Отраслевые драйверы устойчивого развития региональной экономики: методология исследования, инструментарий оценки и позиционирования (06.07.2009)

Автор: Ашхотов Вячеслав Юрьевич

РИ 14835 126,3 0,973 0,999 1,026 0,999

КБР 50385 104,8 1,091 1,083 1,063 1,079

РК 16651 103,4 1,157 0,898 1,047 1,029

КЧР 28239 103,7 1,031 1,074 1,094 1,066

РСО 53668 106,1 1,091 1,085 1,079 1,085

ЧР 46782 126,4 н.д. н.д. н.д. н.д.

КК 655298 110,3 1,069 1,028 1,087 1,061

СК 221119 104,7 1,016 1,073 1,099 1,062

АО 105063 108.5 1,088 1,050 1,053 1,064

ВО 333856 107.0 0,997 1,069 1,054 1,040

РО 453061 112,4 1,055 1,087 1,107 1,083

Авторские расчеты по данным Росстата

Сравнительная оценка социально-экономического развития регионов ЮФО позволила выявить, что среди них имеются шесть субъектов Федерации с очень высокими темпами роста (Краснодарский край и Ростовская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания и Чеченская), три – с высокими (Ставропольский край, Республики Адыгея и Кабардино-Балкария), два – с темпами роста выше среднего уровня (Астраханская область и Республика Калмыкия), два – со средними (Республика Ингушетия и Волгоградская область).

Гораздо худшая ситуация характерна для социально-экономического состояния регионов ЮФО. В этом случае, в сравнении со средне-российским среднедушевым валовым региональным продуктом, анализируемые субъекты Федерации располагаются в следующем ранжированном порядке, от лучшего к худшему и входят в определённые группы регионов страны: со средним уровнем – Волгоградская область; с уровнем ниже среднего – Краснодарский край, Астраханская и Ростовская области; отстающие – Ставропольский край, Республики Северная Осетия-Алания и Карачаево-Черкесия; с низким уровнем – Республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Калмыкия; с крайне низким уровнем – Чеченская Республика и Ингушетия.

Регионы Южного федерального округа существенно различаются не только по уровням социально-экономического состояния и развития, но и характеру производственной специализации.

Исходя из анализируемых данных, с учетом динамических структурных сдвигов, по каждому региону ЮФО выделены ведущая и основные отрасли, а также дополнительные виды экономической деятельности в рамках реального сектора региональной экономики. Так, для Кабардино-Балкарской Республики характерна аграрно-торгово-обрабатывающая специализация с развивающимися транспортом, строительством и туристско-рекреационным комплексом.

В разрезе исследуемых субъектов Российской Федерации, как в статике, так и в динамике наблюдается значительная дифференциация различных социально-экономических показателей, свидетельствующая о наличии во многих регионах тех или иных проблем и недостатков.

Во-первых, по среднедушевым денежным доходам населения, а также с позиций соотношения денежных доходов с прожиточным минимумом, лучшие показатели характерны для Волгоградской и Ростовской областей, при существенно меньших по Республикам Калмыкия и Ингушетия.

Во-вторых, в рамках оценки доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, лучшие характеристики наблюдаются по Республике Северная Осетия-Алания, Волгоградской, Ростовской и Астраханской областям, тогда как худшие - присущи Республикам Ингушетия и Калмыкия, при этом, в динамике с увеличивающимся разрывом.

В-третьих, значительной является дифференциация денежных доходов по группам населения, о чём свидетельствует коэффициент фондов в меньшей мере колеблющийся по республикам Адыгея и Ингушетия, в большей мере – по республике Дагестан, Ростовской области и Краснодарскому краю.

В-четвёртых, уровень безработицы, исходя из данных выборочных обследований населения является меньшим в Краснодарском крае, Астраханской и Ростовской областях, при намного большем по Республикам Ингушетия и Чеченской.

В-пятых, с позиций оценки стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг меньшие уровни ценового фактора наблюдаются по Республикам Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария и Дагестан, тогда как большие присущи, прежде всего, Ставропольскому краю, а также Краснодарскому краю, Адыгее, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям, Чеченской и Ингушской Республикам.

При этом, в Республиках Калмыкия, Адыгея и, особенно, Ингушетия, стоимость минимального набора товаров и услуг значительно выше среднедушевых денежных доходов, что свидетельствует об очень низком жизненном уровне населения.

В-шестых, важным индикатором социально-экономического состояния региона являются среднедушевые характеристики потребительского рынка, как в целом, так и по структурным элементам (розничная торговля, общественное питание, платные услуги). В итоге характеристики объёма продаж товаров, в расчёте на душу населения, колеблются от 74-74,9 тыс. руб./чел. по Краснодарскому краю и Ростовской области до 13,1 тыс. руб./чел. по Чеченской Республике и 10,3 тыс. руб./чел. по Республике Ингушетия, с полярной асимметрией в размере 7,3 раза.

В-седьмых, значительными являются различия между регионами по уровню и, особенно, специфике бюджетной обеспеченности. Удельные объёмы среднедушевого консолидированного бюджета в 2007г. составили в Чеченской Республике 53,1тыс. руб./чел.(при 27тыс.руб./чел. в 2006г.), в Астраханской и Волгоградской областях, Республиках Калмыкия и Северная-Осетия-Алания, Краснодарском крае от 27,7 до 20,3 тыс. руб./чел., тогда как в Дагестане – только 14,5 тыс. руб./чел. Полярная асимметрия по этому показателю превышает 3,6 раза, с выраженной тенденцией увеличения дифференциации регионов с позиций бюджетной обеспеченности.

Принципиально различна структура консолидированных бюджетов по регионам. Если по Краснодарскому краю в 2007г. удельный вес безвозмездных поступлений составлял 18,1%, то в Республике Ингушетия и Чеченской Республике 90,1% и 92,6%. Как видно, соответствующая полярная асимметрия между крайними регионами достигает 5,1 раз.

В-восьмых, высокая поляризация регионов ЮФО наблюдается с позиций инвестиционной обеспеченности, соотношения вложений в основной капитал с материально-технической базой. Степень износа основных фондов в 2007г. колеблется от 30,6 и 36% по Карачаево-Черкесии и Краснодарскому краю до 51,5-56,1% по Астраханской области, Чеченской Республике, Республикам Ингушетия и Адыгея.

Несколько иная ситуация наблюдается по среднедушевым характеристикам инвестиций в основной капитал, где максимальные удельные объёмы в 2007г. наблюдаются по Астраханской области и Краснодарскому краю(45,7 и 44тыс.руб./чел.), при минимальных по Республикам Кабардино-Балкария и Ингушетия(14,3 и 11,6 тыс.руб./чел.).

В-девятых, кардинальные различия между исследуемыми субъектами Федерации наблюдаются с позиций финансовых характеристик деятельности организаций. Среди регионов ЮФО убыточной является хозяйственная деятельность в Ингушетии и Калмыкии. Доля убыточных организаций по субъектам Федерации, входящим в Южный федеральный округ, в 2007г. колеблются от 17,3 и 19,8% по Краснодарскому и Ставропольскому краям до 48,8 и 58,6% по Республикам Чеченской и Ингушетии

Важнейший экономический показатель функционирования региональной экономики, валовой региональный продукт, в текущих ценах, как свидетельствуют базисные темпы роста, за анализируемые десять лет в целом по ЮФО возрос почти в 10 раз, с дифференциацией по регионам от 13,3 и 13,7 раз по Республикам Северная Осетия-Алания и Дагестан до 7,3 по Краснодарскому краю, 8,1-8,4 раз по Республикам Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, а также Волгоградской области.

Qе Ингушетия – в 8,64 раза.

При нивелировании этого фактора, судя по индексам физического объёма, реальный рост ВРП в ранжированном ряду регионов ЮФО составил: 2,35 раза по Республике Дагестан; 2,09 в Северной Осетии-Алании; 2,05 по Ростовской области; 1,98 в Кабардино-Балкарии; 1,78 по Карачаево-Черкесии; 1,75 в Астраханской области; 1,72 по Ставропольскому краю; 1,7 в Краснодарском крае; 1,45 по Адыгее; 1,42 в Волгоградской области; 1,29 по Калмыкии; 0,992 раз в Республике Ингушетия.

При этом, рост внутренних цен не только не способствовал увеличению реального ВРП, но, наоборот, тормозил его, о чём свидетельствуют данные корреляционно-регрессионного анализа зависимости по регионам ЮФО индекса физического объёма валового регионального продукта от индекса цен.

Судя по коэффициенту детерминации, негативным влиянием цен определяется 42% колеблемости результативного признака. Расчёты показывают, что в соответствии с полученной функцией, в рамках наблюдающегося разброса темпов роста цен (примерно с 4 до 9 раз), физический объём ВРП снижается в два раза.

В начале 90-х годов прошлого столетия одномоментное и далее многократное повышение цен на энергоносители не только негативно сказалось на промышленности и сельском хозяйстве, но и бумерангом повлияло на сам топливно-энергетический комплекс, ибо потребители электроэнергии, газа, бензина, топливно-смазочных материалов не смогли оплачивать высокие тарифы, что привело к бартерным сделкам, удорожанию продукции и, в условиях резко снизившегося спроса, убыточности и ликвидации целых отраслей.

В настоящее время непрерывное повышение и необоснованное завышение цен и тарифов, особенно на продукцию ТЭК, как для товаропроизводителей, так и населения, негативно сказывается на национальной экономике, уменьшает объёмы производства и резко удорожает продукцию, разгоняет инфляцию, снижает уровень жизни населения.

Для оздоровления национальной экономики, предания ей импульса ускорения, недопущения, в условиях мирового финансового кризиса, рецессии необходимо принять и реализовать ряд законов и указов президента с осуществлением соответствующих мер:

- регулирования банковской маржи (соответственно, страхового бизнеса) на уровне до 2 процентных пунктов, а также торговой наценки на продукты питания и медикаменты и в продовольственной торговле;

- введения в действие максимально жёстких законов, уголовно карающих за подделку и торговлю некачественными товарами, включая продукты питания и, особенно, лекарства, медицинские изделия и услуги;

- для малообеспеченных граждан (инвалидов первой и второй групп; многодетных семей, неполных и с детьми-инвалидами; пенсионеров) следует ввести специальные пластиковые карты с дополнительным государственным субсидированием и отовариванием по льготным ценам;


загрузка...