Развитие методологии организации и реформирования муниципального звена бюджетной системы Российской Федерации (06.04.2009)

Автор: Закревская Галина Семеновна

В связи с этим определение бюджетного федерализма как организации межбюджетных отношений, предлагаемое рядом ученых, означает, что в условиях самостоятельности каждого бюджета возможно сочетать фискальные интересы Федерации, представленные в федеральном бюджете РФ, с интересами субъектов Федерации и органов местного самоуправления, воплощенные в их бюджетах. На практике такая система бюджетных отношений невозможна, хотя бы в силу недостатка финансовых средств. Вопросы удовлетворения объективных потребностей заинтересованных сторон решаются, как правило, на основе специальных процедур взаимодействия властей.

По нашему мнению, под бюджетным федерализмом следует понимать многоуровневую форму устройства бюджетной системы, предполагающую учет интересов каждого уровня власти и управления, законодательно наделенного бюджетными полномочиями, на основе достижения компромисса интересов и самостоятельного управления деятельностью всех звеньев бюджетной системы.

Для всех федеративных государств характерны три проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти: разграничение доходных полномочий, установление расходных обязательств и выравнивание бюджетов.

Исследование показало, что по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую централизацию налогово-бюджетных полномочий. Поиск оптимального соотношения между "унитаризмом", "федерализмом" и "регионализмом" проводится во всем мире. В то же время для России этот вопрос имеет особое наполнение. В России высока регионализация многих сторон жизнедеятельности общества, что не столь ярко выражено в других странах. Последнему положению автор придает особое значение, т.к. новые концептуальные подходы к реформированию бюджетного процесса базируются на принципах среднесрочного планирования как весьма значимом направлении реформирования региональных и муниципальных финансов, что предъявляет особые требования к прогнозированию доходов бюджетов каждого уровня с учетом планируемых изменений в полномочиях по уровням власти. В этой связи поиск решений, обеспечивающих оптимальное сочетание централизации и самостоятельности субъектов Федерации, связан с необходимостью установления сбалансированных соотношений между составными частями триады: функции – полномочия – ресурсы.

?l?F????#?

?l?\?????#?

?l?F????#?

?l?0???#?

???????

????????????

???????????i

???????????

?-?????????X

?????????I

???????????I

?????????*y

????????????*y

???????????7

???????

????????????

???????????.

6 собственности на ресурсы, поскольку без адекватной ресурсной базы качественное управление невозможно. Это сложный комплекс вопросов, включающих оценку социально-экономического развития каждого региона, анализ факторов, влияющих на неравномерность развития экономики регионов, разработку системы бюджетного регулирования.

Разработанный нами механизм развития и механизм реализации бюджетного федерализма и межбюджетных отношений (табл. 1) включает в себя 3 блока мероприятий, нацеленных на процессы:

Таблица 1

Механизм развития и механизм реализации бюджетного федерализма и межбюджетных отношений

Планы-прогнозы социально-экономического развития Доходы Расходы

Цель Используемые рычаги воздействия Цель Собственные Цель Финансовая помощь Цель Направление

1. Достоверность плана-прогноза.

2. Обоснованность распределения доходов между уровнями бюджетной системы.

3. Формирование необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием территорий, в т.ч. с использованием инструментов региональных (муниципальных) финансов.

4. Многовариантность плановых решений. 1. Комплексная оценка уровня развития территорий.

2. Единая методика составления плана-прогноза, законодательно регламентируемая.

3. Анализ факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития регионов (муниципальных образований).

4. Анализ экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом бюджетного и финансового аспекта. Сбалансированность, стабильность бюджетной системы. Повышение эффекта от предоставления межбюджетных трансфертов. Создание стимулирующей основы предоставления трансфертов в наращивании собственного налогового потенциала на законодательной основе 1. Повысить уровень собственных доходов местных бюджетов за счет:

а) закрепления на постоянной основе в размере 50-100% налоги:

- поимущественные налоги;

- налоги на доходы физических лиц в размере 50%;

- транспортный налог;

б) создать возможность обеспечения более гибкой структуры местных налогов и, следовательно выбор налогов, которые максимально соответствовали бы местных условиям Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов), создание стимулов для проведения на региональном (муниципальном) уровнях рациональной и ответственной политики повышения эффективности бюджетных расходов 1. Единый подход к организации всех видов финансовой помощи и в максимальной степени реализовать потенциал их целенаправленного воздействия на эконо-миику региона.

2. Распределение транс-фертов на основе показателей бюджетной обеспеченности и валовых налоговых ресурсов.


загрузка...