Формирование системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения (теория, методология, практика) (06.07.2009)

Автор: Гнездовой Юлии Владимировны

Общедоступность их потребления;

Неисключаемый характер;

Коллективный, обезличенный либо квазииндивидуальных характер потребления услуг;

Отсутствие у потребителя выбора поставщика услуг;

Исключительно высокая роль климатического и географического факторов в формировании потребности услуг.

производства Непрерывный характер производства;

Неразрывность процесса производства и потребления во времени;

Жесткая технологическая связь с потребителем;

Взаимозависимость и взаимовлияние производства и потребления;

Территориальная ограниченность масштаба во времени;

Неравномерность потребления услуг;

Наличие резервного оборудования;

Зависимость перспективы развития системы коммунального обслуживания от численности населения и территории города.

рынка Насыщенный характер рынка;

Не действует законы спроса и предложения;

Неценовой характер колебания спроса;

Исключается конкуренция.

Общедоступность коммунальных услуг обеспечивается за счет эффективного функционирования инженерной инфраструктуры. Спецификой коммунальных предприятий является то, что они предоставляют услуги потребителям непосредственно, минуя сбытовые и торговые организации, совмещая производство, доставку и продажу услуг. В этих условиях между предприятиями и потребителями складываются устойчивые хозяйственные взаимоотношения, формируется устойчивое развитие системы коммунального обслуживания и предпосылки для своевременных расчетов за потребленные услуги. Для того чтобы система коммунального обслуживания находилась в состоянии постоянной готовности к удовлетворению всевозможных потребностей потребителей, необходимо формирование системы регулирования поддержки политики непрерывного усовершенствования. Под системой регулирования следует понимать существующий вариант выбора подхода, который делается в зависимости от обстоятельств, имеющихся ресурсов и характера преобладающей регулятивной культуры. С помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие дополняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования. В систему инструментов государственного регулирования входят административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование.

Особенностью коммунального обслуживания является функционирование предприятий в условиях «квазистационарности внешней среды» - в «условиях функционирования при которых можно абстрагироваться от факторов внешней среды, оказывающие влияние на систему на определенном интервале времени: уровень инфляции, законодательные изменения, но данные факторы ограничены во временном пространстве и при резких изменениях внешних среды данная система прекращает свое существование в том виде, в котором она находится и переходит в другой вид».

Результаты проведенного исследования системы коммунального обслуживания в ряде зарубежных стран позволили сделать следующий основной вывод: практически во всех западных странах, коммунальные услуги характеризуются как «жизненно важные». Обеспечение населения этими услугами всегда осуществляется при участии государственных органов, хотя степень этого участия варьируется в разных странах. В западной системе потребитель всегда оплачивает полный объем реально оказанных ему услуг. В условиях западной системы могут работать как частные, так и государственные фирмы. В работе проведено исследование структуры и системы коммунального обслуживания ряда стран ближнего, дальнего зарубежья.

Автором выделено четыре подхода государственной поддержки системы коммунального обслуживания, принятые в разных странах (таблица 1). Подходы сходятся в одном – государственные регулирующие органы определяют правила взаимодействия для предприятий, защищая права потребителей, гарантируя выполнение стандартов качества.

Таблица 1 – Подходы к системе управления коммунальной сферой

Американский Английский Немецкий Французский

1. Высокая степень бюрократии.

2. Создание больших федеральных комиссий.

3. Медлительность принятия решений. 1. Создание прозрачных регулирующих органов.

2. Делегирование полномочий.

3. Ответственность за деятельность каждого управляющего органа несет один человек. 1. Децентрализация управления.

2. Создание регулирующих органов на местах.

3. Быстрота принятия решения. 1. Централизованная система управления.

2. Бюрократическая система управления на уровне министерств

3. Лоббирование интересов влиятельными группами.

Основным различием между подходами является степень быстроты принятия решения по вопросам изменения тарифов для пользователей коммунальной системой, которые должны быть приемлемыми и обеспечивать достаточный уровень доходов. В работе были проанализированы и раскрыты особенности наиболее распространенных методов ценообразования на коммунальные услуги (рисунок 2).

Рисунок 2 – Методы ценообразования на коммунальные услуги

Деятельность предприятий по коммунальному обслуживанию также подлежит регулированию практически во всех новых независимых государствах (ННГ). Такая ситуация абсолютно оправдана, поскольку данная отрасль представляет собой естественную локальную монополию, работающую в секторе оказания «публичных услуг». Однако система тарифного регулирования не ориентирует предприятия на повышение эффективности своей деятельности. Это является следствием недостаточного внимания со стороны законодательной и исполнительной власти к проблемам эффективного регулирования данного сектора экономики.

Проведенный сравнительный анализ показывает, что западные предприятия планируют свою деятельность по объему сбыта своих услуг (он четко известен благодаря счетчикам), минимизируя потери при поставке услуг потребителю. Предприятия в нашей стране и странах ННГ – в сущности, по объему производства услуг (сколько бы ни произвел, все можно предъявить к оплате). Действует неявный контракт, в соответствии с которым производятся расчеты, в отличие от формального договора, по которому потребитель должен платить только за реально поставленную услугу. В западных системах коммунального обслуживания можно проследить реализацию общесистемной закономерности – «переход из одного качественного состояния в другое минимальным воздействием в критическую точку фазового перехода системы», путем регулирование естественных монополий осуществляется на основе разработанных схем, в виде «ядра кристаллизации» используются метода ценообразования на коммунальные услуги. В нашей экономике фазовому переходу соответствовало, то, что произошел процесс разрыва старых связей и уничтожение старых структур, но новые структуры до конца не сформированы. В условиях переходного периода невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными. Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий. Для того чтобы система коммунального обслуживания стала эффективной, рентабельной и привлекательной, нужно изменение системы формирования ценообразования, которое должно начаться, прежде всего, с разделения тарифов на производство услуг и передачу. Коммунальное хозяйство в России в современных условиях продолжает быть дотируемой отраслью. Значительную долю в расходной части местных бюджетов занимают именно расходы на ее содержание. Другой принципиальный момент, какие виды дотаций необходимы на содержание отрасли. В западной практике дотируется как предприятие, так и потребители, для которых услуги слишком дороги. У нас вводится подобная практика, получившая название адресных субсидий на оплату коммунальных услуг. Практически единственным видимым изменением в коммунальном хозяйстве сегодня является увеличение доли оплаты коммунальных услуг населением. На сложившееся положение дел влияет уже не один раз описанная угроза «коммунальной катастрофы», связанная с массовым выбытием основных средств (износ основных фондов более 60%) из-за отсутствия средств у предприятия для их восстановления.

Тарифное регулирование для достижения целей получения прибыли в отрасли имеет ключевое значение. Целостная коммунальная политика должна быть направлена на поиск экономически целесообразного сочетания инвестиционных ресурсов при обязательном сохранении государственного регулирования их использования в монопольных секторах экономики. Целью всех проводимых в отрасли преобразований является повышение эффективности взаимодействия коммунального хозяйства и пользователей услуг, с государством, регионами, отраслями и на этой основе – повышение эффективности функционирования экономики страны.

Дополнена методология по формированию системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания на основе применения системных закономерностей, позволяющих учитывать многомерный характер сложности изучаемого феномена

Коммунальное хозяйство как коммунальная деятельность не сводится исключительно к производству и поставке коммунальных услуг или благ коммунальными предприятиями, а является процессом, в котором как субъекты деятельности выступают не только производители коммунальных услуг, но и их потребители — жители (население) города. При этом системный анализ позволяет оценить социально-управленческую роль системы коммунального обслуживания, включая руководящие органы местного самоуправления. Применение общесистемных закономерностей позволяет проанализировать и понять основные процессы, происходящие в сложной слабоструктурированной и слабо формализуемой системе коммунального обслуживания, находящейся в кризисной ситуации. Одним из элементов государственного регулирования сферы коммунального обслуживания является индикативное планирование. Значимость индикативного планирования возрастает в связи с необходимостью достижения социальных ориентиров развития экономики, несовершенством рыночного механизма в отношении обеспечения потребности населения в коммунальных услугах. В работе показано, что изменение в характере взаимодействия между элементами системы вызывает существенные изменения в результирующем потенциале системы путем индикативного воздействия на систему.

Применение общесистемных законов позволяет определить наиболее эффективные моменты инвестирования с минимальными затратами ресурсов, механизмы объединения нескольких противоположностей в устойчивые системы. Применение математического аппарата для анализа поведения сложной системы коммунального обслуживания определяет причинно-следственные связи в системе для решения противоречий между качеством коммунальных услуг, низким уровнем сервисного обслуживания и на этом фоне постоянным ростом оплаты коммунальных услуг.


загрузка...