Земство и мировой суд в России: законодательство и практика второй половины XIX века (конец 50-х – конец 80-х гг.) (06.07.2009)

Автор: Горская Наталья Ивановна

- неопубликованные источники;

- земское и судебное законодательство о судебно-мировом институте;

- делопроизводственная и статистическая документация государственных и земских учреждений;

- материалы периодической печати;

- мемуары и эпистолярные источники.

В процессе подготовки диссертации были обследованы 29 архивных фондов. Среди фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) в рамках настоящего исследования важен фонд Министерства юстиции (ф.1405), где находятся дела, включающие сведения о служащих судебных учреждений, о введении новых судов, о зачете земельных цензов, о правах мировых судей, о распределении судебно-мировых участков и т.п. Однако Отделение личного состава (оп.529) содержит общие сведения о мировых судьях лишь, начиная с 1907 г. В фонде Департамента общих дел МВД (ф.1284) сосредоточены разного рода распоряжения земским учреждениям, сведения о земских собраниях по организации мировых судов. Большой интерес представляют «Журналы заседаний комиссии по спорам между судебными и административными властями» под председательством Валуева (оп.233, д. 4) и доклад Толстого 18 декабря 1886 г. о деятельности комиссии по реорганизации местного управления (оп.241, д.51). В фонде Хозяйственного департамента МВД (ф.1287), где по интересующей нас проблеме сосредоточены аналогичные с вышеназванными фондами дела (о порядке избрания мировых судей, способе баллотировки, распоряжения о введении мировых судов и т.п.), находится дело «Об улучшении состава мировых судей» (оп.27, д.863), характеризующее отношение ведущих министров к «нравственному уровню» мировых судей. В диссертации привлекались также отдельные дела Земского отдела МВД (ф.1291), фонда П.Д.Киселева (ф.958).

Из фондов Государственного архивы Российской Федерации (ГАРФ) привлечены дела официального и личного происхождения. В фонде III Отделения (ф.109) хранятся дела, содержащие агентурные донесения о негласном надзоре за мировыми судьями, о порядках в земских собраниях, отрывки из писем из провинции о реакции населения на новые суды, о столкновениях между полицией и судьями и т.п. Они характеризуют общую атмосферу в стране, позицию мировых судей в социальных конфликтах, отношение власти к новым судам. В фондах видного судебного деятеля А.Ф. Кони (ф.564), министра внутренних дел Н.П. Игнатьева (ф.730), кн. В.А. Долгорукова (ф.945) и особенно вел. кн. Константина Николаевича (ф.722) среди прочего представлена официальная документация: журналы заседаний государственных учреждений и комиссий, записки, отчеты, переписка, проекты и отзывы к ним по судебной и земской реформам. Большое значение для уяснения интересующей нас проблематики имеют Журналы заседаний Общего собрания Госсовета по финансовому обеспечению судебных преобразований (ф.722, д.498).

В Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), в фонде Московской судебной палаты (ф.131) есть дела по прокурорскому надзору за мировыми судами, сведения о деятельности съездов мировых судей, о участии земства в проведении земской реформы и др. Особо следует выделить незначительный по объему фонд одного из «отцов» судебной реформы Д.А. Ровинского (ф.1650), в котором хранятся записки и доклады Д.Н. Блудова, записи с пометами Ровинского об обсуждениях в комиссиях проектов и положений в период разработки законоположений о выборном мировом суда.

В Центральном историческом архиве Петербурга (ЦИАСПб) в фонде Петербургского столичного мирового суда (ф.520) находятся официальные документы общего характера о порядке надзора за судьями, о судебных приставах при мировых судах, об устройстве арестных домов. В диссертации использованы отдельные фонды мировых съездов и участковых судей (ЦИАМ, ф.702, ф.185; ЦИАСПб, ф.789, 242), которые, несмотря на небольшое количество единиц хранения, представляются ценными с точки зрения характера дел и порядка их рассмотрения мировыми судьями и уездными собраниями.

В Государственном архиве Смоленской области (ГАСО), в фондах смоленского губернатора и Смоленской земской губернской управы (ф.1, ф.7), помимо местных, есть еще и разного рода общероссийские отчеты, записки, таблицы, статистические данные, отражающие позицию губернаторского корпуса и земских собраний к мировым судам.

Личные фонды Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ, ф.120, ф.290) и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ, ф.120, 208, 266, 379, 600, 682, 819 и фонд Отдельных поступлений - 1000) содержат не только значительный эпистолярный и мемуарный материал, но и содержательные официальные источники. Так, в фонде крупного судебного деятеля Н.И. Стояновского (ОР РГБ, ф.290) находится большое количество разнообразных систематизированных официальных источников о крестьянской, судебной и тюремной реформах, отчеты сенаторских ревизий, различные записки, статистические данные и др. Материалы фонда сенаторской ревизии А.А. Половцова (ОР РНБ, ф. 600) позволяют сравнить деятельность выборных мировых судей Черниговской губернии и назначаемых мировых судей Киевской губернии.

Ключевое значение для диссертационного исследования имели законодательные источники. Весь массив правового материала, использованный в работе, можно условно разделить на три группы: 1) законы и подзаконные акты, извлеченные из II (1825-1881 гг.) III (1881-1913 гг.) изданий Полного собрания законов Российской империи; 2) инкорпорированные официальные сборники текущего законодательства и кассационные решения Сената, имевшие значение официальных источников права; 3) неофициальные сборники, включающие извлечения из правовых официальных источников и правовые комментарии.

Третья группа источников – официальная делопроизводственная и статистическая документация - представляет собой различные печатные материалы по вопросам мировой юстиции в период подготовки судебной реформы: журналы заседаний Госсовета, материалы обсуждения в министерствах и комиссиях, различные записки, отзывы, предложения и т. п. Значительная часть этих источников включена в «Дело о преобразовании судебной части в России» в 74 т. (т. 4, 9, 26, 33, 58, 59, 65, 66, 68), составленное одним из инициаторов введения мирового суда в России С.И. Зарудным. Отчеты сенаторских, министерских ревизий мировых судов и сведения, поступавшие от местной администрации, инструкции и распоряжения Министерства юстиции различные статистические данные характеризуют результаты судебной практики и земской деятельности по организации судебно-мирового института. В эту группу источников вошли земские ходатайства, отзывы и замечания судебных деятелей о применении на практике Судебных уставов 1864 г., собранные Министерством юстиции, материалы Кахановской комиссии. Они показывают условия работы мировых судей, содержат многочисленные замечания и предложения о перспективах развития судебно-мирового института. Особое значение имеют отзывы и замечания мировых судей, позволяющие воссоздать реальные жизненные проблемы на местах и статистические данные, на основе которых сделаны выводы, отражающие общий характер процессов и явлений. Определенную трудность для исследования представляет наличие здесь множества неосуществленных проектов и предложений. Вместе с тем по ним можно судить о возможных направлениях развития судебно-мирового института в других условиях.

Материалы периодической печати. В диссертации использованы материалы периодических изданий, стоявших в центре обсуждения изучаемых проблем. К ним относятся: «Вестник Европы», «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская старина», «Журнал министерства юстиции», «Журнал гражданского и уголовного права», «Юридический вестника», «Тюремный вестник», «Земство», «Правительственный вестник».

Мемуары и эпистолярные источники представлены дневниками и воспоминаниями крупных государственных и общественных деятелей изучаемой эпохи, а именно: П.А. Валуева, А.А. Половцова, К.П. Победоносцева, Е.М. Феоктистова, Б.Н. Чичерина, Я.Г. Есиповича, Е.И. Ламанского, А.А. Кизеветтера, С.Ю. Витте.

Таким образом, в распоряжении диссертанта имеется комплекс источников, позволяющий с большой степенью достоверности воссоздать картину по реализации органами земского самоуправления публичной функции и деятельности выборного мирового суда в земских губерниях и решить поставленные задачи.

Методологическая основа диссертации

Исследование темы строится на базе методологии исторического исследования.

В основу изучения диссертационных проблем положены принцип историзма, проблемного и системного подходов. Принцип историзма позволил исследовать земство и мировой суд в развитии и во взаимодействии друг с другом и с общими процессами государственно-политической жизни России 50-80 гг. XIX века, отразить противоречивый характер внутренней политики монархии по отношению к системе местного суда и самоуправления. Реализация проблемного подхода стала центральным моментом для разрешения большинства диссертационных проблем и, в частности, для характеристики наиболее существенных связей мирового суда и земства. Системный подход рассматривает историческую реальность как совокупность взаимосвязанных систем, основу которых составляют подсистемы, состоящие в свою очередь из первичных элементов и связей. Такими элементами в общей системе властно-хозяйственных отношений на местах были земство и мировой суд. Мировой суд рассматривался качестве подсистемы судебной системы империи, земство - в качестве одного из хозяйствующих субъектов, включенного в систему хозяйственных отношений благодаря статусу юридического лица. Применялся и принцип воздействия обратных связей на изучаемые объекты: организация местного правосудия зависела от состояния правовой культура населения, демографических и социальных факторов и, наоборот, эти факторы оказывали влияние на деятельность судебно-мирового института и принятие властных решений относительно мировой юстиции. Благодаря историко-типологическому методу, особенно важному для настоящего исследования, были выявлены типические черты пореформенных институтов и описаны принципы их организации.

В процессе реализации вышеперечисленных принципов использовались общенаучные методы, а именно: индукция, дедукция, анализ, синтез и статистический метод (результаты исследования отражены в 9 таблицах). Большое значение имели и специальные исторические методы: иллюстративный, описательный, сравнительный, исторической реконструкции.

Проблематика земство-мировой суд, изучаемая на стыке истории и истории государства и права, предполагает использование концептуальных подходов и отдельных приемов анализа (толкование правовых норм и компаративный анализ судебного и земного правового материала), свойственных историко–юридическим дисциплинам.

Научная новизна исследования. Работа выполнена в контексте проводимых в современной исторической науке исследований истории земского самоуправления в России. Научная новизна работы заключаются в разработке проблемы взаимосвязи земского самоуправления и выборного судебно-мирового института на уровне законодательного регулирования и практической деятельности – проблемы, которая до настоящего времени не была предметом диссертационного исследования. Предметный исторический и юридический анализ деятельности новых пореформенных институтов самоуправления и суда осуществлен в общей связи с проблемами отечественной истории второй половины XIX в.

В связи с этим в диссертации решены следующие задачи:

- выявлены и обоснованы исторические факторы и юридические основания, определившие организацию и характер деятельности выборного мирового суда, и установлены прямые связи между моделью мирового суда и земским самоуправлением;

- выяснено место и роль мирового суда в процессе реализации судебной реформы в земских губерниях и сделан вывод о заинтересованности властных структур в центре и на местах в необходимости организации мирового суда после отмены крепостного права;

- проанализировано земское и судебное законодательство, регулировавшее организацию и деятельность мировых судей;

- определена специфика формирования корпуса мировых судей земскими собраниями, их социальный и правовой статус;

- установлено, что предметом гарантий со стороны судебно-мирового института была хозяйственная деятельность и обязательные постановления земских собраний и сделан вывод об ограниченности этих гарантий;

- изучен вопрос о финансировании мировых судов земскими учреждениями и установлено, что оно соответствовало экономическим возможностям земств, но не в полной мере отвечало потребностям судебной практики;

- выяснено, что земские учреждения проявляли заинтересованность в создании арестных домов в уездах;

-исследованы конкретно-исторические условия деятельности мировых судов, выяснено их непосредственное влияние на общественные проекты реорганизации системы местной юстиции на началах всесословности и сделан вывод о неосуществимости этих проектов в конкретных условиях охранительно-консервативного курса 80-х гг. XIX в;

- введены в научный оборот новые исторические источники.

Основные положения, выносимые на защиту.

Характер преобразований 60-70-х гг. XIX века обусловил аналогичность принципов «буржуазной» государственности и права, положенных в основу организации земского самоуправления и выборного мирового суда. Эти принципы были сформулированы и получили законодательное воплощение в результате подготовки крестьянской (1861 г.), полицейской (1862 г.), земской (1864 г.) и судебной реформ (1864 г.) реформ. Подготовка реформ сопровождалась перераспределением судебно-административных и хозяйственных функций на местах.

Земский характер мирового суда объяснялся как ограниченностью кадровых и финансовых ресурсов, которыми располагала центральная власть в период подготовки реформ, так и его моделью - отделением от общих судебных мести и ограничением его деятельности территорией уезда. Единство территориальной основы мирового суда и уездного земства обусловило законодательное закрепление за земским самоуправлением публичной функции по избранию и финансированию мировых судей и использованию общих принципов избирательного права (всесословность, имущественный ценз по недвижимости в уездах) для избрания корпуса мировых судей и земских гласных.

Планы реализации судебной реформы отражали обеспокоенность царской администрации состоянием правопорядка на местах после отмены крепостного права, ведомственные интересы министерств и споры по поводу юридических аспектов, проводимых преобразований. Земский характер выборной мировой юстиции стал решающим фактором быстрого проведения судебной реформы в земских губерниях.

Публичная функция земства регулировалась Судебными уставами 1864 г. и текущим законодательством, которое носило комплексный характер и страдало неполнотой и противоречивостью, что существенно осложняло выполнение земствами своих обязанностей по отношению к мировому суду.

Законодательные нормы учитывали реалии российской действительности, обеспечивали частичное вовлечение населения в судебную практику и способствовали формированию правовой культуры населения. Но возможности мировых судов были существенно ограничены мелочной регламентацией общественных отношений (разрешительным характером правового регулирования) и требованиями надзора за деятельностью мировых судей.

Социальный статус выборного мирового судьи был сложным и противоречивым. С одной стороны, он являлся земским гласным и представителем дворянства, с другой – по характеру и роду своей деятельности он являлся независимым судьей. Цензовые требования для мировых судей в целом отвечали земскому характеру мирового суда, но оказались недостаточными и подверглись частичной корректировке в связи с общим влиянием социально-экономических процессов на величину имущественного ценза и политикой правительства по отношению к земству и мировому суду.

Система судебных гарантий деятельности земского самоуправления соответствовала правовому статусу земства и объему подсудности мирового суда. В имущественных отношениях, когда земство являлось юридическим лицом, гарантом его деятельности являлась судебная власть; включая мировую, когда оно действовало как общественно-государственное учреждение судебные гарантии сочетались с административным надзором.


загрузка...