Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России (на примере юртовских татар) (06.07.2009)

Автор: Азизова Наиля Руслановна

Азизова Наиля Руслановна

Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп в современной России

(на примере юртовских татар)

АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

доктора культурологии

Специальность 24. 00. 01 – теория и история культуры (культурология)

Краснодар – 2009

Работа выполнена на кафедре гуманитарных дисциплин Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионнального образования «Московская финансово-юридическая академия»

Научный консультант:

доктор философских наук Жукова Ольга Анатольевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Астафьева Ольга Николаевна

доктор исторических наук, профессор Баранов Андрей Владимирович

доктор культурологии, профессор Найденко Михаил Константинович

Ведущая организация:

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение

«Московский гуманитарный университет»

Защита состоится « » 2009 г. в « » часов на заседании диссертационного совета Д. 210.007.02 по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете культуры и искусств

350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, корп. 1, конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Краснодарского университета культуры и искусств

Автореферат разослан « »_сентября_ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор В.И. Лях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обоснование проблемы исследования и ее актуальность.

Диссертационное исследование посвящено традиционно-обрядовой культуре локальных этнических групп в современной России (на примере юртовских татар). Повышенное внимание народов к своей традиционной культуре в настоящее время обусловлено возросшим интересом общества к историческому и этнокультурному наследию. Этот процесс связан с формированием культурного самосознания в аспекте этнической идентичности. Рост престижа народной культуры и потребность членов общества к познанию исторического прошлого, социальному и культурному опыту предшествующих поколений – не просто дань политической конъюнктуре, а насущная задача, возникающая в условиях универсализации социально-культурных практик современной цивилизации. К числу наиболее актуальных проблем, разрабатываемых культурологической наукой, следует отнести изучение традиционно-бытовой культуры этносов как основы их самосохранения и развития в глобальном мире.

В последнее время в стране наблюдается заметный рост интереса к традиционным ценностям – духовным, семейным, поведенческим, образовательным, религиозным, что позволяет исследователям характеризовать данную ситуацию как культурное возрождение. Однако процесс, который переживают народы новой России, выявляет и существенные проблемы, связанные с условиями самоопределения этнических групп. Стабильность и воспроизводство этнических традиций, безусловно, зависят от сохранности традиционных знаний в конкретных локальных группах. В этом контексте востребованность научных исследований этнокультурной тематики в рамках культурологии на разных уровнях заключается в необходимости осмысления особенностей и закономерностей развития культуры, возможностей использования наследия в современном социокультурном контексте. В данном аспекте научная актуальность работы обусловлена складывающейся новой социально-политической ситуацией как в России, так и за ее пределами, акцентирующей общественный и исследовательский интерес к этнокультурной проблематике. Вышесказанное выступает в качестве научной предпосылки рассмотрения локальной специфики малых этнокультурных групп (в процессе их развития) в составе этнической группы в целом.

Изучение истории и культуры татарской нации является на сегодняшний день одним из активно развивающихся направлений в культурантропологии, этнографии и истории культуры. Объектом исследований становятся не только отдельные региональные группы татар, но также проблемы этнической истории и духовной культуры народа в целом. Актуальность нашей темы заключается еще и в том, что проблема традиционно-обрядовой культуры татар до сих пор не стала предметом специального исследования, что затрудняет определение места и роли астраханско-юртовской культуры в тюркском мире и в жизни татарского этноса как такового.

Юртовские татары представляют собой одну из локальных групп этнотерриториальной группы астраханских татар, входящую в состав татарского этноса. На данный момент они компактно проживают в двух районах Астраханской области, находясь при этом в плотном иноэтничном окружении. Так, соседями юртовских татар являются представители русского и казахского народов, а также туркмены, калмыки, ногайцы, народы Дагестана, армяне, чеченцы, евреи, цыгане и др. В силу крайней сложности этнической истории этой группы, обусловленной наличием постоянных разноплановых влияний со стороны соседних народов, исследование данной стороны жизни локальной группы астраханских татар представляет большой научный интерес. В свою очередь, изучение традиционно-обрядовой культуры локальных групп астраханских татар, с одной стороны, позволит взглянуть на многие стороны их семейного и общественного быта сквозь призму человеческих взаимоотношений, культуры общения и культуры поведения, а с другой – проследить процессы культурного взаимодействия юртовцев с тюркоязычными и мусульманскими народами России.

Как показывает анализ научной истории рассматриваемой проблемы, к изучению традиционно-обрядовой культуры астраханских татар и их локальных групп до недавнего времени практически никто из профессиональных культурологов не обращался. Однако именно пристальное внимание и тщательное изучение особенностей юртовских татар может обогатить знания о традиционной культуре астраханских татар и татарского народа в целом. Поблема изучения традиционной культуры локальных групп астраханских татар – юртовских татар также становится актуальной не только из-за ее недостаточной изученности, но и из-за той особой роли, которую играют локальные группы в процессе сохранения традиционных знаний и традиционной культуры в целом. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена, кроме всего прочего, возрастающим интересом народов мира к своим историческим корням, к своей этнической культуре, что, в конечном счете, влечет за собой трансформацию этнического самосознания. С каждым годом решать эту задачу становится все труднее, так как быстро уходят из жизни люди старшего поколения – носители культуры, у которых не только сохранилась в памяти информация о старинных обычаях и обрядах, но и соблюдается особая укладность жизненного цикла. Постижение же специфики национальной жизни происходит через социокультурный комплекс, связывающий воедино язык, бытовую и духовную культуру народа.

Многие вопросы, связанные с отдельными этапами культурно-этнического развития локальных групп астраханских татар, могут быть осмыслены через обращение к изучению наиболее важных компонентов традиционной культуры. К ним в первую очередь относятся обряды жизненного цикла – родильные, свадебные и похоронно-поминальные. Они, как известно, являются важной частью традиционной культуры, организующей различные сферы общественной жизни. На примере обрядовой традиции астраханских татар можно исследовать ритуальную сторону культурных процессов в пределах расселения всего татарского этноса. Поскольку традиционно-обрядовая культура представляет собой огромное информационное поле, то предметная область нашего исследования будет касаться, в том числе и вопроса формирования локально-территориальные группы, что приблизит нас к пониманию особенностей ее этнической культуры. В такой постановке традиционно-обрядовая культура локальной группы астраханских татар – юртовских – в контексте общетатарской традиции может быть рассмотрена и как самостоятельная система с собственными, присущими ей значениями.

Специально заметим, что современное обращение к традиционно-обрядовой культуре локально-этнической группы астраханских (юртовских) татар открывает новые перспективы и возможности не только для данной группы, территориально локализирующейся в России и развивающейся в рамках ее национально-культурной общности и государства, но и для мирового сообщества. Традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп на сегодняшний день занимает важное место в межкультурном пространстве, ибо ее сфера бытия оказывает воздействие на мировую культуру. Таким образом, изложенные обстоятельства придают особую актуальность исследованию сущности традиционной культуры с учетом особенностей существования ее локальных групп.

Учитывая эти обстоятельства, представленное диссертационное исследование вносит свой вклад в сохранение и возрождение культурного наследия астраханских татар, в решение культурно-просветительских задач на уровне Российского государства и мирового культурного наследия.

Целью настоящей работы является анализ традиционно-бытовой культуры локальных этнических групп астраханских (юртовских) татар, выделение их региональной специфики в период конца ХIХ – начала ХХI века на основе выявления внутренней структуры, содержания и современных тенденций развития традиционно-обрядовой культуры данной группы в системе культуры татар Среднего Поволжья и Приуралья.

В качестве объекта исследования и, одновременно, субъекта-носителя традиционно-обрядовой культуры в работе рассматриваются локальные группы астраханских татар. Особое внимание уделяется юртовским татарам (юрт татарлар), или ногайским (карийле нугайлар) татарам, проживающим на правом берегу Волги, в Приволжском и Наримановском районах Астраханской области.

Предметом исследования стала традиционно-обрядовая культура локально-этнической группы юртовских татар, взятая в аспекте жизненного цикла.

В соответствии с целью диссертационного исследования ставятся следующие задачи:

– на основе обширного полевого материала дать культурно-историческую характеристику традиционно-обрядовой культуры локальных групп татар;


загрузка...