Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы (06.04.2009)

Автор: Плугина Мария Ивановна

Результаты проведенного исследования докладывались на Международных, Всероссийских, региональных и межрегиональных научных конференциях, представлены в монографиях и других публикациях автора.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на III Всероссийском съезде психологов (Москва, 2003); Международном симпозиуме (Кисловодск, 2005); Международных конференциях (Харьков, 1995; Ставрополь, 1999; Санкт-Петербург, 2003; Пенза, 2003; Балашов, 2004; Москва, 2004; Ставрополь, 2005; Кисловодск, 2006, Ставрополь, 2006; Кисловодск, 2007; Карачаевск, 2007; Армавир, 2007; Кисловодск, 2008; Ставрополь, 2009); на Всероссийских и межрегиональных конференциях (Ростов-на-Дону, 1999; Ставрополь, 2000; Ставрополь, 2002; Москва, 2002; Москва, 2003; Санкт-Петербург, 2003; Карачаевск, 2003; Карачаевск, 2004; Сочи, 2004; Краснодар, 2005; Ставрополь, 2005); на годичных собраниях Южного отделения РАО (1996, 1999); на кафедре философии МПГУ (Москва, 2001, выпуски IX, X); на краевых, городских внутривузовских научно-практических конференциях; на методологических и методических семинарах кафедры психологии Северо-Кавказского государственного технического университета, кафедры психологии и управления филиала Московского государственного открытого педагогического университета в г. Ставрополе, кафедры психологии Института Дружбы народов Кавказа, кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы.

Материалы диссертации отражены в отчетах по НИР, использовались при проведении занятий в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы и при подготовке аспирантов Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского коммерческого социального института, Института Дружбы народов Кавказа и при разработке научных и учебно-методических материалов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Разработка акмеологической концепции профессионального становления преподавателей высшей школы является следствием научного представления об основных подходах к изучаемой проблеме; основных тенденциях развития высшего образования и его роли в развитии личности; сложности, многогранности, полифункциональности профессиональной деятельности преподавателей высшей школы; существующих противоречиях в современной высшей школе и их влиянии на процесс профессионального становления; постановке общеакмеологической цели профессионального становления преподавателей высшей школы – создание условий, обеспечивающих вершинные достижения.

2. Процесс профессионального становления, рассматриваемый с позиций общеметодологических принципов и подходов, дает представление о психологической сущности этого феномена, основное содержание которого заключается в количественных и качественных изменениях, происходящих в процессе развития человека, в формировании личности профессионала на основе и через включение индивида в различные формы деятельности.

С позиции акмеологического подхода профессиональное становление личности рассматривается как качественное поэтапное преобразование необходимых для осуществления деятельности личностных свойств и использование их как ресурсов и средств в соответствии с требованиями социальной ситуации профессионального развития. В этом процессе на основе целенаправленной активности личности определяется вектор и содержание жизненной стратегии, проектируется оптимальная модель профессиональной деятельности, интегрируется приобретенный опыт для достижения акме.

3. Акмеографический подход к описанию личности и деятельности преподавателя высшей школы обеспечивает представление:

– о сущностных характеристиках, целях, задачах, проблемах каждого этапа профессионального становления вузовских преподавателей;

– о профессионально значимых личностных качествах, необходимость развития которых обусловлена системой требований и которые последовательно преобразуются, совершенствуются, обеспечивая преподавателю возможность достижения микро-акме на определенных этапах самостоятельного осуществления профессиональной деятельности и полной самореализации в целостном процессе профессионального становления;

– о необходимости изучения и формирования психологической готовности преподавателей высшей школы к саморазвитию, к адекватному принятию целей, задач, функций профессиональной деятельности, готовности преодолевать трудности профессионального становления;

– о критериях и показателях продуктивности профессионального становления преподавателей высшей школы, определяемой посредством соотнесения результатов каждого этапа становления его целям, задачам и уровню личностно-профессионального развития, которые дают возможность выявлять акмеологические зависимости и закономерности, возникающие под влиянием акмеологической среды, проектировать стратегии, обеспечивающие вершинные достижения в процессе осуществления профессиональной деятельности.

4. Теоретический и эмпирический анализ научной проблемы позволяет определить сущностное содержание акмеологической концепции профессионального становления преподавателей высшей школы:

– принципы, объясняющие детерминанты профессионального становления личности (общеметодологические принципы, конкретные методологические принципы акмеологии и специальные методологические принципы психологии);

– акмеологическая модель, которая обеспечивает общее представление об особенностях профессионального становления преподавателей высшей школы; о способностях преподавателей осознавать специфику профессиональной деятельности, иметь адекватное представление о реальном профессиональном образе, стратегиях профессионального становления; о потребностях преподавателей в совершенствовании профессиональной компетентности, что находит отражение в структурных компонентах модели (ценностно-целевой, содержательный, инструментальный, технологический, критериально-результативный и рефлексивный);

– акмеологический алгоритм, который представлен системой последовательных действий, включающих личностную рефлексию (обеспечивает первоначальное представление о себе как субъекте профессиональной деятельности); разработку и поэтапную реализацию профессионального замысла (выступает центральным звеном в жизненной стратегии); профессиональную самореализацию на основе самопроектирования, самоконтроля и самокоррекции (способствует продуктивному профессиональному становлению);

– акмеологические технологии, среди которых наиболее востребованными являются технология самопознания (дает возможность получать информацию о собственном мире психических процессов и явлений, формировать адекватное представление о своих актуальных и потенциальных возможностях, реальном профессиональном образе); саморазвития (отражает сознательное стремление субъекта деятельности сохранять и развивать свою индивидуальность); самореализации (раскрывает потенциал личности посредством техники инвентаризации, саморегуляции, самоутверждения); личностно-ориентированные технологии, в которых как ведущая определяется технология сотрудничества (реализует принцип субъект-субъектных отношений). В совокупности названные технологии обеспечивают совершенствование психолого-акмеологической компетентности преподавателей, продуктивное личностно-профессиональное развитие на этапах профессионального становления;

– акмеологические механизмы, представляющие совокупность объективных и субъективных, универсальных и специальных механизмов, возникающих на определенных этапах становления и обеспечивающих преподавателю возможность адекватно оценивать и соотносить профессионально личностные качества требованиям профессиональной деятельности; осуществлять контроль за личностно-профессиональным развитием на этапах профессионального становления; приобретать опыт профессиональной деятельности, интегрировать его; определять векторы достижения вершин профессионализма.

5. Продуктивность профессионального становления преподавателей высшей школы обеспечивается акмеологической средой, которая создается в результате включения в средовое пространство компонента, способного выполнять роль «активизатора» для других составляющих среды, преобразовывая их цели в общеакмеологическую цель, и обеспечивать установление обратной связи субъектов с обществом.

Акмеологическая среда, представленная совокупностью условий, возникающих и создаваемых в процессе функционирования каждого ее структурного компонента: профессионального, образовательного, акмеологического сопровождения, и находящихся под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивает личности возможность продуктивно осуществлять каждый этап профессионального становления, реализовывать себя в профессии, достигать вершин профессионализма на основе выделения следующих параметров: ценности (принятие педагогической профессии как миссии); установки (связаны с активным развитием, саморазвитием и самосовершенствованием); отношения (субъект-субъектная основа); образы (создание профессионального образа в соответствии с требованиями профессии и социальным заказом общества).

Включение в структуру акмеологической среды акмеологического сопровождения профессионального становления преподавателей высшей школы позволяет преподавателю на основе научно обоснованной акмеологической диагностики адекватно оценивать личностные профессионально значимые характеристики, устанавливать баланс между наличным (реальный образ), необходимым (оптимальный образ) и желаемым образом (обусловлен требованиями профессии, представлен как эталон), успешно осваивать новую социальную роль на этапе адаптации; выстраивать успешную стратегию профессионального становления, принимать и выполнять на высоком уровне предписанные функции, компетентно решать профессиональные задачи, достигать высоких результатов в научно-исследовательской деятельности, развивать профессионально значимые личностные качества в направлении заданных образов на этапе профессионализации; проектировать собственную деятельность, реализовывать индивидуальный стиль деятельности и педагогические позиции, передавать свой опыт другим, достигать максимальной продуктивности на этапе профессионального мастерства.

Реализация идей акмеологического сопровождения наиболее эффективно осуществляется в периоды активного включения преподавателей в систему послевузовского образования (аспирантура, докторантура, факультеты повышения квалификации), что объясняется их психологической готовностью к построению новых отношений, освоению новых ролей, приобретению новых знаний, повышению профессиональной и научной компетентности.

6. Продуктивность профессионального становления преподавателей высшей школы (как соотнесение конечного результата каждого этапа становления его целям и задачам) определяется посредством качественного анализа и оценки результатов экспериментальной работы по следующим показателям:

– сформированность психолого-акмеологической компетентности, обеспечивающей преподавателям возможность формировать научное представление о мире психических явлений человека; определять способы саморазвития и самокоррекции; познавать, адекватно оценивать и совершенствовать себя; определять факторы, сопутствующие профессиональному становлению; проектировать эффективные стратегии профессионального становления и устанавливать конструктивные межличностные отношения;

– развитие таких профессионально значимых личностных качеств, как потребность в самоактуализации, уровень субъективного контроля, социальная зрелость, инициативность и активность, саморегуляция и самоконтроль, личностная рефлексия, самоуважение, корректива жизненного замысла.

7. Продуктивность, являясь главным объективным критерием оценки профессионального становления преподавателей высшей школы, в совокупности с субъективными и конкретными критериями обеспечивает понимание действия акмеологических механизмов, выступающих движущей силой на каждом этапе становления, и выявление акмеологических зависимостей, закономерностей этого процесса.

Акмеологические зависимости раскрывают связь между потребностью преподавателей в продуктивном освоении этапов профессионального становления и готовностью совершенствовать личность и деятельность на основе использования нового опыта.

Акмеологические закономерности отражают взаимозависимость развития профессионально значимых личностных качеств и качества структурных компонентов акмеологической среды; характеристик профессионализма преподавателей высшей школы и их личностной готовностью к использованию возможностей акмеологической среды для самосовершенствования.

8. Достижение максимальных результатов на каждом этапе профессионального становления, обозначаемых как «микро-акме», обеспечивается влиянием нормативно-регламентирующих, организационно-деятельностных, психолого-акмеологических условий, которые определяют эффективность личностно-профессионального развития преподавателей на каждом этапе профессионального становления и которые в совокупности с акмеологическими факторами (субъективные и объективные) обеспечивают продвижение к акме и профессиональную самореализацию.

Оптимизация профессионального становления преподавателей высшей школы обеспечивается посредством разработки акмеологических программ, индивидуальных акмеограмм, активного включения преподавателей в научно-исследовательскую деятельность, использования современных технологий обучения в системе повышения квалификации, совершенствования средств, которыми располагает акмеологическая среда, и совершенствования уровня компетентности ее субъектов.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В результате теоретико-методологического анализа проблемы профессионального становления личности выявлены научные основания для разработки акмеологической концепции профессионального становления преподавателей высшей школы.

Анализ научных исследований свидетельствует о том, что изучение проблемы профессионального становления проводилось в разных направлениях:

– с позиции личностно ориентированного подхода процесс профессионального становления рассматривается в единстве мотивационно-потребност-ной и операциональной сфер;

– с позиции дуального подхода предполагалось изучение субъекта в системе естественных законов движения и системе его социальных связей;

– с позиции деятельностного подхода профессиональное становление понимается как особая форма активности, возникающая в совместной деятельности и проявляющаяся как совокупность различных форм деятельности, которые обеспечивают формирование и реализацию личности профессионала;

– в контексте концепции «готовности» этот процесс предполагает создание функциональной основы психической регуляции деятельности; расширение взглядов на мир профессий; формирование личного опыта и «присвоение» ценностей культуры; интеграцию ценностно-мотивационной, операциональной и функциональной готовности субъекта.

Профессиональное становление субъекта деятельности в психологии рассматривается как часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений и до окончания активной профессиональной деятельности; как формирование профессиональной направленности, компетентности, социально-значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека и др.

В обобщенном варианте процесс профессионального становления рассматривается как сложное полисистемное образование, которое регулируется на основе индивидуальной детерминации, тесно связано с жизнедеятельностью человека и включает профессиональное обучение, развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание.


загрузка...