СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИСПЕРСИЯ МЕНТАЛИТЕТА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДАГЕСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (06.07.2009)

Автор: Баглиева Ариза Захрабовна

Баглиева Ариза Захрабовна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИСПЕРСИЯ МЕНТАЛИТЕТА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДАГЕСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

09.00.13-Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Махачкала - 2009

Диссертация выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного педагогического университета

Научный консультант:

доктор философских наук, профессор,

Акимов Рустам Акимович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Бессонова Людмила Александровна

доктор философских наук, профессор

Магомедов Бахмуд Магомедович

доктор философских наук, профессор

Кафаров Тельман Эмирасланович

Ведущая организация: Дагестанский государственный технический университет

Защита состоится «___» октября 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212.053.04 при Дагестанском государственном университете, 367001, г. Махачкала, ул. Батырая,1, тел. (8722) 682326

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского государственного университета по адресу: 367001, г. Махачкала, ул. Батырая,1.

Автореферат разослан «____» ________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук Гусаева К.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Проблема менталитета в науке, культуре и особенно в государственной и общественно-политической практике приобретает все более актуальное значение в сфере самоорганизации полиэтнических общностей. Учет специфики национального менталитета в межкультурных связях и отношениях является на сегодняшний день важным условием успеха в адаптационных усилиях социумов и этносов.

Социальные сдвиги в способе существования, включая способ поведения и действия общностей, в разных регионах России имеют в качестве составляющей части этническую, национальную особенность, которая в значительной мере определяется своеобразием менталитетов общностей. Адекватное понимание менталитета конкретной общности возможно с учетом всей совокупности биосоциальных, естественно-природных, социокультурных условий ее развития, потому что то, что манифестируется на вербальном уровне в форме социально-политических, идеологических призывов, и, на первый взгляд, представляется мимолетным, ситуативным, и, соответственно, малозначащим, на поверку имеет более глубинные основания.

Знание природы менталитета общества, умение ее учитывать в процессе прогнозирования социально-экономического развития общества, умение нейтрализовать негативные моменты в этнонациональных отношениях, обусловленные ментальными различиями, - это насущная потребность и непременное условие адаптации этнонациональных социумов к новым социокультурным процессам. Умение практически оперировать менталитетом – является важным условием демократической позитивной аккультурации, диалога различных культур.

Специфика менталитета народа развивается в филогенезе в процессе приспособления к природной и социальной среде и закрепляется в психике каждого индивида в виде биологических предпосылок к развитию особенной манеры мышления. Но реализоваться эти генетически закрепленные потенциальные возможности могут только в процессе онтогенетического развития человека благодаря социокультурному взаимодействию. Ментальность чрезвычайно существенная характеристика любого социума, поскольку в качестве социокультурного субъекта человек принадлежит не столько объективному миру, сколько интерсубъективной картине мира, творимой тем или иным менталитетом.

Особо актуальной является проблема выявления структуры менталитета этносов в таком полиэтничном регионе, как Северный Кавказ и Дагестан, в частности. Ментальные особенности проявляются в индивидуальной психике и поведении людей как некие «константы», определяя базу идентичности того или иного человека определенному этносу, социуму и времени. Поэтому при тех коренных преобразованиях в социокультурной сфере современного общества, необходимо учитывать ментальные особенности людей, в первую очередь их аксиологическую структуру, так как кардинальные реформы приводят к фундаментальным изменениям основ жизни народа, которые связаны с его ценностными ориентациями, представлениями, нормами, сложившимися убеждениями и стереотипами конкретного человека. Также региональное взаимодействие и общение этносов на основе естественно-исторически сложившихся традиций характерно для народов Северного Кавказа, которые в ходе социокультурного взаимодействия активно влияют на ментальные установки друг друга. Здесь сложился общий этнокультурный фонд, который способствует традиционному культивированию взаимных симпатий, уважения и предпочтения друг друга в контексте трансрегиональных этнических контактов.

Исследование проблемы формирования и структуры этноменталитета народов Дагестана требует рассмотрения ее как в плоскости выявления закономерностей и механизма формирования менталитета в контексте эволюции данных этносов и факторов, определяющих целостность, своеобразие, пластичность народа как социума, так и в сфере раскрытия особенностей процесса усвоения индивидом этноментальных основ и подключения его к национальной культуре путем социализации. Выявление природы менталитета народов Дагестана не представляется возможным не только вне анализа сознания, как идеального, но и без выявления культурных феноменов, то есть базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта человеческой деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ степени разработанности проблемы менталитета в отечественной и зарубежной литературе свидетельствует о том, что социокультурное исследование ценностных оснований менталитета в современном российском обществе не является предметом самостоятельного изучения и представляет интерес для философского знания.

Исследование проблемы менталитета как специфического и значимого феномена получило развитие в России в 90-е гг. минувшего века. Из этого, конечно, не следует, что российские обществоведы в более ранние периоды были индеферентны как к самой проблеме, так и связанным с ней тенденциям мировой науки. Отечественные мыслители довольно давно подошли к рассмотрению феномена ментальности. Хотя этот термин не применялся, но проблема национального характера вбирающей в себя ментальность, поднималась в XIX-XX вв. в дискуссиях о путях развития России (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, К.Д. Кавелин, Н.С. Трубецкой, П.Н.. Савицкий, П. А. Флоренский, С.Л. Франк и др.). Русский философ Л.П. Карсавин писал, что исследование духовной культуры покоится на предположении о существовании чего-то общего более или менее значительного для группы личностей. Л.П. Карсавиным вводится понятие «средний человек эпохи». «Средний человек как бы заключен в каждом реальном представителе своей группы», - пишет мыслитель.

Глубокое исследование истории менталитета и самого явления мы наблюдаем в трудах А.Я. Гуревича, А.В. Маркова и др.

Внимание автора привлекли работы, посвященные: ментальной специфике исторически развивающихся ценностных отношений в различных общественных системах (А.С. Ахиезер, А.Г. Здравомыслов, Р.А. Абдеев, Н.П. Медведев, А.А. Гусейнов); рассмотрению действия ценностно-нормативного механизма регуляции социальных отношений в трансформирующемся обществе (В.П. Тугаринов, Е.М. Пеньков, А.А. Ручка, В.И. Сперанский, О.Г. Дробницкий, B.C. Барулин, А.П. Вардомацкий); проблемам социокультурной реформации в России, трансформации нормативно-ценностной системы общества (Н.П. Медведев, Н.И. Лапин, Т.Н. Заславская, Ю.Г. Волков, Ю.В. Артюхович, А. Гудзенко, М.И. Кодин, И.И. Кондрашин и др.).

Наиболее близко к проблемам менталитета и его социокультурных проявлений подошла группа современных исследователей, которые в своих работах анализировали: сущность духовных оснований социума (М.Ю. Шевяков, Л.М. Смирнов, В.В. Козловский, Ф.Ю. Гогоберидзе), вопросы соотношения сознательного и бессознательного, содержание русского национального самосознания (А.А. Вилков, В.П. Рожков, С.В. Путилов, В.П. Торукало), особенности мировоззрения, его универсальных моделей и установок (В.З. Базов, Т.О. Варюхина, И.А. Сурина), развитие технической цивилизации и ее влияние на менталитет (А.Г. Пудов, М.А. Дедюлина, И.А. Абсалямова, Л.В. Баева, А.В. Сундеева), ценностно-нормативные ориентиры российского менталитета (Ф.Т. Аутлева, А.А. Лагунов, П.Г. Лощилов, Ю.Г. Тамбиянц), преемственность и ценности в процессе передачи опыта поколений (А.Н. Цепляев, И.П. Дусева, Е.В. Плотникова, М.Н. Холодилова, Т.В. Фомичева, Н.Ю. Томилина, А.Н. Булкин), проблемы трансформации ценностных структур в менталитетах различных культур (В.В. Корнев, З.Н. Рахматулина, Н.Л. Бударина, А.Н. Цепляев, Н.А. Гейт, Г.А. Савчук, С.М. Садков).

Особого внимания в данной сфере заслуживают работы западных исследователей, а именно труды Э. Дюркгейма, Г. Лебона, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга, 3. Фрейда, Э. Фромма, Л. Февра и др.

Специальные исследования в изучении ментальности осуществлены: Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом, Ж. Дюби, Ф. Арьесом, Ж. Ле Гоффом. Привлекались также труды, посвященные попытке синтеза интеграции разнообразных научных фактов и научных подходов с единых общенаучных позиций (К. Бюлер, В. фон Гумбольдт, А. Вежбицкая, М. Коул, Ж. Делёз и др.).

Следует отметить, что все эти изыскания не дали пока концептуального подхода в решении проблемы менталитета. Одни рассматривают менталитет как систему способов оценивания, другие определяют понятие менталитета как комплекс устойчивых свойств индивида. Многие исследователи указывают на его связь с ценностными ориентациями общностей. При исследовании вопроса, связанного с этническим менталитетом народов Дагестана, интерес представляли работы, связанные с этническим самосознанием, социальной памятью нации (З.М. Абдулагатов, Р.Г. Абдулатипов, М.А. Абдуллаев, Л.Х. Авшалумова, А.Г.Агаев, М. А. Агларов, А.К. Алиев, М. В. Вагабов, Н.М. Вагабов, З.Т. Гасанов, К.Г. Гусаева, М.Р.Курбанов, Р. М. Магомедов, С.И. Муртузалиев, С.И. Мусаева, С.Ш. Муслимов, К.М. Ханбабаев, М.Я. Яхьяев).

Таким образом, проблема менталитета вообще и менталитета народов Дагестана, в частности, до настоящего времени относится к одной из самых интересных научных проблем общественной мысли. Необходимо выявление идей, способствующих категориальному определению менталитета и установление соотношения понятия менталитета с релевантными понятиями.


загрузка...