Управление развитием менеджерского таланта персонала организации в сфере дополнительных образовательных услуг (06.07.2009)

Автор: Ерёмина Ирина Юрьевна

Ерёмина Ирина Юрьевна

Управление развитием менеджерского таланта персонала организации

в сфере дополнительных образовательных услуг

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством (экономика труда)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Российском Государственном Университете нефти и газа им. И.М.Губкина на кафедре управления трудом и персоналом

Научный консультант доктор экономических наук, профессор

Симонова Ирина Фёдоровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Жуков Анатолий Лаврентьевич

доктор экономических наук, профессор

Мясоедова Татьяна Генриховна

доктор экономических наук, профессор

Радько Сергей Григорьевич

Ведущая организация Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Защита состоится «29 » октября 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 602.001.03 в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д.90, аудитория 222.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Академии труда и социальных отношений.

Автореферат разослан «___» _________ 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент В.Т. Стрейко

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Вопросы управления российскими организациями и персоналом являются одними из актуальнейших научных задач и диктуют изменения требований к подготовке высококвалифицированного и конкурентоспособного персонала. Поэтому в последние годы в России расширяются действия в области профессионального развития на всех уровнях. Кроме того, функционирование современных организаций зависит от принимаемых управленческих решений. Следовательно, результативность хозяйственной деятельности организации, отрасли и страны зависит от качества управления, реализовываемого менеджерами, чья роль становится стратегически значимой, и чья профессиональная деятельность сегодня как никогда должна быть ориентированной на опережение, что неотъемлемо идеологии современного развития России.

Так, в своём выступлении перед Федеральным Собранием Президент РФ Д.А.Медведев сказал: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему пятую составляющую – интеллект. Наш приоритет – это производство и экспорт знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит.(…( Жизненный успех человека зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду.(…( Какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции, реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития. Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. (…( Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей».

Так, уже сегодня в Администрации Президента Российской Федерации осуществляется работа по созданию механизма формирования федерального резерва управленческих кадров, подготовке Программы формирования резерва управленческих кадров, разработке методик отбора, подготовки, переподготовки, ротации и выдвижения участников Программы и созданием общероссийского банка данных о наиболее способных специалистах в различных сферах профессиональной деятельности.

Важную роль в формировании и управлении талантами менеджеров организаций сегодня должно сыграть возрождение российской образовательной системы, что может оказаться самым серьёзным пособием отечественной конкурентоспособности. Так, стратегия развития российского образования будет утверждена Правительством в ближайшей перспективе, а её реализация осуществится в рамках национального проекта «Образование».

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность менеджера напрямую зависит от его готовности к непрерывному самообразованию на протяжении всей профессиональной карьеры, так как независимо от чьего-либо желания существует профессионально-квалификационный цикл, который определяет зарождение и устаревание знаний, умений и навыков, мотиваций и ценностных ориентаций.

Структурное реформирование отечественной экономики характеризуются недостаточными действиями, как в методологии принятия управленческих решений, так и в технологии их исполнения, что указывает на дефицит профессионализма современных управленцев всех уровней иерархии. Некомпетентность менеджеров и всего социума в целом является причиной проявления неработающих законов и постановлений, возникновения конфликтов, случаев экологических катастроф и производственных аварий. Повышение профессиональной квалификации менеджеров в существующей системе дополнительного профессионального образования оказалось недостаточно эффективным, особенно в сфере профессионального развития управленцев.

Именно поэтому можно свидетельствовать о наличии противоречия между потребностями государства, общества, организаций в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности менеджеров и замедленными темпами реформирования сферы дополнительных образовательных услуг.

Таким образом, изменения отечественных экономических отношений, международные глобализация, жесткая конкуренция товаров и услуг побудили производство и бизнес, а также современных менеджеров разрабатывать соответствующие стратегии диверсификации, принимать управленческие решения в условиях неопределённости, недостаточности информации, экстремальности производства, непредсказуемости бизнес-процессов и экономических рисков. Это само по себе создало обстоятельство, потребовавшее развития таких профессиональных мышления, умений и навыков, мотиваций и ценностей, которые необходимы организации для конкурентного преимущества.

Степень разработанности проблемы. Разрешение противоречий возможно, опираясь на соответствующие научные разработки, на исследования в области рационализации и функциональности труда как зарубежных учёных Ф.У.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер, П.Друкер, И.Адизес, так и отчечественных исследователей А.К.Гастев, Н.Н.Гриценко, А.Л.Жуков, Л.А.Костин, В.В.Куликов, С.С.Новожилов, А.И.Рофе, Г.Э.Слезингер; повышения эффективности интеллектуального труда (Э.Мэйо, А.Маслоу, К.Альдерфер, Ф.Герцберг); совершенствования системы управления (Р.Акофф, Г.Афанасьев, Л.Берталанфи, С.Кови, П.Щедровицкий); управления качеством (Э. Деминг, К.Исикава, Ф.Кросби); особенностей управления социально-экономическими системами (В.Г.Афанасьев, Г.Т.Журавлев, В.Н.Шепель), в результате которых установлен этапный и уровневый характер управления.

Теоретические основы функционирования организаций изучаются и зарубежными и российскими учеными. Среди зарубежных авторов следует отметить работы Д. Алмонда, А. Коусон., Э. Тофлера, Й.Шумпетера. Проблемы менеджмента организации глубоко изучались отечественными исследователями, среди которых А.И. Анчишкин, А.А. Богданов, В.И. Вернадский, С.Ю. Глазьев, Н.Д. Кондратьев, А.Л. Чижевский, Ю.В. Яковец, в работах которых процессы функционирования организаций анализируются авторами с учетом особенностей транзитивной экономики и рыночных условий хозяйствования.

Основные методологические принципы профессиональной деятельности менеджера, факторы и условия эффективного управления развитием личности и группы отражены в работах А.Г.Ковалева, К.К.Платонова, Л.ИУманского, Г.П.Щедровицкого. Особенности и сущностные характеристики деятельность менеджера рассматривали Ю.П.Воронова, К,Левин, А.Т.Никифорова, Г.Щекин. Также проблемой взаимодействия менеджера и трудового коллектива занимались исследователи Б.Ф.Ломов, В.А.Розанова, Т.Шибутани, В.А.Ядов. Они изучали закономерности развития групп, групповую сплоченность, устранения конфликтных ситуаций и роль в этих процессах менеджера.

Кроме того, всё больше работ, связанных с вопросами подготовки руководителей: В.П.Андрущенко, Е.Г.Антосенков, Р.П.Колосова, В.В.Травин. Данные исследования осуществлялись на основе и под влиянием работ по образованию взрослых (С,Т.Вершловский, Н.А.Волгин, В.Г.Онушкин). Вопросами управления и организаторской деятельности, инновационных подходов в сфере дополнительных образовательных услуг занимались Т.Г.Мясоедова, В.Д.Симоненко, Ю.Н.Царегородцев. Проблемам формирования и развития корпоративных мотивацинно-ценностных ориентаций, реализации социально-ценностных аспектов в управленческой деятельности посвящены исследования В.И.Загвязинского, И.Ф. Симоновой, А.В. Комаровой.

Научные подходы к исследованию проблем профессионального развития персонала на уровне организации формировались на основе анализа и переосмысления выводов отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом. Как правило, эти исследования осуществляются в области теории управления персоналом: Дж. Равен, Т.Ю. Базаров, Б.М. Генкин, Л.В.Ивановская, С.А.Карташов, А.Я.Кибанов, М.Б. Курбатова, М.И.Магура В..И.Матирко, Ю.Г.Одегов, С.Г. Радько, В.М.Свистунов, С.В. Шекшня. Вопросы развития персонала организации рассматриваются сегодня в контексте профессиональной (компетентностной) составляющей управления, где наиболее существенный вклад в ее разработку внесли западные учёные М.Армстронг., П.Лоуренс, Дж. Хант; в отечественной науке были предприняты первые попытки научного осмысления данного явления в социологии и психологии труда (Кяэрст М., Майсурадзе Ю.Ф.) Следует отметить, что исследования, посвященные адаптации зарубежной концепции управления развитием персонала в российских организациях, как правило, осуществляются специалистами, работающими в области экономической науки (С.А. Ахаян, Г.А.Махов., Клементовичус Я.Я.). Концепция профессионального обучения, обучения действием нашла отражение в работах К. Арджириса, Р. Реванса, П. Сенге, Д.Тобина, Д. Шеена раскрывающих осмысление образования персонала как непрерывного и саморазвивающегося процессов. Вопросам организации процесса профессионального обучения, исследованию современных методов непрерывного образования посвящены также труды отечественных учёных А.П. Егоршина А.П., П.М. Новикова П.М., В.М. Зуева. А специфика профессионального развития персонала в организациях нефтегазовой отрасли отражена в работах В.Я.Афанасьева, Л.Е.Воробьевой, Р.И.Вяхирева, В.А.Дятлова, Н.М. Зазовской, Е.Б.Касьян, К.Н.Колмагорова, Б.И.Кузьмина, В.Г.Мартынова, А.А.Москаленко.

Проблема профессионализации труда и профессионального совершенствования в системе дополнительного образования нашла отражение в исследованиях Ю.П.Азарова, Ш.М.Алиева, О.С.Аббасовой, А.П.Владиславлева, А.Г.Здравомыслова. Т.О.Разумовой, И.Г.Телешовой, А.А.Унгаева. Вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность сферы дополнительных образовательных услуг освещались в трудах Н.М.Блинова, В.В.Валентинова, А.Г.Демьянченко.


загрузка...