Художественное творчество российских офицеров XVIII - начала XX веков: исторический опыт и уроки (06.07.2009)

Автор: Грачева Ольга Анатольевна

Художественная культура – это явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-политических формаций, но не изменяющееся автоматически вслед за своей материальной основой. В целом художественная культура призвана содействовать повышению значимости эстетической культуры, развитию эстетических начал, присущих всем видам человеческой деятельности, а сам процесс творчества направлен на издание новых материальных духовных ценностей. Будучи людьми образованными, имея колоссальный багаж нравственных норм и правил, выработанных не одним поколением, российские офицеры в исследуемый период заняли передовые позиции во всех сферах общественной жизни, включая и художественную культуру. Разумеется, речь идет не обо всем офицерском корпусе России, а о наиболее талантливых его представителях, сочетавших кадровую военную службу с художественным творчеством.

Автор научного труда исходил из практической потребности современного строительства Вооруженных Сил, требующей от участников военных преобразований внимательного изучения опыта становления и развития творческой активности российских офицеров, причин, факторов и условий, способствующих творческому процессу, а также достижений образовательной системы военно-учебных заведений XVIII–начала XX столетия. Исследования творческой составляющей в общем деле воспитания и становления российского офицера, по мнению автора, является существенной потребностью развития высоконравственной, широко образованной и общественно активной личности.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующим.

Во-первых, в исследуемый период определялись пути дальнейшего развития русской культуры и в частности художественного творчества. Судьбоносными оказались новаторские тенденции в искусстве, привнесенные в него творчеством российских офицеров, что и предопределило значимость данной темы. Широкий спектр творческой деятельности офицеров сегодня особенно актуален, ибо его изучение позволяет объемно раскрыть особенности развития русского общества, а также определить истинное место представителей офицерского корпуса в истории Российской империи. В обществе назрела потребность изучить творческий вклад в российскую культуру людей в погонах, преемственность культурных традиций, роль творчества военнослужащих в формировании патриотизма не только в своей среде, но и в обществе в целом. Все это показывает практическую необходимость повышения уровня знаний в области культурного развития страны, значимость сохранения, распространения и пропаганды культурного наследия в современный период.

Во-вторых, актуальность темы объясняется ее дискуссионным характером, так как в современной исторической науке либо рассматривают и анализируют профессиональные заслуги российских офицеров, либо научные труды касаются творчества выдающихся мастеров художественной культуры без ссылок на их принадлежность к офицерскому корпусу, что не способствует объективному исследованию проблемы. Сегодня, когда особенно остро стоит вопрос о современной национальной идее России, следует сконцентрировать внимание на положительных примерах отечественной истории, вспомнить незаслуженно забытые имена, а также тех, чье творчество ассоциируется с богатым культурным наследием Отечества.

В-третьих, слабая теоретико-методологическая разработанность подходов к изучению творчества военнослужащих заставляет усилить этот аспект в исследовательской работе и создать новую познавательную парадигму, подчеркивающую приоритет общечеловеческих ценностей, что актуально в современной методологической науке.

В-четвертых, нужна научная корректировка и констатация вклада российских офицеров в отечественную художественную культуру. Творческий потенциал, заложенный многовековыми традициями русского общества, всегда был общественно значим. Исторические события того времени, когда офицерский корпус играл главенствующую роль, отражались в произведениях очевидцев реалистичнее, ярче, эмоциональнее. Офицеры в своем творчестве достаточно объективно передавали исторические факты, тенденции, социальные проблемы России. В ходе реформирования Вооруженных сил, нужно использовать богатейший творческий опыт предшествующих поколений для совершенствования воспитательной работы в войсках, обеспечивающей решение стоящих перед армией задач на уровне современных требований.

В-пятых, немаловажным представляется социальный и нравственный аспекты исследования, так как творческая активность офицерского корпуса есть составная часть образовательного, а значит и воспитательного процессов в Вооруженных Силах России. В XXI в. без продуманной системы образования и воспитания, опирающейся на яркие исторические примеры, невозможно формировать личность офицера.

В-шестых, современность диктует комплексный и системный подход к проблеме творческого наследия страны, что без участия государственных органов и общественных организаций сделать невозможно. Только общими усилиями можно решить проблему сохранности и популяризации художественного наследия России.

В-седьмых, требует научной корректировки бытовавшее в советской литературе негативное мнение об офицерах, служивших в царской армии. Привлечение и введение в научный оборот в данном исследовании новых архивных документов и научных фактов поможет по-новому взглянуть на эту проблему. Результаты исследования открывают новые направления в истории российского офицерства, в том числе и в сфере культуры.

Степень научной разработанност проблемы

История становления и развития творческого потенциала офицеров России в области художественной культуры была обделена вниманием ученых. Число печатных публикаций, связанных с исследованием отдельных моментов развития личности офицера, – объемно, но данные исследования не предполагали изучения творческой активности российских офицеров в области художественной культуры, ее генезиса и причин возникновения, а значит – не отвечали критериям представленного диссертационного исследования, так как историографическую разработанность проблемы определяет уровень научного анализа и обобщений. Диссертант предлагает разделить историографию по теме исследования на 4 периода, что даст возможность рассмотреть в динамике и системно художественную деятельность российского офицерства.

Первый период историографии XVIII в. представлен крайне скудно. Основная задача историографов XVIII столетия заключалась в создании отечественной исторической школы, опирающейся на реалии времени, отвечающей государственным интересам и просветительской мысли. К числу достижений историографии XVIII в. можно отнести расширение тематики исторических трудов.

Первыми историко-публицистическими трудами автор считает «Рассуждение о причинах Северной войны» П.П. Шафирова и «Гисторию Северной войны» П.П. Шафирова и Феофана Прокоповича. Автору показалась интересной та часть «Рассуждения о причинах Северной войны», где анализируется роль военных соратников Петра, подчеркиваются их эрудиция, знание иностранных языков, а также раздел, где собраны законодательные акты и указы Петра. Офицер В.И. Татищев (1686–1750), занимался изучением отечественной истории. Его труд «История Российская» глубоко патриотичен и познавателен. В нем через призму истории других стран - «без знания иностранных своя не будет ясна и достаточна» – давался анализ развития интереса к собственной истории.

Во второй половине XVIII в. внимание к истории и культуре страны претерпело радикальные изменения. Историк своего времени князь М.М. Щербатов, служивший в гвардии, занимался научными исследованиями, касающимися нравственной стабильности общества.

Существовали исследователи, которые стремились рассматривать исторические события через призму выдающейся личности, пример – историк-офицер И.Н. Болтин (1735–1792). К этому же времени относятся и труды отечественного публициста Н.И. Новикова (1744–1818). Его перу принадлежал первый в России биографический словарь деятелей культуры «Опыт исторического словаря о российских писателях». В нем были опубликованы сведения о 317 писателях и ученых, творивших с X по XVIII века. В историографии данного периода появляются исследования, анализирующие внутреннюю культурную ситуацию в стране, и это дает представление о состоянии историографии, носившей описательный характер.

Второй период историографии исследуемой темы – XIX в. и до 1917 г. В этот период жил и творил Н.М. Карамзин (1766–1826). Новаторство его – показ творческой личности во всех ее проявлениях в конкретных исторических условиях. Показательны аналитические работы министра правительства Александра I Н.П. Румянцева, историографа М.П. Погодина (1800–1875), содержащие доказательную базу необходимости патриотического воспитания общества. В исследовании историка С.М. Соловьева (1820–1879) рассматриваются вопросы качественного западного образования и прогнозы развития отечественной культуры.

Научные труды XIX столетия в области военного образования и культуры позволяют объективно установить уровень и степень внимания к развитию творческого потенциала будущих офицеров Русской армии. История конкретных военно-учебных заведений со времени их возникновения до начала XX в. нашла отражение в исследованиях Ф.Ф. Веселаго, В.А. Висковатова, В.Ф. Грекова, Н.П. Жерве, Н.Л. Ломана, Н. Мельницкого, П.В. Петрова, В.К. Строева. Издавалась литература, в которой обобщались сведения, собранные в разные годы и касающиеся истории, порядка и устройства военно-учебных заведений.

Оценка художественного творчества российских офицеров давалась не многими исследователями русской культуры. В частности, П.Н. Милюковым (1859–1943) в работе «Очерки по истории русской культуры». Что касается трудов историков-искусствоведов П.Н. Петрова, Д.А. Ровинского, Н.П. Собко, то они перенасыщены фактологическим материалом с элементами анализа творчества.

Третий период историографии можно обозначить рамками с октября 1917 г. до начала 1990-х гг. Однако к советской историографии необходим дифференцированный подход. По идеологическим причинам творчество многих русских культурных деятелей было оторвано от реальных биографических фактов, следовательно, не полностью раскрывались источники их творчества. Наиболее интересные работы этого периода базируются на пропаганде героизма, проявленного при обороне рубежей Родины. Работы такого плана есть у Г.А. Митрофанова , А.Г. Лебедева и др.

Существуют труды и другого порядка. В изданиях Академиихудожеств не дается анализ причинно-следственной связи расцвета искусства прошлого и социального положения художников. Интересны монографии: Зотова А.И. «Русское искусство с древних времен до начала XX века» (М., 1964); Кемерова В.С. «Историческая живопись Сурикова» М.: 1963; Ковалевского Н.Н. «Русский классицизм» (М., 1964); Лапшина В.П. «Союз русских художников» (М., 1974) и др. В них рассматривались творческие задачи художников, мастерство и новаторство, однако причина выбора сюжетов картин, мотивация, моральный аспект становления художника–мастера, его статус и гражданская позиция не интересовали авторов данных работ. В 1989 г. выпускается труд Л.Н. Воронихиной и Т.М. Михайловой, который прослеживает основные этапы развития русского искусства. В диссертационных работах Андреева В.И. и Зюскевича Н.Е. частично показаны причины творческого потенциала русских офицеров.

Анализ всех этих и других работ позволяет сделать вывод, что литература советского периода дает неполную картину формирования и развития творческого потенциала российского офицерского корпуса.

Четвертый период историографии по данной теме – это 90-е годы XX столетия по настоящее время. Современная военная доктрина диктует настоятельную необходимость исторического подхода и оценки различных аспектов этического наполнения всех составляющих исследуемой темы. Это нашло свое отражение в публикациях последних лет. Проблемы нравственного воспитания офицеров поднимают: Е.С. Иванов, В.А. Минер, А.Е. Холманских, И.А. Шеин. Серьезные обобщения по отдельным проблемам духовно-нравственного воспитания в военной школе России нашли отражение в работах ряда современных ученых. Не могут не вызвать интереса исследования, касающиеся анализа творчества великих русских мастеров культуры, офицеров по профессии и творцов по призванию. Более объективную позицию в исследованиях творчества, и в частности офицерского, занимают музеи. Автор солидарен с высокой оценкой, которую дают исследователи современного периода творчеству прославленных художников XIX в. в научной печати. В 2006 г. выпущен объемный труд Российской Академией наук по истории литературы и искусства, издавалась литература по истории и культуре России, исследования Ю.М. Лотмана, касающиеся жизни русского дворянства и т. д..

Вместе с тем анализ значительного количества отечественной историографии позволяет сделать вывод, что проблема раскрытия и признания творческого наследия российских офицеров и сохранения ими культурных ценностей в рассматриваемый период еще не стала предметом специального научного исследования.

Объектом исследования является офицерский корпус Русской армии XVIII – начала XX в., его творчески одаренные представители, внесшие весомый вклад в копилку художественного наследия России. Исходя из формулировки определения, главное в объекте исследования – творческая личность, являющаяся основой данной научной проблемы. В ходе анализа раскрывается ее динамика и специфика в различные исторические периоды. Для автора представляет интерес динамика развития данного феномена, что позволяет выделить в современной историографии не достаточно изученный пласт научных знаний.

Предметом исследования является художественное наследие российских офицеров XVIII – начала XX в., их становление как мастеров искусств и формирование своего стиля и новаторских идей в данной области. Предмет исследования частично находит свое отражение в разнообразных историографических источниках в виде узких суждений и концепций, раскрывая только художественный смысл и значимость творческого продукта. Автором данного научного исследования анализируется и выявляется причинно-следственная связь между статусом и менталитетом русского офицера и его творческой активностью в области художественной культуры. Представленная научная позиция позволяет автору определить основные закономерности, особенности и тенденции в развитии изучаемой проблемы.

Научная проблема, решаемая в диссертации, заключается в целенаправленном, системном исследовании художественного творчества российских офицеров XVIII – начала XX в., исторических условий и факторов, влияющих на формирование их творческой активности, в изучении особенностей основных этапов становления и развития творческой деятельности офицеров армии и флота. В определении уровня изученности рассматриваемой проблемы, в выявлении тенденций и закономерностей развития историографии, методологии и источниковой базы по данной теме, в анализе деятельности государственных органов, общественных организаций и персонально офицеров по сохранению творческого наследия, а также в рассмотрении основных форм и методов пропаганды художественного наследия.

Хронологические рамки исследования обусловлены следующими обстоятельствами:

– XVIII в. стал веком формирования русского офицерского корпуса. Государственный интерес был первостепенным во всех сферах деятельности и диктовал исторически оправданные шаги в области строительства просвещенной и современной державы. Опора на офицерский корпус давала возможность качественно решить многие задачи по строительству сильного и авторитетного государства. Офицерство в XVIII в. и как основа его дворянство, являлись, пожалуй, самой образованной частью общества, проявляли интерес не только к службе, но и участвовали во всех процессах жизни общества. Художественное творчество помогало им выразить свои мысли, преподнести обществу новаторские идеи в художественной форме;

– в XIX в. творческий потенциал русского офицерского корпуса на фоне важнейших событий военного, социального и общественно-значимого порядка был особенно велик;

– конец XIX начало XX в. – период, когда дух революций и Первой мировой войны проник во все слои общества, и русское офицерство – не исключение. Художественное творчество переживало крах старых традиций и искало альтернативные пути развития, отсюда появление новых форм и жанров, видов и тенденций в художественном творчестве профессиональных военных;

Весь период возникновения и краха Российской империи – это исторически завершенный процесс становления и укрепления страны, поиск своего пути как в социальной, экономической, правовой, так и в творческой сферах развития общества.

Научная проблема представляет возможным сформулировать цель исследования. Она заключается в проведении комплексного исследования и научного анализа процессов, сопровождающих становление и развитие творческой активности русских офицеров, а также в осуществлении системного подхода к выявлению места и роли российского офицерства в художественной культуре России XVIII – начала XX вв. При этом особое внимание уделяется профессиональной принадлежности тех или иных деятелей культуры к офицерскому корпусу и их вкладу в развитие практически всех областей художественной культуры, а также определению дальнейшей перспективы научных исследований в этой области и применению результатов в практике отечественного военного строительства в ходе реформы Вооруженных Сил.

В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи:

- подвергнуть анализу перечень и уровень научной разработанности основных аспектов историографии, аргументировано обосновать собственный взгляд на данную проблему; исследовать накопленный базис источниковых данных, сосредоточив внимание на не раскрытых вопросах проблемы, и ввести в научный оборот новый комплекс документальных источников;

- на основе новейших технологий исторического познания и особенностей историографии систематизировать стержневые методологические аспекты исследования художественного творчества российских офицеров;

- раскрыть исторические условия и основные факторы, влияющие на становление и развитие творческого потенциала российских офицеров в исследуемый период;

- обосновать авторский выбор исследуемых этапов становления творческой активности российских офицеров;

- проанализировать причины, культивирующие интерес к творческой деятельности в процессе обучения и воспитания будущих офицеров;

- подчеркнуть неотъемлемую связь творческой личности, ее патриотичности с воспитанием и образом жизни в военной среде;


загрузка...