социальных свобод и выявление несвобод предметного социального бытия позволит полнее и глубже рассмотреть социальное бытие как систему, где осуществляется динамика социального бытия, где возникают, согласуются, сосуществуют и исчезают системные и элементные связи и отношения. Социальная динамика, процессы социальной стратификации более ёмко могут предстать перед исследователем в результате анализа общественного бытия под углом зрения закона взаимосвязи и взаимной обусловленности процессов ничтожения и становления.

В-пятых, для политологов представляет несомненный практический интерес выявление свобод и несвобод внутриполитического и внешнеполитического существования. Свободы и несвободы бытия государства, политических партий, организаций, гражданского общества в системе внутренних и внешних связей имеют значимость для тех людей, которые осуществляют политическую деятельность. Выявление несвобод бытия субъектов гражданского общества позволит глубже уяснить их сущность, прогнозировать возможные акты свободы их деятельности, что обеспечит выработку научно обоснованной политики в отношении к гражданскому обществу в целом и к отдельным его элементам. Выявление несвобод неправительственных организаций обеспечит вскрытие конкретных связей их существования, покажет взаимосвязь внешних и внутренних факторов бытия, истинную свободу или несвободу их деятельности.


загрузка...